Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Re: Вся философия в кратце. Вопрос №40. Проблема человека в истории философии



« Ответ #6 : Март 27, 2011, 18:03:03 »

· Цитировать

Вопрос №40.
Проблема человека в истории философии.
В философии Др. Востока единства по проблеме чел-ка нет. Философия Др. Китая социоцентрична. Философы исходят из приоритета общества. В Индии приоритет – за внутренней природой чел-ка. Для восточного мышления характерен поиск начала чел-ка. Вивекананда Свами (инд. философ): «Человек рождается, чтобы покорить природу». Западная философия под природой понимает физический мир, но есть еще более величественный мир – внутренний мир чел-ка. Во внутреннем мире чел-ка, чел-к Востока – свой. Если Запад хочет узнать, что такое Бог, то он должен сесть у ног Востока и слушать. Чел-к – небольшая песчинка в космосе.
Античная философия решала проблемы космоса. Решение проблем космоса дает основу для решения проблем чел-ка. Чел-к – часть мира космоса. Чел-к – малый мир, который связан с большим миром. Большую роль в познании чел-ка играют понятия: мудрость, мышление, знание, интеллект.
Средневековая философия проповедует теоцентризм – все определяет Бог. Сущность чел-ка постигается через веру. Разум, озаренный верой позволяет определить часть чел-ка. Чел-к – часть окружающего мира, сущность Бога. Чел-к – сотворенное существо и он подчинен Богу. Чел-к – такая же непостижимая тайна как и Бог.
Эпоха Возрождения избрала антропоцентризм, космоцентризм. Чел-к представляет самого себя. Чел-к растет как личность. Чел-к – творец своей судьбы, он верит, что его возможности безграничны. Пико Делла Мирандола: «Нет ничего более великого, чем человек, созданный Богом». Но был и космоцентризм. Дж. Бруно: «Чел-к – неотъемлемая часть природы. Чел-к подчинен природе».
Философия Нового времени. Чел-к – общественное существо. Чел-к – познающий субъект. У французских философов произошло нарушение целостности чел-ка – отождествление его с машиной.
Немецкая классическая философия. И. Кант: «Чел-к – это уникальное существо, поэтому и рассуждать о чел-ке нужно отдельно». Выделяет три природы:
1.Неживая природа – з-ны механики.
2.Живая – з-ны целесообразности.
3.Природа чел-ка – свобода. Эта природа не сводима к двум другим природам. Она не может быть постигнута через них. Это самодовлеющая система.
Кант создает отдельное учение о чел-ке. Чел-к – субъект духовной деятельности.
Л. Фейербах выдвинул категорию человек. Обращается к природно-историческому началу чел-ка. Чел-к – это не механизм, а чел-к – это организм.
К. Маркс рассматривает чел-ка одновременно и как биологическое существо и как социальное существо. Марксистское понимание чел-ка претендовало на всесторонность. Европейские философы говорили об индивидуальной природе чел-ка.
Философия 20 в. породила экзистенциализм: Мир – это человеческая реальность. Бытие есть человек. Чел-к не может быть сведен ни к какой сущности. Личность – это неповторимое духовное самоопределение.
В начале 20 в. были созданы предпосылки, чтобы возникла философская антропология – это философские взгляды на происхождение, эволюцию и специфику существования чел-ка как носителя особого рода реальности.


Вопрос №41.
Философия о биосоциальной природе человека.
Чел-к – часть природы, это продукт биологической эволюции. Каждый из нас неповторим в силу биологических особенностей. Чел-к – это еще и социальное существо. Неповторимость чел-ка обусловлена его общественной природой. Чел-к обретает индивидуальность как социальное существо не по своей природе, а только находясь в обществе.
Есть дуалистический подход к пониманию природы чел-ка (древний) – -к, с одной стороны, состоит из организма, с другой – из души, которая самостоятельна.
Монистическая концепция: психика чел-ка, мысль, настроение – результат деятельности нервных клеток головного мозга.
Что доминирует в чел-ке, биологическое или социальное начало? Выделяют два направления:
1.Биологизаторство – приоритетно биологическое начало. Есть разновидности биологизаторства:
а)Мальтузианство – рассматривает общественную деятельность людей как борьбу за существование. Она обусловлена внешними обстоятельствами (перенаселение Земли, демографическая проблема).
б)Социал-дарвинизм – абсолютизирование эволюционной теории, перенесение ее на развитие общества.
в)Социо-биология (основатель – Уилсон) – генетическая наследственность присуща и людям и животным. Поведение
чел-ка тоже генетически обусловлено.
г)Расизм – делит человечество на низшие и высшие расы. Он опирается на евгенику – учение о том, как достичь высшего качества чел-ка.
2.Социологизаторство – общественное начало приоритетно в чел-ке. Природа чел-ка заключена в общественных отношениях. Соотношение общественного и индивидуального в чел-ке начал изучать Платон, он обосновал приоритет общества над личностью. «Никто не должен оставаться без начальника». К. Маркс: «Сущность чел-ка не есть абстракт. Природа чел-ка обусловлена обществом. Меняется общество, меняется и сам чел-к». Чел-к – это очень сложное существо, в нем тесно переплетены противоположные кач-ва. Судить однозначно о чел-ке невозможно. Когда мы пытаемся понять чел-ка, то мы должны знать, что у него есть внешние и внутренние хар-ки, они отражаются в индивиде (отдельный чел-к), индивидуальности (носитель неповторимых кач-в), личности (через это понятие мы осмысливаем отношение чел-ка к миру в целом и другим людям, в основе этого лежит его разумная деятельность).
Выделяют три фактора, определяющие чел-ка:
1.Генетическая наследственность.
2.Культурная среда.
3.Обстоятельства жизни.


Вопрос №42.
Биологические предпосылки возникновения сознания. Роль труда, общения и языка в его формировании и развитии.
Школы философии пытаются учитывать достижения естествознания в понимании сознания. Сложно определить сущность сознания. Взгляды философских школ – общие черты сознания:
1.Познавательная функция сознания.
2.Коммуникативная функция – сознание – средство общения.
3.Рефлексивная – обращенность сознания на самоё себя.
4.Историчность (изменчивость) – в зависимости от характера эпохи, сознание находится в разных формах.
5.Зависимость сознания от общественно-исторической практики и ее связь с орудийно-предметной деятельностью.
6.Активность сознания – материалисты: активность – способность чел-ка изменять окружающий мир; идеалисты: активность – связь чел-ка с Богом и изменение им через Бога мира.
Сознание – это высшая свойственная только чел-ку функция головного мозга, сущность которой заключается в целенаправленном отражении объективных свойств и предметов внешнего мира, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в правильном регулировании и саморегулировании взаимоотношений чел-ка с общественной и природной действительностью.
Эволюция материи направлена в сторону сознания. Само появление сознания говорит о том, что биосфера хорошо развита. 5 млн. лет назад появились человекообразные обезьяны. Факторы, способствующие появлению сознания:
1.Совместная трудовая деятельность.
2.Членораздельная речь. Этологи говорят, что в психике животных можно увидеть не только инстинкт, но и формы понимания. Инстинкт – застывший разум биологического мира.
У животных есть определенный разум, который связан со знанием, которое образовалось в процессе жизни (опыт). У животных – практический интеллект. Он проявляется в их деятельности. Разумное поведение связано с аналитико-синтетическими формами мыслительной деятельности. Происходит скачок. Отличие чел-ка от животных: чел-к обладает, выработанной в процессе социально-культурной практики, членораздельной речью, которая сформировала абстрактное мышление – это языковое мышление словами, понятиями – это резко выделяет чел-ка. Оно предполагает идеальное отражение действительности через слово, идею. Слово - тоже раздражитель. Абстрактное мышление изменило чел-ка. И. Кант: «Чел-к – это житель двух миров: умопостигаемого и чувственновоспринимаемого. Это абстрактное мышление позволило чел-ку создать внутренний мир чел-ка. Этот мир возникает из способности чел-ка сосредотачиваться на себе».
Язык – это орудие мышления. Слово – это совокупность наших знаний о предмете.
Функции языка:
1.Познавательная.
2.Коммуникативная.
Эти функции очень сильно связаны, т.к. если нет общения, то нет и познания.
Язык – форма выражения мысли, средство общения людей. Язык – социальное явление.
3.Язык несет исторический отпечаток. Язык не связан с функциями головного мозга.
4.Язык закрепляет накопленные всеми поколениями людей знания, он сохраняет ценности. Каждое новое поколение идет дальше.
С помощью языка мы реализуем прогностическую функцию, мы можем предвидеть последствия наших действий. Язык может передать самые тонкие чувства. Язык и мышление связаны между собой, но знак равенства между ними ставить нельзя. Мысль возможна без слова, но она не равна слову. Мышление зависит от познавательных способностей чел-ка.
Сознание – достояние всего человечества, но носитель сознания – индивид. При рождении у него нет сознания, у него есть только предпосылки к возникновению сознания. При общении с другими людьми у ребенка появляется самосознание.
Сознание любого чел-ка уникально, но уникальность непроизвольна, она зависит от внешних факторов: от общества (его социальной структуры), от ближайшей социальной среды.
Христианство говорит, что чел-к обладает свободой воли, чел-к способен выбирать между плохим и хорошим. Мы несем ответственность за свой выбор. Сознание чел-ка формируется под влиянием внутренних и внешних факторов.
Есть три уровня высшей нервной деятельности:
1.Сознание – это совместное знание, то знание которое я могу высказать, передать другим людям. Оно обязательно облекается в слова.
2.Подсознание – оно освобождает наш мозг для психической деятельности – это такие психические процессы, возникшие под влиянием автоматических импульсов нервной системы..
3.Сверхсознание – творческая интуиция – это первоначальный этап творчества. Здесь рождается человеческая мысль. Мозг - акцептор мысли, а не ее продуцент. В нашем сознании есть отпечатки других мыслей (энграммы).



Вопрос №43.
Сознание и мозг. Психическое и физиологическое. Критика идеализма и вульгарного материализма по вопросу о сущности сознания.
В современном естествознании сложилось мнение, что все акты сознания возникают в результате действий клеток головного мозга.
Главная задача мозга – приведение деятельности организма в соответствие с требованиями внутренней среды и внешними условиями.
Мозг чел-ка имеет три функциональных блока:
1.Обеспечивает тонус коры, ее нормальную деятельность.
2.клавный аппарат познавательных процессов, обеспечивает прием, переработку и хранение информации.
3.Регулирует поведение чел-ка.
Задачи мозга:
1.Поддержание гомеостазиса (дыхания, кровообращения).
2.Контроль над эмоциями, реакциями, памятью, вниманием, волей (реакции эмпритинга).
Таки образом сумма гомеостаза, эмоций и реакций эмпритинга образует интеллект чел-ка, который зависит от наследственности и от избранной чел-ком предметной деятельности.
По мнению ученых, интеллект развивается в процессе самоэксплуатации, но мозг – орган сознания, но мыслит не мозг сам по себе, а мыслит чел-к сам по себе.
Вульгарные материалистыслишком буквально понимают, что мозг – орган сознания. Ламетри (18 в.): «Чел-к – сложная машина». Бюхнер Молишот: « Сознание – вещественный продукт, мозг, как печень вырабатывает мысль». Армстронг (20 в)
Идеалисты отрывают сознание от материи. При любом повреждении мозга нарушается сознание.
Кибернетика – наука о сложных саморегулирующихся динамических системах (живые организмы, органы, клетки, популяции, общества, технические устройства). Эти системы могут перерабатывать, передавать, запоминать информацию. Можно ли в компьютере смоделировать сознание? Действие компьютера и чел-ка отличаются. Компьютер вспоминает, перебирая всю информацию, а чел-к вспоминает только то, что ему сейчас нужно. Сейчас смоделировать сознание в компьютере невозможно.


Вопрос №44.
Понятие общественного сознания и его структура.
Общественное сознание – с одной стороны, характеризует реальное сознание конкретного общества, с другой стороны, характеризует идеальное общество. Конкретное общество (массовое сознание) состоит из классов, групп. Выражение массового сознания – общественное мнение, оно отражает проблемы общества, споры, идеи. Массовое сознание отражает взаимодействие индивидуального сознания и общественного сознания. Философия дает методологический ключ к духовным процессам в обществе. Философия дает идеальную модель общественного сознания.
Общие принципы к анализу реального общественного сознания. Активность общественного сознания различна в разные эпохи. Роль общественно сознания возрастает по мере развития общества, увеличивается объем знаний, накапливаются навыки познания мира. Поэтому изучение общественного сознания превращается в важную задачу современной философии.
В разные исторические эпохи общественное сознание менялось по-разному. Некоторые философские школы говорят, что общественное сознание людей не поддается объективному изучению.
Диалектика общего и особенного показывает, что при многообразии проявлений общественного сознания, можно выделить общие формы:
1.Политическое общественное сознание.
2.Моральное.
3. Правовое.
4.Художественное.
5.Религиозное.
6.Экологическое.
7.Философское.
8.Научное.
Общество состоит из отдельных людей, и каждый из них – носитель индивидуального сознания. Каждое художественное произведение иметт автора, их создает не общество, а конкретный чел-к. Кажется, что общественного сознания нет. У Репина есть картины по народническому движению, они не могли возникнуть в другое время. Есть в обществе идеи, которые усваивают все. Эти идеи влияют на формирование индивидуального сознания, т.е. общественное сознание есть. Общественное сознание – это то общее, что возникает в сознании индивидов данного общества, благодаря тому, что они живут в условиях общественного бытия и формируют свои личные цели в его рамках и на его основе. Благодаря этому взаимовлиянию достижения отдельного чел-ка становятся достоянием всего общества. Отрывать общественное сознание от индивидуального нельзя, т.к. люди общаются друг с другом.
Структура общественного сознания.
Духовная жизнь общества – сложное образование. И общественное сознание включает в себя самые разные элементы – это многоуровневая модель:
I.Уровни общественного сознания:
1.Высший уровень –
а)теоретическое сознание.
б)идеология.
2.Низший уровень –
а)обыденное сознание.
б)общественная психология.
II.Формы общественного сознания:
1.Наука.
2.Философия.
3.Политика.
4.Искусство и т.д.
Четкое разделение форм мы видим на высшем уровне, на низшем уровне их границы расплывчаты.
Есть гносеологические предпосылки для разделения теоретическое и обыденное познание возникает в процессе повседневной жизни. Теоретическое познание отражает внутренние связи объективной действительности. Теоретическое познание выражается в науке и философии. В сознании ребенка понятия житейского порядка и научного формируются по-разному. Житейские понятия – на базе повседневного опыта. Научные – тоже на базе быта, но только при общении с учителем. Эти уровни взаимодействуют друг с другом, но не могут заменять друг друга. Здравый смысл – изучение науки с помощью обыденного сознания. В общественных науках можно рассматривать явления с позиции здравого смысла (обыденного сознания). Само общество предстает в искаженном виде.
Идеология и общественная психология – то же, что и у теоретического и обыденного сознания. Общественная психология формируется в процессе повседневной жизни, но если в обыденном сознании представлено поверхностное знание о действительности, то в общественной психологии – отношение к действительности, она характеризует психологический облик общества. Общественная психология включает и эмоциональное отношение классов к определенным явлениям. Обыденное сознание и общественная психология взаимодействуют. Общественная психология играет важную роль в деятельности общественных групп, она побуждает людей к действию.
Идеология – это теоретически обоснованное духовное выражение коренных интересов различных социальных групп и классов, идеология сама по себе тоже сложна. Любая идеология имеет определенную теоретическую основу, включает в себя программу действий, которая вытекает из теоретической основы, включает механизм распространения идеологии в массы. Она формируется политиками.
Виды идеологии:
1.Прогрессивная.
2.Консервативная.
3.Научная (относительно истинная).
4.Иллюзорная (ненаучная).
Характер идеологии зависит от того, чьим социальным интересам она соответствует. Если идеология отражает потребности, то это научная прогрессивная идеология. Маркс и Энгельс изучали идеологию. «Любая идеология – ложное сознание, для остальных социальных групп данная идеология ложная, но никогда не было идеологии, которая бы абсолютно искажала действительность».
Источником идеологических иллюзий является не идеология, а сама объективная действительность. Идеология – реакционная, если она не выражает мнения большинства данного общества. Не всякая идеология - реакционная. При определенных условиях идеология может быть прогрессивной. (Франц. революция шла при идеологии просвещения, она неверно отражала действительность, но отвечала интересам всей Франции, поэтому она – прогрессивна).
Маркс и Энгельс говорили, что научная идеология возможна. Современные философы говорят, что наука и идеология в принципе несовместимы, т.к.
1.Любая идеология стремится утвердить определенную классовую основу, а наука всегда критична.
2.Идеология ориентирована на стабильность своих принципов, наука – на развитие знаний, на прогресс.
3.Идеология всегда пресекает всякие отступления от своих позиций, а наука позволяет при доказательстве своих принципов.
В какой-то степени можно говорить о возможности существования научной идеологии при условиях:
1.Идеология должна следить за изменениями в обществеи как-то их принимать.
2.
3.
Но в нашу эпоху общество и наука развиваются очень быстро, поэтому идеология тоже должна вносить свои изменения.
Сейчас существует очень много идеологий. Идеологические разногласия нельзя переносить на межгосударственный уровень, чтобы не было конфликтов.

Делай что должен, и будь что будет.

Реквизиты для пожертвований на сайт:
WebMoney R368719312927
ЯндексДеньги 41001757556885

Lux

· Administrator

·

·

· Сообщений: 1942

· Карма: +2/-1

· Пол:

· «Мы русские, мы всё одолеем» - А.Суворов

·

o

·

o

· Курс: ^|^|^

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.