Философия – наука о всеобщем. Это ее предмет. Он исследует то, что присуще всему. Философия – это наука об общих свойствах (качествах) вещей, всеобщем в познании, всеобщем в отношении бытия и сознания. Философия зародилась в античные времена и обозначала любовь к мудрости.
В то время, когда философией назывались вся система знаний, всякий знающий именовался философом (мудрым).
В эпоху дифференциации наук «философствовать» означало «абстрактно рассуждать», «умозрительно постигать сущность вещей». Не удивительно, что тогда существовали философии различных наук – философия права, философия истории, философия физики, философия ботаники, зоологии. Последней философией такого рода была философия Гегеля.
Для знакомства с этой философией студенты должны обратиться к работе Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».
Далее, студенты могут понаблюдать с помощью учебников по истории, философии и художественных текстов, как по мере развития наук философия вытеснялась из специальных областей знания. Это отразилось в раннем позитивизме. Тот вид философии, который был известен его представителям, рассматривался как единственный вид. И критику его распространяли на философию вообще. Одним словом, позитивисты О. Кант, Э. Литре, Д.С. Милль, Г. Спенсер и др. были правы в своём отрицании существующей философии, но их отрицание было метафизическим. Кроме того, для позитивизма характерен эклектицизм, сочетания положений субъективного идеализма и материализма. Здесь уместно вспомнить, что образ раннего позитивиста нарисован И.С. Тургеневым в романе «Рудин». В этом романе содержатся споры Рудина, последователя классической немецкой философии, и Пигасова, последователя позитивизма.
И опять нужно обратиться к указанной работе Ф. Энгельса.
Л. Фейербах тоже отвергал прежнюю философию. Предметом философии он считал человека, а через него природу, поскольку человек – часть природы. Антропологию, включая и физиологию, Л. Фейербах объяснил универсальной наукой. Такое сужение предмета философии, отождествление его с одной конечной системой, делало философию практически не нужной.
Надо было по-иному решать проблему предмета философии. Поскольку философия оказалась в положении шекспировского короля Лира, раздавшего свои владения дочерям, она должно была обратиться не к той или иной отдельной предметной области, а к тому, что не исследует ни одна наука - к всеобщему. Данные специальных наук являются для философии основой, эмпирической базой.
2. Основной вопрос философии. Классификация философских направлений
Итак, напомним, что основным вопросом философии является вопрос об отношении сознания и бытия, идеального и материального. Он имеет две стороны: онтологическую и гносеологическую. Обратимся к словарям. Онтология — учение о бытии. Онтологически исследовать что-то — значит, изучить это как бытие, т. е. в связях вещей. Онтологическая сторона основного вопроса философии звучит так: что первично — бытие или сознание, материальное или идеальное? По первой стороне основного вопроса философские направления делятся на монизм и дуализм. Сторонники монизма считают, что в мире есть одно начало, одна основа. Дуалисты же полагают, что таких начал два, таких основ две, и они равнозначны. Дуалистом был, например, французский философ семнадцатого века Рене Декарт.
Монизм делится на идеализм и материализм. Первое направление объявляет первичным идею, дух, второе — материю, природу
Идеализм считает духовное, идеальное первичным. «Идеи правят миром» — таково убеждение идеалистов. Они абсолютизируют духовное в жизни, утверждают, что мир можно преобразовать лишь с помощью идей, новых принципов, путем освобождения людей от предрассудков. Объективный идеализм (Платон, Гегель, Шопенгауэр) выводит реальное, объективное из идей, духа и т. п.
Объективный идеализм Платона заключается в утверждении, что где-то существует мир идей, независимых от человечества, а все чувственно воспринимаемые вещи есть копии, слабые тени этих идей. Идеи постигаются не посредством ощущаемых вещей, а путем прямого, «внутреннего» восприятия - созерцания, да и то только философами. Это приводит к знаменитому образу пещеры, согласно которому тех, кто лишен философии, можно сравнить с узниками пещеры, которые связаны и поэтому способны видеть только в одном направлении — перед собой. Позади них горит огонь, а перед ними — стена. Между ними и стеной нет ничего; все, что они видят,— это их собственные тени и - тени предметов, находящихся в промежутке между их спиной и огнем. Если люди прикованы так с детства и никогда не могли поворачивать голову вокруг, то они неизбежно принимают эти тени за реальные предметы и не имеют никакого представления о предметах, которые порождают эти тени.
Иным является субъективный идеализм (Д. Беркли, Р. Авенариус, Э. Мах, А. Айер). Субъективные идеалисты берут действительный факт, что вещи даны нам через опыт, через ощущения, и предлагают их рассматривать только так, как они даны в опыте. Отсюда и определение Д. Беркли вещи как комбинации ощущений, а Э. Маха — как комплекса ощущений. Джордж Беркли отрицал существование материи, независящей от ощущений, с помощью ряда остроумных аргументов. Они наиболее полно изложены в его работе «Три разговора между Гиласом и Филонусом» в 1713 году. Вот знаменитый аргумент его о теплой воде. Когда у вас одна рука горячая, а другая — холодная, опустите обе теплую воду, и одна из них почувствует холод, а другая — тепло. Но вода одновременно не может быть теплой и холодной, отсюда вывод: «тепло и холод — только ощущения, существующие в нашей душе».
Субъективный идеализм ведет к солипсизму, но это не значит, что они одно и то же. Солипсизм почти никто не отстаивал, не защищал, не проповедовал, от него открещивались сами субъективные идеалисты. Солипсизм есть признание существования мира лишь в сознании мыслящего субъекта, есть отрицание реального существования вещей.
Обратим внимание на поэтическое эссе поэта К. Фофанова:
Покуда я живу — вселенная сияет,
Умру — со мной умрет бестрепетно она.
Мой дух ее живит и согревает,
И без него она ничтожна и темна.
Это прекрасная эпистемологическая модель для разговора о связи субъективного идеализма с солипсизмом.
Солипсизм поражает здравый рассудок абсурдностью, нередко выводя его из терпения в буквальном смысле. Тогда появляются колкости, как например, эта английская анонимная эпиграмма в переводе С. Маршака:
«Мир, — учил он, — мое представление».
Но когда ему в стул, под сидение
Сын булавку воткнул, он вскричал:
«Караул, как ужасно мое представление!»
Субъективные идеалисты, пятясь от однозначного солипсизма, демонстративно заявляли, что не отрицают реального существования вещей. Но солипсизм логически следовал из принципа субъективного идеализма помимо их желания.
В конце концов, чтобы поладить со здравым смыслом, Беркли вводит фигуру Бога как абсолютно необходимое условие. Благодаря восприятию Бога и деревья, и скалы, и камни, одним словом, все вещи, реально продолжают существовать, если даже исчезает сознание индивида. Вот так субъективный идеализм высказался в пользу существования бога.
Материализм также древен, как и идеализм. Первые материалисты в древнем Египте, в древней Индии, древнем Китае, в древней Греции искали единое начало всех вещей. Материализм и в последующем считал первичным материю, а мышление, сознание — свойствами ее. В доказательство такого решения основного вопроса философии внесли вклад Гераклит, Демокрит, Эпикур, Гоббс, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Бэкон, Фейербах, русские революционные демократы.
Но материализм не был чем-то застывшим. В античное время материализм был стихийным, непоследовательным. В 17—18 веках был распространен механический материализм, который сводил все виды изменений (движения) к механической форме. В середине 19 века получил распространение вульгарный материализм — упрощенный материализм, сводящий социальное к физиологическому (Бюхнер, Фохт, Молешотт).
К. Марксом и Ф. Энгельсом был создан материализм, соответствующий современному уровню развития науки и практики, материализм последовательный, распространяющийся на историю общества, материализм, который слился с диалектикой. О видах материализма студент может прочитать в работе Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах...», а также в учебниках.
Перейдем ко второй стороне основного вопроса философии — гносеологической. Она имеет вид: познаваем ли мир?
Чрезмерные оптимисты как будто не замечают трудностей на пути познания. Пессимисты на вопрос «Познаваем ли мир?» только разводят руками. Они получили хлесткое название — «агностики». В переводе с греческого слово «агностицизм» означает, — «недоступный познанию». Английский философ Юм (1711—1776) выказал по этому поводу непревзойденный образец сомнения. Он заявил, что, может быть, вещи действительно существуют такими, какими мы их воспринимаем, но, может быть, их и нет вообще. Даже это, согласно Юму, нам знать не дано. Выдающийся немецкий философ Иммануил Кант, который жил несколько позднее (1724—1804), не делал таких ошеломляющих заявлений. Но он тоже был агностиком и утверждал, что с определенного уровня вещи становятся недоступными эмпирическому познанию, недосягаемы для чувственного восприятия. Этот уровень, который доступен только сверхчувственному созерцанию и находится вне границы обычного человеческого познания, Кант назвал «ноумен».
И. Кант полагал, что сущность не может познаваться через явления, он мог бы сказать словами И. В. Гете из «Фауста»:
И проклинаю мир явлений,
Обманчивых, как слой румян...
Третье деление философских направлений производится по методу мышления: на диалектические, метафизические и эклектические (соединяющие взаимоисключающие принципы). В основе диалектики лежит принцип единства и борьбы противоположностей (противоречия) Метафизика же — это антидиалектика, отрывающая противоположности друг от друга.
В 17—18 вв. в науке господствовал метафизический метод мышления, сторонники которого считали, что источник движения находится вне вещи, что и небесные миры кто-то однажды «привел в движение», завел, подобно часовщику.
И опять обратимся к Ф. Энгельсу, он писал, что первым ученым, пробившим брешь в метафизическом способе мышления, был И. Кант, который в своей «Всеобщей естественной истории и теории неба» высказал гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной туманности. Этой гипотезой было впервые «поколеблено представление, будто природа не имеет никакой истории во времени». Энгельс охарактеризовал метафизику как непонимание роли самодвижения, как веру во внешний толчок, взгляд на вещи как неизменные, застывшие. Но специфический взгляд на развитие не исчерпывает все проявления метафизики. Наиболее общим, родовым признаком метафизического подхода является отрыв противоположностей, односторонность.
Эклектика — соединение взаимоисключающих противоположных принципов — прежде всего интересна как теоретически аргументированный субъектом способ мировосприятия. Она основывается на убеждении, что принципы могут безболезненно сочетаться, несмотря на то, что они контрарные, диаметрально противоположны. В истории философии в этом отношении знаменит И. Кант, который соединил в одной теории материалистическое начало и идеализм, обеспечив себе такой непоследовательностью «критику справа и слева» на все времена.
3. Какова связь философии и мировоззрения?
Между философией и мировоззрением непростые отношения, и они должны стать предметом анализа на семинаре. Мировоззрение формируется в процессе жизни субъекта под влиянием того, что он воспринимает от старшего поколения, чтения книг, изучения наук, трудовой или иной деятельности и т. д. Субъект может не только не заниматься философией, но и не быть знакомым с ней, а мировоззрение иметь. В принципе, каждый субъект имеет мировоззрение, если у него есть способность мыслить.
Если мировоззрение формируется под влиянием религии или учреждений и организаций, распространяющих ложные взгляды, то оно (по преобладанию) будет ненаучным. Научное мировоззрение называется так не потому, что оно совпадает с наукой, а потому, что оно формировалось под влиянием изучения или занятия философией. Чтобы она стала достоянием мировоззрения, надо: понять и усвоить ее положения в системе; овладеть навыками диалектического мышления путем упражнений; научиться применять принципы философии в деятельности. Вот тогда можно говорить о философии как мировоззрении.
Отношение между мировоззрением и философией сходно с отношением морали и этики. Мировоззрение — не наука, мораль — не наука. Мировоззрение — совокупность предельно общих для данного субъекта воззрений (взглядов), под которые могут быть подведены все другие взгляды на различные области или стороны мира. Не любое воззрение относится к мировоззрению.
ДИАЛЕКТИКА. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
1. Диалектика и метафизика. Две концепции развития
Ф. Энгельс в книге «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» писал о предмете диалектики: диалектика — наука об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления.
Диалектика исследует отношения всеобщих противоположностей, всеобщие законы. Диалектика - наука о всеобщей связи, учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение о единстве противоположностей. Метафизика отрывает противоположности друг от друга, не видит их связи или их противоречия. По словам Ф. Энгельса, метафизический способ мышления «за отдельными вещами он не видит их взаимной связи, за их бытием — их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса»2.
Иногда может показаться, что свет существует без своего антипода — тьмы, или наоборот. Метафизики допускают существование противоположностей в отрыве друг от друга, отделенность (обособленность) без взаимосвязи, но это заблуждение.
Представления о метафизике приобретут более конкретный вид, если сравнить две концепции развития — диалектическую и метафизическую.
Метафизическая рассматривает развитие как только уменьшение или увеличение (т. е. как только количественные изменения) или как только качественные изменения без каких-либо количественных изменений, т. е. отрывает противоположности друг от друга. Далее, метафизическая концепция видит источник только во внешнем воздействии на вещь (мир). Наконец, она рассматривает развитие или как движение по кругу, или как только движение по восходящей прямой, или нисходящей прямой и т. п.
Диалектическая же концепция видит источник развития в единстве и борьбе противоположностей, рассматривает развитие как единство количественных и качественных изменений, как единство постепенности и скачков, как развитие по спирали.
Закон единства и борьбы противоположностей
Закон единства и борьбы противоположностей охватывает любые противоположности, а всеобщими отношениями их являются единство и противоречие (борьба).
Противоположности присущи вещам.
Перефразируя Ф. Энгельса о качествах, можно сказать, что существуют не противоположности, а вещи, обладающие противоположностями, которыми являются свойства, стороны, тенденции и т. д. Противоположности — то в вещи (вещах), что по отношению друг к другу выступает как иное. Обычно противоположностями считают то, что полярно, прямо противоположно (верх—низ, север—юг и т. д.). Противоположности — это все отличающееся. Противоположны не только плюс и минус, но и плюс и ноль, минус и ноль, серый и черный цвета, истина и неведение, удаление и сохранение равного расстояния и т. д.
Противоположности находятся в отношении единства. Их единство в одинаковости общего, родового признака. Северный полюс и южный одинаково являются полюсами, черное и белое — цвета. Единство противоположностей можно рассмотреть на таком примере. Одно селение находится в горах, другое — на равнине. Житель гор спускается, чтобы попасть в другое селение, житель же этого селения поднимается, чтобы попасть в горы. Подъем и спуск — противоположности. Но если нет направления движения, то можно ли назвать дорогу из одного селения в другое спуском? А подъемом? Нет, конечно. Дорога выступает в таком случае как одно — противоположность дороги, находящейся на одном уровне. Но, заметим, если есть подъем, то есть и спуск. Если есть приближение, то есть одновременно и удаление. Капиталист есть тогда, когда он прибегает к найму рабочей силы, - т. е. когда есть пролетарий. Противоположности не существуют друг без друга.
Единство противоположностей выражается в том, что с возникновением одной возникает и другая, усиливается действие одной — усиливается и противодействие другой.
Значит, если вещи присуще нечто, то ей в другом отношении присуще противоположное этому нечто. Если вещи присуще нечто, то всегда найдется вещь, которой это не присуще, а присуще противоположное. Противоположности присущи вещи в разных отношениях. Например, предмет движется и покоится в разных отношениях, событие необходимо и случайно в разных отношениях. Противоположности находятся также в отношении противоречия, или борьбы. Противоречие — это отношение, при котором одно исключает другое, одно несовместимо с другим, одно осуществляется за счет вытеснения другого. Противоположности исключают друг друга в одном и том же отношении, между ними существует отношение противоречия в одном и том же отношении.
Два противоположных высказывания в одном и том же отношении никогда не могут оказаться оба истинными. Но два противоположных высказывания в разных отношениях, если они правильно отражают их, являются истинными.
Борьба противоположностей является как абсолютной, безусловной, так и относительной, зависящей от отношения. Единство противоположностей тоже абсолютно и относительно.
Вернемся к примеру о подъеме и спуске. Ведь они противоречат друг другу, когда есть направления движения. Тогда они абсолютно исключали друг друга: подъем не спуск и наоборот. Но за пределами этого отношения уже нет противоречия (борьбы), а есть единство, есть иное, т. е. противоречие (борьба) относительно. Доказательство абсолютности и относительности единства имеет просто обратный вид
Противоречия разнообразны. Поскольку противоположности бывают полярными, контрарными и неполярными, неконтрарными, то сначала выделим противоречия контрарные (польза—вред, правда—ложь) и неконтрарные (белый—серый, верх—середина). В широком смысле слова антагонизмом называют любые контрарные противоречия. В узком смысле антагонизм — противоречие контрарных классов в материальном производстве. Антагонистическими классами являются рабы и рабовладельцы, крепостные крестьяне и феодалы, пролетарии и капиталисты.
В логико-философском отношении противоположности делятся на контрарные, контрадикторные, контрамедиальные, а так же на внутренние и внешние. Подвидом контрарных (полярных) противоположностей являются антагонистические противоположности в обществе. Контрадикторные противоположности соотносятся как класс и дополнение к классу, например, «черное» и «нечерное». Контрамедиальные — это отношение середины и полюса.
Степень обострения противоречий бывает различной. Высшей степенью является конфликт, который может возникать между странами, социальными группами, членами трудового коллектива или семьи. Разрешение противоречия ведет к преобразованию противоположностей. Стороны, например, перестают быть враждующими, пролетариат превращается в рабочий класс и т. д.
Взаимопереход противоположностей — неизбежная смена качества на противоположные — присущ всему без исключения.
Закон перехода количественных изменений в качественные
Качество — то, в чем вещи сходны или чем отличаются друг от друга. Предметы, имеющие общий признак, образуют класс (множество).
Каждому предмету присущ, свойственен один признак — признак класса. Классы могут состоять из очень многих предметов (класс молекул, например), из немногих, которые могут быть при надобности сосчитаны (классы вузов России, планет солнечной системы), из одного предмета (например, класс самых глубоких озер на земле). Могут быть даже классы с нулевым объемом. Признак таких классов не принадлежит вещам. Эти классы могут иметь положительное или отрицательное значение в познании (классы вечных двигателей, несжимающихся жидкостей и т. и). Признак есть качество вещи. Качество всеобще; это значит, что все есть качество: отец, справедливость, стол, государство и т. п.
Количество — совокупность однородных элементов данного качества. Мера — единство количества и качества, границах, пределах которого вещь сохраняет данное качество. В линейном измерении мера ограничена двумя точкам в объемном — тремя
Ф. Энгельс считал, что «существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами. У двух различных вещей всегда имеются известные общие качества (по крайней мере, свойства телесности), другие качества отличаются между собой по степени, наконец, иные качества могут совершенно отсутствовать у одной из этих вещей».
Качество является общим или отличительным не безотносительно, а в отношении к определенной вещи или классу предметов. В отношении к классу К вещь как предмет имеет только качество а, одно качество. В каждом определенном взаимодействии имеет бытие и проявляется одно качество. Растворимость селитр в жидкости существует лишь в этом взаимодействии.
Отрицание всеобщности качеств проявляется, в частности, в том, что материю, время, пространство не рассматривают как качества вещей.
Утверждение о том, что свойства, стороны и т. п. — качества, не исключает сложности в другом отношении каждого качества.
На вопрос, поставленный безотносительно, сходны или нет но качеству две вещи, невозможно ответить однозначно. Ответить можно только так: и да, и нет. Любые А и В являются разными по качеству, но вместе с тем и одинаковыми в определенном отношении. Когда говорят, что вещи качественно различны, то это верно в определенном отношении. Но вместе с тем верным будет и утверждение, что эти вещи качественно одинаковы.
Качественное различие есть между ветерком и ураганом, туманом и облаком, рассказом и повестью, животным и человеком, ребенком и взрослым, больным и здоровым, раздражительностью и ощущением и т. д. Но качественного различия и нет между названными предметами. Все дело в отношениях, в каких рассматривается вещь.
Серная и соляная кислота не отличается по качеству как кислоты, но отличаются, ибо образуют разные соединения и т. п. В качестве товара вещь выступает в системе товарных отношений
Изменяясь в каком-то отношении, вещь остается в другом отношении той же самой; приобретая новое качество, вещь становится другой и остается прежней. Вещь, переставшая быть товаром, т. е. изменившая свое качество в определенном отношении, остается по качеству в другом отношении той же самой. Изменение не бывает без покоя, изменение не является кратиловским изменением, т. е. превращением вещи в иное во всех отношениях.
Невозможно ответить однозначно, произошел ли скачок, если не определено отношение. Скачок бывает в строго определенном отношении. Скачок в одном отношении не является скачком в другом отношении. Говорят, что при нагревании воды от 0° до 100° по Цельсию не происходит скачков. И да, и нет. Действительно, вода остается жидкостью, не переходит в твердое или газообразное состояние, но вода холодная и вода горячая — это вещи и разного качества. Можно продолжить этот пример: вода, лед, пар — вещи одного качества, ибо все они — Н2О, т. е. при превращении воды в лед или пар в этом отношении скачков не происходит, но и в другом отношении переход воды в лед или пар есть переход в иные агрегатные состояния, т. е. скачки есть.
Переход к империализму — скачок, но он и не является вместе с тем скачком, ибо капитализм остается капитализмом. То же можно сказать о переходе от социализма к коммунизму.
Сколько отношений, столько и мер, границ, в которых предмет остается тем же самым. Вода дистиллированная, тяжелая, соленая, холодная, горячая, вода как жидкость, вода как Н2О (т. е. одинаковая со льдом и паром), вода как вещество — для всех этих качеств существуют разные меры.
Качество, мера, скачок абсолютны и относительны. О них можно определенно говорить лишь в сравнении с другими, при указании системы отсчета, отношения.
Относительность качества заключается в том, что данное качество не существует до отношения, а появляется у вещи, только когда она вступает в определенное отношение с другими вещами. К. Маркс писал по этому поводу: «Платье, которое никто не носит, не есть платье».
Поэтому одна и та же вещь может иметь различные качества вплоть до прямо противоположного в зависимости от того, с чем (кем) она находится в отношении
Многообразие свойств (можно сказать: качеств, или можно сказать: многообразие движений предмета) присуще каждой вещи. Существуют и социальные качества, свойства, такие, как экономические, вскрытые К. Марксом в «Капитале», этические (добро, зло, справедливость) и др. Выражение «человек — социальное существо» имеет смысл как следствие признания социальных качеств, которые также объективны, как и другие качества. Непонимание относительности качества, количества, меры, скачка приводит к ошибкам, к односторонности, к отрицанию противоположностей в вещах.
Непрерывность развития складывается из следующих друг за другом скачков. Причем, каждое качество есть определенность и переход к другому (юность — к возмужалости, зарастающее озеро — к болоту и т.п.).
Выделение периодов в развитии есть выделение определенных состояний и в то же время скачков к иному. Ф. Энгельс писал, что в природе нет скачков, потому что она сплошь состоит из скачков. Подобную мысль высказывал и Плеханов. Он говорил, что тезису, гласящему, что скачков не бывает, а есть только непрерывность, с полным правом можно противопоставить антитезис, по смыслу которого в действительности изменение всегда совершается скачками, но только ряд мелких и быстро следующих один за другим скачков сливается для нас в один непрерывный процесс и ничто и никто не может остановить этот процесс.
Всякое качественное изменение является в другом отношении количественным, изменением однородных элементов. Если субъект видит только количественные изменения и не применяет принципа относительности, он делает выводы, что количественные изменения предшествуют качественным во всех отношениях, что количественные изменения исключают качественные, и наоборот, во всех отношениях.
4. Закон отрицания отрицания
Единство отрицания, утверждения, преемственности и повторения — один из законов диалектики. Без отрицания нет изменений, развития. Отрицание предшествующего состояния изменяет вещь в определенном отношении. Но отрицание не являемся зачеркиванием вещи во всех отношениях. Отрицание абсолютно и относительно.
Аннигиляция всех качеств вещи не происходит ни при каком превращении, ибо всегда что-то остается в вещи. В каком направлении пойдет развитие — это зависит от того, что отрицается в вещи.
Метафизически мыслящие люди замечают наличие отрицания и полагают, что оно является безотносительным. Но такого отрицания в мире нет. Метафизическим может быть понимание отрицания, отношение к нему, основывающееся на отрыве отрицания и утверждения друг от друга, но в развитии нет никакого метафизического или какого-либо иного, кроме диалектического, отрицания. Метафизическое раздувание отрицания ведет к нигилизму.
Ошибка нигилистов не во всеобщности отрицания, а в тем, что их отрицание — только отрицание, не связанное с противоположностью (утверждением), отрицание вещи во всех отношениях. К. Маркс в статье «Морализующая критика и критизирующая мораль» писал об отрицании как всеобщем моменте развития так: «Всякое развитие, независимо от его содержания, можно представить как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой. Если, например, народ в своем развитии переходит от абсолютной монархии к монархии конституционной, то он отрицает свое прежнее политическое бытие. Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования».
Боязнь отрицания не лучше нигилизма, она следствие «удержания» вещи во всех отношениях. Диалектическая позиция проявляется в отрицании чего-то в вещи и сохранении другого. Мысль Гегеля о том, что все с самого начала обременено своим отрицанием, что все преходяще, была правильной.
Поскольку единство, так сказать «нет» и «да» является онтологическим, то оно в отношении к познанию и деятельности выступает как методологический принцип. Об этом писал В. И Ленин в «Философских тетрадях» следующее: «Не голос отрицание, не зрящное отрицание, не скептическое отрицание, колебание, сомнение характерно и существенно в диалектике, — которая, несомненно, содержит в себе элемент отрицания и притом как важнейший свой элемент, — нет, а отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного, т. е. без всяких колебаний, без всякой эклектики».
Развитие безусловно начинается с отрицания чего-либо в вещи, но ведь не всего же абсолютно. Что-то от вещи и сохраняется. Что может возникнуть на пустом месте, из ни чего? Этого-то и не понимают нигилисты, - люди, которые стремятся, вроде Базарова, сначала уничтожить абсолютно все старое и уже потом, на пустом месте, предоставить возможность кому-то, благо не себе, строить (спрашивается из чего?) новое.
Однако единством отрицания, утверждения и преемственности не исчерпывается закон отрицания отрицания. Дело в том, что поскольку развитие есть ряд отрицаний, то второе отрицание является ничем иным, как синтезом двух противоположных состояний (качеств, элементов и т. д.): исходного в того, которое имело бытие вместо исходного в результате отрицания. Это повторение исходного момента с сохранением пройденного пути, его «достижений». Если исходным качеством является положительное число 2, то отрицание его дает –2, т. е. бытие противоположного качества (2 здесь не отрицается), новое отрицание дает –(–2), что равнозначно положительному числу, вместе с тем является и отрицательным. Возврат к старому находится в единстве с сохраненном результата первого отрицания: с числом мы будем оперировать как с отрицательным. Подобное имеется при логическом отрицании отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении оно равнозначно утвердительному.
Четко указал на причину сходства третьей фазы с первой Г.В. Плеханов: «Всякое явление, развиваясь до конца, превращается в свою противоположность, но так как новое, противоположное первому, явление тоже в свою очередь превращается в противоположность, то третья фаза развития имеет формальное сходство с первой»2.
Развитие есть повторение триад, причем вещь как совокупность качеств развивается в разных отношениях, в которых есть свои отрицания и утверждения. В выделенном отношении можно увидеть, как в этом повторении триад каждое состояние выступает в качестве исходного по отношению к следующим за ним, отрицания по отношению к непосредственно предшествующему и отрицания отрицания (синтеза) по отношению к другому исходному.
Третья фаза приводит развитие к исходной точке. Но поскольку это не просто возврат к прежнему, а сохранение пройденного пути, это движение не есть движение по кругу. Это виток спирали.
Развитие идет по спирали, причем любая спираль развития подчиняется закону отрицания отрицания, т. е. является витком другой спирали. Вот поэтому изображения спирали развития не в виде витка другой спирали является неправильным.
В советской философской литературе высказывалась мысль, что закон отрицания отрицания не действует в тех случаях, когда есть метафизическое отрицание или когда есть возврат к исходному состоянию. Метафизическим отрицанием называют сторонники этой точки зрения не определенную точку зрения или позицию, а отрицание типа: ячменное зерно размолото, жук раздавлен. Но метафизического отрицания в онтологическом смысле нет, в мире действуют лишь законы диалектики. Всякое отрицание есть зачеркивание какой-то линии развития. Из того, что зерно не проросло (засохло) или склевано птицей, или размолото, не следует, что здесь нет развития. Ведь развитие есть развитие в определенном отношении. Превращения зерна, которое не дало новых зерен, не прекращаются. С ним происходят «приключения». Зерно засохло. Что отрицается? Белковый состав? Нет. Только влажность. Но всякое сухое может превратиться только в мокрое и наоборот (мокрое—сухое). Такие триады можно проследить и в других случаях, учитывая относительность отрицания, учитывая, что отрицание есть всегда отрицание чего-то в вещи. Короче, нет случая, в котором бы не действовал закон отрицания отрицания. Это распространяется и на так называемый «полный» возврат к исходному состоянию, ибо такого возврата в действительности нет. Обычно при доказательстве наличия такого отрицания ссылаются на следующий факт. Превратим воду в пар, пар снова в воду. Говорят, что будет иметь место сначала одно, а затем повторное отрицание, но в результате этих двух отрицаний вода остается той же водой. Отрицание отрицания как наслоение двух отрицаний здесь имеется, но закон отрицания отрицания не действует, так как повторное произошло отнюдь не на более высоком уровне развития. На самом деле, в результате такой перегонки получается не та же вода, а дистиллированная вода, которая есть синтез предшествующих состояний.
Ф. Энгельс определенно говорил о всеобщности закона отрицания отрицания. Бабочки «развиваются из яичка путем отрицания его, проходят через различные фазы превращения до половой зрелости, спариваются и вновь отрицаются, т. е. умирают, как только завершился процесс воспроизведения и самка отложила множество яиц. Что у других растений и животных процесс завершается не в такой простой форме, что они не однажды, а много раз производят семена, яйца или детенышей, прежде чем умрут, — все это нас здесь не касается, здесь нам нужно пока что показать, что отрицание отрицания действительно происходит в обоих царствах органического мира», — писал Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге»'.
Категории диалектики
Напомним, что название это условно, ибо основные законы диалектики выражены с помощью философских категорий, а здесь, в этой теме, тоже формулируются законы диалектики (закон причинности и др.).
1. Связь и обособленность
Подумаем, когда употребляется термин «связь»? Связать, например, концы веревок — значит, соединить их с помощью узла. Части часов связаны так, что образуют целое — предмет, показывающий время. Если людей объединяет дело, интерес или что-нибудь другое, также говорят о связях.
Следовательно, связь имеется тогда, когда две вещи оказываются в чем-то едины, выступают как одно. При этом образуется признак, которого не было у вещей до связи.
Возникновение связи означает возникновение единого через посредство чего-либо. Посредник, так сказать, «связной», есть во всех случаях связи. Две веревки, как известно, соединяются посредством узла. Гвозди, болты, клей и т. п. — тоже средства связи. Но большинство связей не осуществляется так зримо. Вещи могут быть связаны посредством признака и относиться к одному классу предметов. Время и пройденный путь связаны посредством скорости.
Нет вещи, которая была бы не связана с другими. Ф. Энгельс писал в «Анти-Дюринге»: «Когда мы подвергаем мысленному рассмотрению природу или историю человечества или нашу собственную духовную деятельность, то перед нами сперва возникает картина бесконечного сплочения связей и взаимодействий, в которой ничто не остается неподвижным и неизменным...».
Ф. Энгельс собирался, работая над «Диалектикой природы», «развивать общий характер диалектики как науки о связях в противоположность метафизике»2.
Все имеет свою противоположность, связь — тоже. Есть термины, которые употребляются для обозначения противоположного связи. Противоположностью является обособленность. Обособленность есть отсутствие связи, но не просто отсутствие, а исключение ее, это разъединенность. Синонимом обособленности является изолированность.
Каждая вещь не связана в каком-то отношении с другой. Не со всеми знакомыми связывает нас дружба, не каждый близкий — родственник или коллега. Ф. Энгельс писал: «Чтобы понять отдельные явления, мы должны вырвать их из общей связи и рассматривать изолированно...». Такое рассмотрение вещей должно быть в единстве с изучением связей.
Существует термин «обратная связь». Люди использовали обратную связь задолго до того, как появился термин. Ввел его в науку в 1906 году Е. Румер. Им обозначают ту связь, благодаря которой осуществляется самоуправление или управление другой системой. Система имеет обратную связь, если может перестраиваться, менять поведение под влиянием информации, полученной от вещи, с которой есть взаимодействие, в том числе есть управление этой вещью (системой). Система с обратной связью может устранить различие между заданным и действительным состоянием.
Врач, поставив диагноз на основе обследования больного, назначает лечение и следит за тем, как оно действует на больного. Известный советский хирург Н.М. Амосов определял лечение как искусственное управление организмом с целью восстановления нормы. Без обратной связи нет подлинного лечения. То же можно сказать об управлении и обучении.
Подводя итог размышлениям о фактах обратной связи и о механизме ее, подчеркнем, что Н. Винер считал обратную связь необходимым условием всей жизни: «В многочисленных примерах... мы встречаемся с тем фактом, что обратная связь не только участвует в физиологических явлениях, но и является совершенно необходимой для продолжения жизни».
Связь и обособленность разнообразны. Связь может перерасти в сотрудничество. Но никакое сотрудничество, например, в процессе труда, не существует без разделения труда. Благодаря связи и обособленности осуществляются координация (порядок соподчинения, согласования действий) и субординация (порядок подчинения) элементов в системе.
Связи бывают корреляционные (статистические); функциональные, причинные, связи состояний.
2. Причина и следствие
Обратимся к справочной литературе. Философская традиция определяет причину через «вызывает». А когда стало ясным различие между генетической связью (genesis — происхождение) и причинной, был сделан вывод о необходимости добавлять к «вызывает» «непосредственно». Причина — то, что непосредственно вызывает... Что? Обычно говорят: «изменение». Но причину имеет все, т. е. и отсутствие изменения, наличие или отсутствие признака и т. д. Вероятно, причину надо определить как то, что непосредственно вызывает данное бытие или небытие.
Когда научное познание стало отчетливо отличать корреляционную и функциональную связь от причинной, философы отказались от утверждений типа: «Следствие вызывается несколькими причинами» как от неверных. Действительно каждое следствие вызывается одной, своей причиной, которая оказывается единством условий (обстоятельств), т. е. сложным образованием. Положение о том, что следствие вызывается не одной, а несколькими причинами, утвердилось в период кризиса метафизического, лапласовского детерминизма, который сводил причину к внешнему условию (обстоятельству). Оказалось, что это не так. Тогда многие философы и пришли к столь же неверному выводу. Диалектический детерминизм рассматривает причину как взаимодействие внутреннего и внешнего.
Внешнее и внутреннее — контрарные противоположности и согласно «ядру диалектики» нет никакой необходимости разрывать их так, что внешний фактор объявляется причиной, а внутренний фактор условием, при котором действует причина. Например, возбудитель болезни — вирус — это, дескать, причина, а состояние организма — условие ее эффективности. Такое разделение противоположностей есть метафизическая ошибка.
Из этого следует, что если обстоятельство (наряду с другими) обусловливает нечто (следствие), то оно входит в причину. Вот поэтому высказывания типа: «Следствие — всегда результат взаимодействия причины и условий» лишено смысла.
Причина только тогда является причиной, когда она породила следствие. Выходит, что причина и следствие одновременны. Но становление причины есть процесс, т. е. обладает длительностью, значит, генезис причины предшествует во времени следствию. И причина первична по отношению к следствию.
Поскольку причина сложна, не сводится к одному условию, обстоятельству, поскольку у следствия одна причина, выделение главных и неглавных, основных и не основных и т. д. причин у одного следствия лишено научного значения.
Если принимаются изложенные выше предпосылки, то из этого следует, что утверждения вроде: «Одно и то же следствие может вызываться разными причинами», «Одна и та же причина может вызывать разные следствия», ложны. Удивительно, что некоторые люди не замечают этого, не замечают несовместимости этих утверждений с принципом причинности. Ведь если причина вызывает, определяет следствие, то как она — совершенно одинаковая — может вызвать разное и наоборот?
Ничтожные причины вызывают и ничтожные следствия. В следствиях есть общее. Это общее в них вызвано общим в причинах. Различие в следствиях обусловлено различием в причинах.
3. Необходимость и случайность
Давайте посмотрим первоисточники и сопоставим существующие точки зрения на соотношение случайности и необходимости. «Все необходимо и только необходимо, случайного ничего нет», — утверждали такие философы, как Демокрит, Спиноза, Гольбах. Другие считали, что миром правит случай, что все случайно и только случайно, ничего необходимого нет (Фишер и другие). Наиболее распространенным взглядом является следующий: в мире есть и случайность и необходимость, но они принадлежат разным событиям: одни события случайны, другие — необходимы.
Все эти взгляды не могут быть приняты, ибо они метафизичны, отрывают необходимость и случайность друг от друга, не «схватывают» единство противоположностей. Диалектика рассматривает необходимость и случайность в единстве, о чем писал Ф. Энгельс в «Диалектике природы» (раздел «Случайность и необходимость»). Суть этих воззрений можно сформулировать в следующем положении «Любое событие, любой признак и т. д. случайны и необходимы в разных отношениях».
Необходимость философы традиционно связывают с достаточным основанием, а случайность — с отсутствием основания. Так, например, рассматривал их Гегель. Значит, необходимо то, что имеет основание в некотором ходе событий, во взаимодействии вещей и т. д. Но то, что необходимо в этом отношении, оказывается, не имеет основания в других вещах, их взаимодействии, их связи, т. е. оказывается случайным. Случайное не имеет основание в чем-то и поэтому по отношению к нему случайно. Но нет случайных событий, не имеющих вообще оснований. В чем-то оно есть. Значит то, что является случайностью, оказывается необходимостью в другом отношении.
Часто философский смысл необходимости смешивают с обыденным: «необходимо то, что мне надо». Нет, необходимость — это то, что имеет основание. Это и закон, это и революция, победа или поражение и т. д. Случайность так же всеобща, как необходимость. Случайно действие закона, вращение Земли вокруг Солнца и т. д. Все дело в отношении. Вращение Земли вокруг Солнца вызвано действием сил тяготения и движения, поэтому необходимо. Для людей, населяющих Землю, случайно. Значит, случайность и необходимость исключают друг друга и не существуют друг без друга.
4. Возможность и действительность
Действительность и возможность — противоположности. Действительность — это то, что имеет наличное бытие, существует как данность. Возможность — то, что хотя и имеет бытие, но не имеет наличного бытия, однако для появления которого из необходимых и достаточных условий есть хотя бы одно или более условий. При наличии одного условия существует формальная возможность. Если для превращения возможности в действительность недостает лишь одного условия, то такая возможность называется реальной. Если наличие условий иное, то это означает превращение формальной возможности в реальную. Если все условия налицо, возможность неизбежно превращается в действительность. Неизбежность имеет бытие только в этот момент. Ни формальная, ни реальная возможности не являются неизбежностью. Неизбежным что-то становится только при наличии необходимых и достаточных условий. Если этого нет, возможность может не превратиться в действительность, если в силу действия определенной причины не будет нужного условия.
Очень часто смешивают формальную возможность с реальной. «Волков бояться — в лес не ходить», — говорят тем, кто это делает. А.П. Чехов в рассказе «Человек в футляре» показал человека, который постоянно отождествлял эти два вида возможностей.
Любая действительность содержит ту или иную возможность и делает невозможным что-то, исключает иное.
В обществе необходимым условием превращения реальных возможностей в действительность является деятельность людей. Ни один план не становится действительностью сам собой.
В мире есть не только возможность и действительность, но и невозможность. Невозможно то, что несовместимо с объективными законами, невозможно сверхъестественное, невозможно и то, что исключается сложившимися в какой-то момент условиями. Вовсе не все возможно. В рассказе «О вреде философии» М. Горького, верно говорится, что если было бы все возможно, то оказалось бы, что «жить невозможно в мире таких возможностей».
В заключение следует отметить, что термин «действительность» употребляется для обозначения просто объективной реальности.
5. Содержание и форма
Можно заметить, что очень часты случаи употребления термина «содержание» не в том значении, которое он имеет в общенародном языке. Содержимое чего-то не есть ни сущность этого, ни главное в нем и т. д., как пишут некоторые авторы учебных пособий и иных трудов. Содержаться — находиться, помещаться в чем-то; содержимое — имеющееся в чем-то. Содержание — не сущность, не основа, не главное, а все то, что имеется в вещи в определенном отношении, что ее образует.
«Содержание» — всеобщая категория: в мире нет ничего такого, что нельзя было бы рассматривать как относящееся к содержанию (как содержание) чего-то. Вот поэтому то, что составляет вещь, относится к содержанию ее: это и элементы, и процессы, и отношения в вещи. Однако говорить о содержании конкретных вещей вне «систем отчета» — заранее обречь себя на неудачу. Есть отношение, в котором, например, учебник не имеет никакого другого содержания, кроме листов с напечатанными на них языковыми знаками и переплета. В другом отношении учебник не содержит этих листов, переплета, а содержит сведения, относящиеся к основам данной науки. Поскольку часто одним словом называют различные содержания, возникает путаница. Содержанием библиотеки являются образующие ее книги, журналы, газеты и т. п. Но библиотека — это и здание, в котором хранятся и выдаются для чтения книги и т. п. Ясно, что содержанием библиотеки как помещения являются иные элементы: залы, служебные помещения и т. п., которые могут быть указаны в пространственных отношениях на плане этого помещения. В системе отсчета строителя данная библиотека как здание содержит кирпичи или панели и т. п.
Вещь может не иметь того или иного содержания («бессодержательный разговор»), но не бывает такого, чтобы она не имела вообще содержания. В этом смысл положения, что нет бессодержательных вещей, которое верно лишь в определенном отношении, поскольку может отсутствовать определенное содержание.
Форма — вид, в котором существует содержание. Отождествление формы со структурой и проявлением (явлением) неправомерно, ибо порождает недоразумения. В рассуждениях о форме Земли или о формах государств, мыслей и т. п. термин «форма» употребляется в указанном значении. Форма всегда есть форма какого-то содержания. Бесформенных во всех отношениях вещей нет, хотя вещь может и не иметь той или иной формы («бесформенная груда» и т. п.).
Всеобщим законом является то, что содержание определяет форму, что форма зависит от содержания. Сомнение в правильности этого положения, выражающееся в признании, прямом или косвенном, исключений, является следствием непонимания относительности формы и содержания и отрыва общего от отдельного.
Говорят, что библиотека может находиться в любом здании, и здесь никак не прослеживается зависимость формы от содержания. Но ведь библиотека как библиотека (как совокупность книг и т.п.) не имеет своей формой здание. Она имеет своей формой то, что характеризуется словами, например, «большая» или «маленькая» и т. п. Не являются в определенном отношении формами, например, стакан и другие сосуды, в которые налита жидкость, ибо это так называемые «внешние формы», которые надо выделить особо и повести о них особый разговор. Внешняя форма — предмет, который уподобляется другому предмету или которому уподобляется другой предмет. Формами воды (не отдельных молекул, а множеств их), формами определенных содержаний являются капля, лужа, море и т. п. Форма зависит от количества содержания, здесь также количество переходит в качество.
Распространенным является мнение, что одно и то же содержание может существовать в различных формах.
Но из закона соответствии формы и содержания предмета следует, что конкретное содержание имеет только одну форму и наоборот. Изменилась форма — нужно полагать определенные изменения и в содержании.
6. Отдельное, общее, единичное
Заметим, что термин «вещь» в философии употребляется во всеобщем значении. Нужно усвоить, что вещи существуют как отдельные вещи, как единство разнообразных качеств. Прав был Гегель, писавший, что животного, как такового, нельзя показать, а всегда можно показать лишь определенное животное.
Но у вещей есть общее, т. е. то, что принадлежит, по крайней мере, двум вещам. На этой основе создаются классы предметов, которые в таком виде не существуют в объективной реальности. Плод растения вообще, плод как таковой не существует вне яблок, огурцов, мака и т. д. В. И. Ленин в «Философских тетрадях» отмечал, что общее существует лишь в отдельном, через отдельное, что всякое отдельное есть (так или иначе) общее.
У двух вещей есть и различие, т. е. то, что принадлежит одной вещи, не принадлежит другой. Общее (тождество) и различие — противоположности, не существующие друг без друга. Метафизическое же мышление абсолютизирует, односторонне преувеличивает либо общее, либо различие, отрывает их друг от друга.
Если признак присущ только данной вещи или данному классу предметов среди сравниваемых, то он называется единичным и образует специфику данной вещи или данного класса. Нахождение общего в вещах позволяет обнаруживать сущности классов предметов, законы предметных областей.
Отдельное есть единство общего и специфического. Противоположности едины: общее не существует без специфического и наоборот. Неумеренность номинализма и реализма приводит к преувеличению того или другого из этих признаков.
7. Сущность и явление
Термин «сущность» употребляется в разнообразных сочетаниях. Говорят о сущности происходящего, о сущности класса предметов и т. д. Чтобы разобраться во всем этом, надо уяснить, что все, что принадлежит вещам, проявляется в их взаимодействии друг с другом. Явление (проявление) свидетельствует о чем-то другом, в нем выражается то, что составляет «второй план», что определяет его. Когда мы можем ответить на вопрос «Что это?» (т. е. что за этим («стоит»), мы вскрываем сущность («Это пожар», «Это грипп», «Это стыд» и т. д.). У единичного своя сущность. Но всякое отдельное связано с общим, поэтому часто, как в примерах выше, находится родовая сущность. Сущность класса — признак, который принадлежит всем предметам класса и только им. Делимость на два — сущность четных чисел; учиться в вузе, получать высшее образование — сущность студентов как студентов. Один класс может входить в другой, поэтому в познании субъект может идти от более общей сущности к менее общей или наоборот, т. е. от сущности одного порядка к сущности другого порядка. Общие сущности также проявляются, как и отдельные.
Явление определяется сущностью, зависит от нее. К. Маркс писал в «Капитале», что если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня.
8. Система и элемент
Любой отдельный предмет будем называть элементом. Так, молекула состоит из атомов, которые являются в ней элементами. Системой называется совокупность элементов, имеющих общую связь. Система функционирует как некое единое образование. Система имеет признак, не присущий ни одному из элементов. В системе элементы находятся в определенной связи. Если операция, примененная к элементам системы, приводит к элементам той же системы, то такая система называется закрытой относительно этой операции. Открытая система противоположна закрытой. Периодическая система химических элементов замкнута относительно определенных атомно-физических и квантово-физических операций. Атом серебра, попав под обстрел потока космических частиц, может распасться на элементарные частицы, не являющиеся элементами периодической системы. Система натуральных чисел замкнута относительно сложения и умножения. Деление же может дать числа, не являющиеся натуральными, например, дроби.
Система относительна и абсолютна. Развалины дома — не система в архитектурном и строительном отношении (хаос), но система с точки зрения механики (давление, сцепление).
Системность — черта мира и должна учитываться в познании и деятельности.
Материя и формы ее существования. Материя и сознание
Материей в прошлом называли вещество, тот «строительный материал», из которого образуются вещи. Так, древнегреческий философ Фалес из Милета первоначалом всего считал воду. В «Фаусте» Гете Фалес говорит: «Вся жизнь проистекла из влаги». Соотечественник Фалеса Анаксимен считал началом всего воздух. Сгущаясь, воздух образует облака, воду, землю и камни, разрежаясь — огонь. Анаксимандр (тоже из Милета, как и названные выше философы) учил, что первоначалом всего сущего является апейрон (безграничное) — нечто беспредельное и неопределенное. Все многообразие вещей возникло путем выделения из апейрона противоположностей (горячее и холодное, сухое и мокрое и т. п.) и их борьбы. О четырех элементах (воде, воздухе, огне и земле) писал Эмпедокл. Аристотель полагал, что существуют четыре начала: холод, тепло, сухость и влажность. Комбинация их дает четыре элемента: землю, огонь, воздух и воду. Земля — комбинация сухости и холода, вода — холода и влажности, воздух — влажности и тепла, огонь — тепла и сухости. Древняя философия содержала идею и о том, что «строительным материалом» являются не какое-то вещество вроде огня или воздуха, а неделимые частицы — атомы.
Мысль о неделимых частицах, составляющих вещи, была высказана древнеиндийскими философами, древнегреческими — Левкиппом, Демокритом, Эпикуром, древнеримским — Лукрецием. Атомы рассматривались как неделимые, предельно малые частицы, как первооснова вещей. Они различаются весом, скоростью, расположением в вещах.
В 17—19 веках атомистика развивалась Галилеем, Гассенди, Ньютоном, Ломоносовым, Дальтоном и др. В науке утвердился взгляд, по которому материей являются атомы различных элементов (железа, меди и. т.д.). Современные символы химических элементов введены в 1814 г. Берцелиусом.
Мысль о материальном единстве мира, об атомистическом строении вещества была ценным достижением науки этого периода.
Но этому материализму была присуща и метафизичность, поиски материи как таковой, на что указывали уже К. Маркс и Ф. Энгельс. Последний писал, что когда естествознание пытается отыскать материю как таковую, «то оно поступает таким образом, как если бы оно вместо вишен, груш и яблок желало видеть плод как таковой, вместо кошек, собак, овец и т. д. — млекопитающее как таковое, газ как таковой, металл как таковой, камень как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое».
В конце 19 — начале 20 веков в физике произошла революция, вызванная лавиной открытий. Было открыто, что атом имеет сложное строение (имеет ядро и электроны), что существует радиоактивность — явление превращения одного химического элемента в другой, была создана теория относительности, доказавшая изменение массы в процессе движения. Были сделаны и другие открытия, смысл которых состоял в обнаружении микромира, на который не распространялись законы классической механики. Некоторые физики восприняли эти открытия как «всеобщий разгром принципов» и перешли с позиций материализма на позиции идеализма — «физического идеализма», который утверждал, что «материя исчезла», что законы и принципы физики — лишь конструкции ума. «Физический идеализм» возник в определенных социальных условиях — усиления реакции в Европе, но он имел и гносеологические корни, таящиеся в самом процессе познания. Это, во-первых, математизация физики: теоретическая физика стала математической, что усилило абстрактность, отвлеченность физики, а каждая абстракция содержит возможность отлета от действительности, возможность идеализма. Во-вторых, релятивизм, абсолютизирующий относительность знаний, рассматривающий их как чистые условности, также вел к идеализму.
В.И. Ленин подверг критике «физический идеализм» и показал, что физика переживала тогда кризис из-за того, что физики не знали диалектики. Они были материалистами, но их материализм был механическим, метафизическим. А новая физика рождала диалектику. Кризис методологических основ старой физики и привел к утверждению, что «материя исчезла».
В.И. Ленин показал, что исчезла не материя, а тот предел, до которого ее знали тогда. Материю отождествляли с атомами, с массой покоя, протяженностью и т. д. Оказалось, что атомы не являются неделимыми, что масса не является постоянной, что вещество и поле взаимосвязаны и т. д. В.И. Ленин обобщил новые данные физики, показал, что материя — лишь свойство вещей, существующих вне и независимо от сознания. Понятие о материи — категория философии, а материя — объективная реальность: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Материя абсолютна и относительна.
Не менее важным является и следующее положение: «...Единственное «свойство» материи... есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания».
Значит, вещь материальна не сама по себе, а в отношении к сознанию. Материальны частицы вещества и полей, организмы и общество. Материя — это общее в вещах, это объективное единство мира.
Движение и покой
В XVII—XVIII веках Г. Галилеем, Р. Декартом и другими была высказана идея об онтологической равноправности движения и покоя. Эта идея была поддержана марксистской философией. Так, Ф. Энгельс утверждал: «Конечно, для нашего метафизика твердым орешком и горькой пилюлей является тот факт, что движение должно находить свою меру в своей противоположности, в покое... Для диалектического понимания эта возможность выразить движение в его противоположности, в покое, не представляет решительно никакого затруднения».
Самая знаменитая из всех идей Гераклита — учение, что все находится в состоянии потока. Еще сильнее оно подчеркивается его учениками.
Взгляды на соотношение движения и покоя можно разделить на четыре вида.
Первый. Этот род воззрений абсолютизирует движение, преувеличивает его место в мире, принижает покой, нередко вплоть до его отрицания. Еще древнегреческий философ Кратил считал, что нельзя и один раз войти в одну и ту же реку: покоя нет.
Второй. Этот род воззрений, наоборот, преувеличивает, абсолютизирует покой, принижает движение. Метафизики не склонны к умеренности. Гераклит утверждал, что все изменяется. Парменид решил, что ничто не изменяется. Его ученик Зенон в апориях «Дихотомия», «Стрела», «Ахилл», используя прием неограниченного деления отрезков на два, доказывал невозможность движения.
А в 17—18 веках, по словам Ф. Энгельса, господствовал метафизический метод мышления, который рассматривал вещи и их мысленные отражения как неизменные, застывшие, раз и навсегда данные.
Третий. Это признание того, что в мире есть и движение, и покой. Но движение и покой рассматриваются как присущие разным вещам или одной и той же вещи, но в различное время. Другими словами, покой и движение отрываются друг от друга: вещь либо движется, либо покоится.
Все перечисленные точки зрения являются метафизическими. Диалектическая концепция сводится к следующему.
Движение и покой всеобщи, присущи одновременно, но в разных отношениях, всему существенному, они субъективны, абсолютны и относительны. Остановимся на доказательстве этих положений.
Движение, как известно, - любое изменение. А изменение – это снятие того или иного тождества и формирование некоторого различия. Значит, изменение произошло, если появилось то, чего не было в вещи в предшествующий момент, с которым сравнивается данный, или исчезло то, что было. Покой же – отсутствие движения, любое сохранение тождества и снятие определенного различия. Покой существует, если у вещи сохранилось то, что было в предшествующий момент, с которым сопоставляется данный.
Движение и покой, таким образом, могут рассматриваться как атрибуты всего существующего (всех вещей), как состояния, как противоположности, переходящие друг в друга.
Если покой – противоположность движения, а движение всеобще, то и покой всеобщ. Нет такой вещи в мире, нет такого в нем уголка, такого события, которым одновременно не были бы присущи движение и покой. Даже, как ни парадоксально, само изменение постоянно, т.е. выступает как неизменная черта мира. Если бы движение (изменение) изменилось, то оно перестало бы быть движением (изменением).
Такие физические константы, как скорость света в пустоте, постоянная Планка, элементарный электрический заряд, постоянная тяготения именуются «мировыми постоянными». Точка кипения, плавления, замерзания веществ, константы полураспада радиоактивных веществ и т. п. не имеют такой общности, как первые, но они являются устойчивыми, покоящимися чертами мира. Физические константы входят как в законы сохранения, так и в законы изменения.
Значит, постоянные величины следует рассматривать как отражение единства покоя и движения. То же можно сказать об инвариантных, сохраняющихся величинах и законах. Инвариантность означает тождественность, устойчивость в физических процессах. Инвариантные величины существуют по отношению к определенным группам преобразования, от которых они не зависят. Инварианты не зависят от всех преобразований данной группы. Да и сами законы фиксируют устойчивость.
Покой часто называют частным случаем движения. При этом ссылаются на Ф. Энгельса и Г.В. Плеханова. Произведем, однако, уточнения. Утверждение «покой — есть частный случай движения» принадлежит не Ф. Энгельсу, а Кирхгофу в его «Математической механике». Ф. Энгельс отметил, что Кирхгоф «...способен не только вычислять, но и диалектически мыслить». Похвально отозваться о Кирхгофе были основания: он увидел связь движения и покоя. Но в каком же контексте был дан этот отзыв? Ф. Энгельс обсуждал вопрос: «Неужели, когда поднятая гиря остается спокойно висеть наверху, то ее потенциальная энергия во время покоя тоже явл