Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Часть I. Исторические типы философии



Философия – это наука. Как и всякая другая наука, философия стремится к установлению строго доказуемых истин не для избранных народов и наций, а для всех мыслящих людей. Однако следует принять во внимание, что философия является наукой единственной в своем роде и отличается от других наук двумя характерными особенностями. Анализируя природу вселенского бытия, философия доводит этот анализ до крайнего предела, т.е. занимается не только аспектами мира, доступными изучению, но и такими ее аспектами, которые не поддаются никакому анализу и составляют содержание наиболее всеобщих идей и суждений. Чтобы успешно разрешить эту задачу, философ должен обладать способностью к спекуляции, т.е. интеллектуальной интуиции, которая должна быть развита у него лучше, чем даже у математика. С другой стороны, в процессе изучения основных элементов и аспектов мира философия должна вскрыть их внутреннюю взаимосвязь, которая образует мир как целое. Изучение мира как целого является делом космологии, составной части метафизики. Космология занимается такими важными конкретными и частными элементами как биологическая эволюция и история человечества. Отсюда философия должна ответить на вопрос о том, каков их смысл, каково их место в мире как целом. Занимаясь такими вопросами, философ убеждается в том, что для их изучения полезно пользоваться способностью к эстетическому созерцанию, ибо в эстетическом созерцании улавливается красота, которая суть, прежде всего, цельность.

Таким образом, высочайшие достижения философии требуют сочетания двух противоположных и трудносовместимых способностей: способности к абстрактному мышлению в его высшей форме и способности к конкретному созерцанию реальности на его высшей ступени.

Эти задачи философии так велики, а способности, необходимые для их разрешения, так мало развиты в человеке, что философия даже в наши дни находится на более низком уровне развития, чем, например, такие науки, как математика и физика. Об этом наглядно свидетельствует факт существования многочисленных философских школ, иногда прямо противоположных и крайне враждебных друг другу. В действительности иногда они едва ли способны к взаимопониманию. Но самое худшее заключается в том, что даже наиболее «значительные» философские системы содержат наряду с великими достижениями и несомненные ошибки. Неудивительно, что в противоположность специальным наука, т.е. наукам о частных отделах и аспектах мира, на философии лежит печать характера и интереса и конкретных личностей-исследователей, и различных народов, которые занимаются ею. Поэтому можно говорить о национальных особенностях немецкой, французской, английской, русской и др. философии. Зачастую появляются поразительно односторонние философские школы. Однако, изучение этих крайностей весьма полезно, ибо при критическом рассмотрении нетрудно усмотреть, какой аспект истины они содержат в себе и как можно включить его в полную систему знаний о мире и смысле жизни.

Но, помимо отмеченной выше борьбы различных философских школ, в истории развития философии, несомненно, существует традиция решения определенных проблем, некоторая последовательность развития философской мысли, гениально отраженная в «Истории философии» Г.В.Ф. Гегеля. И постепенное изучение данной традиции по своей сути есть, хотя и в некотором упрощении, развертывание философского знания.

В данном пособии история философской мысли представлена в самых общих чертах. Сам раздел носит педагогический, развивающий характер и имеет одной из главных целей подготовку изучающего философию к осмыслению ее основных проблем. Ограниченный объем пособия заставил автора сконцентрировать внимание на осмысление лишь одной, хотя, может быть, и самой плодотворной, традиции в истории философской мысли, берущей начало в античном мире. Традиция, берущая начало в умозрениях Древнего Востока, осталась без рассмотрения. Для ее изучения в общих чертах можно рекомендовать вполне доступные учебники - “Введение в философию” и “Историю философии в кратком изложении”.

При изучении данного раздела пособия необходимо иметь ввиду, что существует относительно самостоятельная наука - история философии, которая обстоятельно изучает материал данного раздела. Поэтому для углубления знаний по истории философской мысли следует использовать специальные учебники, а также оригинальные работы выдающихся мыслителей, некоторые из которых указаны в списке литературы, приложенном к данному пособию.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.