Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Б/. Философия Аристотеля



Ученику Платона Аристотелю (384-322 до н.э.) удалось создать принципиально новый тип философского мышления, опирающийся на разум и выражающий себя в форме научного трактата. Аристотелевский тип философствования господствовал в Европе в течение многих веков. Он, в силу своей систематичности, подходит для синтеза имеющихся знаний, поэтому Аристотелю удалось создать универсальную концепцию, во многом подводящую итог развития классического периода античности философской мысли, синтезирующей в себе достижения предшествующих мыслителей.

Аристотелевская философия выросла из платоновского учения об идеях. Но, стремясь привести это учение в более тесную связь с эмпирическими знаниями, Аристотель пришел к иному взгляду на отношение идей к отдельным предметам реальности. Он исходит из того, что идеи не имеют самостоятельного существования вне отдельных предметов и представляют собой лишь внутренние, субъективные, то есть присущие самому предмету, формы реальных предметов. Поскольку эти идеи (формы) – сущность, общее, объединяющее эти предметы в один вид, постольку исследования Аристотеля имеют своим предметом отношение общего к частному. Точное определение данного отношения сделало философа основателем логики - науки о правильном мышлении. Рассматривая общее за истинную сущность того, что есть в отдельных предметах, он поставил задачей науки объяснение этого общего через понятие и закрепляющее его определение. Он учил, что научные понятия соответствуют формам существующего, сущности его, а исходные понятия – категории – являются высшими формами бытия. К ним он относит, прежде всего, форму (идею), материю, причину и цель. Подобным же образом Аристотель считает высказываемое в суждениях представление за верное выражение соответствующего сочетания реальных вещей. Далее он построил теорию умозаключений, как основанный на правильном соединении понятий способ постижения научной истины. Наконец, чтобы утвердить пользование логическим доказательством на прочном основании, Аристотель не оставил без внимания и предварительного процесса мышления, то есть оснований первоначальных суждений. Наблюдение, опыт и наведение - вот источники, из которых человек черпает свои суждения о вещах. Аристотель показал, как путем наведения наука восходит от воспринятого чувствами единичного факта к общему, а затем развивает знание дальше с помощью умозаключений.

На этих основных положениях Аристотель создал систему знаний, состоящую из трех частей, которые соответствуют различным способностям ума, - теоретическую, практическую и поэтическую философию. Во главу этой системы он поставил первую философию или метафизику (в переводе с греческого - буквально “после природы”), задача которой исследовать общие основания всего существующего. Аристотель устанавливает следующие начала бытия: форму, вещество, причину и цель. Он определяет отношение двух первых в том смысле, что в каждом отдельном предмете между формой, как общим, и веществом, как особенным, существует связь, в силу которой форма должна быть рассматриваема, как осуществление того, что материя (вещество) заключает в себе в виде возможности. Следовательно, только форма придает материи действительное существование, делает ее предметом, тем, что она есть. Но для того, чтобы из данных оснований объяснить бытие, Аристотель должен был признать существование некоторой нематериальной, точнее не связанной с конкретным предметом, формы, как высшего и совершенного бытия, как чистой творческой деятельности. Ее Аристотель называет Богом, который есть чистая форма, противопоставленная в качестве деятельного начала материи, существующей в виде возможности. Бог, как чистая деятельность, есть и первая причина всего движения. Он является неподвижным движителем всего, источником закономерного. Материя, в противоположность ему, является вместилищем проявляющихся в отдельных актах творения механических причин, следовательно, есть причина случайности. Между нею и Божеством лежит безграничный мир реальных существ, который в силу своего большого или меньшего приближения к чистой форме (к Богу), образует преемственную лестницу творений.

Свои метафизические воззрения Аристотель развивает в натурфилософии (философии природы), для которой он использовал громадный материал своих естественнонаучных знаний. Все его учение о природе опирается на понятие целесообразности. Мир вечен; он не имеет ни начала, ни конца. Творчество в природе есть процесс постоянного создания, но и разрушения. Цель творчества - приближение материи к духу, победа формы над материей, - осуществляется, наконец, в человеке. Это подчинение материи форме выражается в постоянном развитии, идущем от неорганического к органическому, и далее к миру животных, и завершающемуся в человеке. Данный процесс развития Аристотель понимает в том смысле, что на каждой высшей ступени развития, при сохранении свойств низших ступеней, появляется новая сущностная сила. Так, в человеке, например, вместе с общими животными свойствами соединяется еще особая сила - мыслящий разум. Душа человека включает в себя присущую растению образовательную силу (питающая душа), присущую животным способность чувствования, желания и движения (чувствующая душа). К ним присоединяется еще и разум (разумная душа), которая не зависит от тела и поэтому бессмертна, тогда как две другие части души погибают вместе с телом, с которым они связаны. Разумная душа предельно близка к чистой форме, то есть к Богу.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.