Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общие формы реализации функций права.



 

В теории права реализация права обычно рассматривается в нескольких аспектах, под которыми понимается, такое поведение субъектов права, которое полностью согласуется с предписаниями правовых норм и исходит из них, так называемое правомерное поведение. Кроме того реализация норм права также представляет собой практическую деятельность людей по приобретению и использованию прав и выполнению юридических обязанностей [4]. И самое главное, реализация права включает в себя «претворение требований права в жизнь, при котором они воплощаются в поведении субъектов» [5].

Исторический выбор человеческой цивилизацией именно правовой формы общения между людьми был предопределен той уникальной способностью права эффективно и разносторонне воздействовать на общественные отношения. В системе социального регулирования правовое воздействие занимает особое место, так как является тем необходимым организационным фактором, с помощью которого осуществляется государственное руководство обществом.

Воздействие права на общественные отношения имеет многосторонний, разнообразный характер, и состоит не только в нормативном, но и в психологическом, идеологическом и других форм влияния права на сознание, волю и чувства людей. Именно через призму разума человека право находит свою «физическую оболочку». Другими словами, данная категория представляет собой весь процесс влияния права на социальную жизнь.

Таким образом, механизм правового воздействия представляет собой единую, объемную систему, которая может рассматриваться в нескольких аспектах, уровнях и плоскостях. Эта система, как и взаимосвязи ее элементов, динамична. Воздействие постоянно развивающейся системы на общественные отношения выражает категория функций права. Так как право обладает определенной степенью саморегуляцией, но в то же время не может до конца достичь такого обоснование чтобы регулировать все свои процессы самостоятельно, то функции права представляют собой правовое воздействие, включающие в себя три формы регулирования: информационную, ориентационную и правовую. В соответствии с этими формами выделяют три формы реализации функций права:

- информационную форму;

- ориентационную форму;

- правовое регулирование.

Информационная форма реализации функций права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие противоречат интересам общества, государства и граждан.

Источники, из которых граждане получают информацию о содержании норм права, могут быть самыми различными: официальные источники, средства массовой информации, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юридической профессии, это могут быть руководители различных уровней, друзья, знакомые, родственники, популярная юридическая литература и ряд других.

Правовая информированность имеет огромное значение, однако на сегодняшний день ее уровень значительно отстает от потребностей общественного развития и нуждается в существенном повышении. Особое значение это обстоятельство имеет в периоды интенсивного обновления законодательства. Поэтому граждане объективно нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях, вносимых в него, о новых законах.

Дело в том, что важны не только знания норм права, но и выработка у граждан позитивных правовых установок, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного правового воздействия.

Сущность правовой установки в правовой сфере можно определить как предрасположенность личности к восприятию норм права, его оценки, готовностью к совершению действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения в сфере правового регулирования.

Ориентационное правовое воздействие складывается из совокупности правовых установок и представляет собой двуединый процесс: формирование установок - с одной стороны, и их влияние на правовое поведение граждан - с другой.

Центральное место в системе правового воздействия занимает правовое регулирование. Оно осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуют в совокупности механизм правового регулирования.

Эффективность реализации функций права в рамках этой формы зависит от выяснения следующих принципиальных положений:

- условий эффективности регулирования;

- процесса правового регулирования;

- социальных результатов регулирования.

Условия эффективности правового регулирования подразделяются на объективные и субъективные. Объективными условиями являются: социально-экономическое состояние, система хозяйства, формы собственности. К субъективным обычно относятся: научная обоснованность необходимости регулирования, выбор оптимального варианта регулирования, своевременность правотворчества, совершенствование действующего законодательства, обеспечение стабильности правового регулирования, ясность, четкость правовых предписаний, активность правоприменительных органов в деле воплощения в жизнь правовых предписаний и ряд других.

Процесс правового регулирования состоит из трех взаимосвязанных стадий. К первой стадии относиться регламентация общественных отношений, их урегулирование, то есть разработка и принятие юридических норм. Вторая стадия подразумевает возникновение субъективных прав и юридических обязанностей, возникновение правоотношений. Смысл данной стадии заключается в переходе от общих предписаний норм к конкретной модели поведения конкретных лиц. Третья стадия является завершающей стадией процесса правового регулирования, включает реализацию норм права, юридический результат регулирования заключающийся в фактическом использовании лицами своих субъективных прав, исполнении обязанностей, соблюдении запретов.

Таким образом социальный результат регулирования - это, главным образом, эффект в экономической, политической и духовной сферах. Он может выражаться в закреплении определенных отношений, их развитии, искоренении нежелательных явлений.

Более подробно следует отметить, что осуществление функций права происходит с помощью двух способов. Первый способ заключается в реализации функций права через правоотношения, в которые вовлечены различные категории граждан с дифференцированным правовым статусом. А конкретно необходимо рассмотреть правовое регулированиев специально-юридической форме правового воздействия, которое связано с прямыми, строго определенными предписаниями о должном и возможном поведении, с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов. Права и обязанности в этих правоотношениях становятся в известной мере осознанной необходимостью поведения, и, стало быть, осуществляются не в качестве вынужденной реакции на притязание, а как стремление удовлетворить законный интерес носителя права. [9] Поэтому данный способ характерен для осуществления специально-юридических функций, которыми являются регулятивная и охранительная, как основные функции права.

Так, реализация регулятивной функции осуществляется через регулятивные правоотношения, которые возникают на основе правомерных юридических фактов и в соответствии с предписаниями регулятивных правовых норм. Поэтому именно регулятивные правоотношения составляют основу правопорядка как конечной цели осуществления регулятивной функции права. Реализация же охранительной функции права осуществляется через охранительные правоотношения, возникающие вследствие неправомерных поступков субъектов права. Ее осуществление происходит путем применения специальных охранительных норм, мер правовой защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Второй способ включает в себя реализацию функций права вне правоотношений, основой которых являются правовое воздействиекак многосторонний процесс влияния права на социальную жизнь. В ходе чего право воздействует на правосознание человека путем формирования у него определенных взглядов на различные явления правовой действительности и, соответственно, отношения к ним. Для рассмотрения данного способа реализуются общесоциальные функции права. В качестве примера можно привести реализацию воспитательной функции права, которая допустима без вступления субъектов в конкретные правоотношения и представляет собой процесс воспитательного действия права и его норм на различные уровни общественного или индивидуального правосознания. Основное внимание здесь акцентируется на общеидеологическом влиянии правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование уважительного отношения к праву, выработке ценностных ориентиров, в том числе и «привычки» поступать в соответствии с правом. Поэтому реализация данной функции происходит, как правило, через так называемые средства правовой пропаганды: путем проведения с целью обучения семинаров, лекций, конференций, выступлений, встреч с представителями юридической науки, через средства массовой информации и ряда других методов.

Выделенные способы реализации функций права помогают дифференцированно подойти к таким правовым категориям, как «правовое регулирование» и «правовое воздействие». Ранее отмечалось, что понятие «воздействие» по объему более широкое, чем понятие «регулирование», поскольку «воздействие включает как регулирование с помощью определенной правовой нормы, так и другие правовые средства и формы влияния на поведение людей». Так, С.А. Комаров включает в механизм правового воздействия, наряду с механизмом правового регулирования, правосознание, правовую культуру, правовые принципы, правотворческий процесс. [21]

Таким образом, посредством правового регулирования обеспечивается возможность многостороннего и системного воздействия на общественные отношения с целью эффективного государственного руководства обществом. В теории права, как правило, выделяют ряд основных способа правового регулирования:

- дозволение, т.е. предоставление лицам права на собственные действия;

- запрещение – это некоторое возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения определенных действий;

- позитивное обязывание представляет собой возложение обязанности к активному поведению;

- рекомендование – совет.

Программа, заложенная в данных способах, призвана организовать и направить волю субъектов, к которым адресовано нормативное предписание. Воздействие на которую осуществляется путем установления ее возможного и должного состояния, необходимого для достижения желаемого для общества и государства результата – упорядочения общественных отношений. Иными словами, способы правового регулирования выступают своеобразными путями трансляции государственной воли, воспринимающему реципиенту (личности).

Таким образом, в сочетании данных способов проявляются особенности той или иной функции. В которых не случайно способ правового регулирования является одним из основных критериев разграничения функций права на регулятивные и охранительные.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.