Вопрос №37. Закон единства и борьбы противоположностей. В любом реально существующем процессе никогда нет полного и устойчивого соответствия – это несоответствие – важное условие развития, функционирования системы. Это несоответствие закономерно, необходимо. Несущественное несоответствие – различие. Значительное несоответствие – противоположность. Как категория философии противоположность – несоответствие в системах. Отношения между противоположностями – противоречия. Не все явления противоположности, а только те, которые определенным образом связаны между собой (электрон и ядро, электрон и Куликовская битва). Т.е. противоположность и противоречие отражают не только несоответствие, но и взаимосвязь систем. Противоположные стороны объекта находятся в сложном диалектическом взаимодействии. Противоположности могут превращаться друг в друга (Ученым что-то не известно. Существует незнание. Они ставят вопросы и пытаются ответить на них, т.е. незнание превращается в знание. Это знание указывает на новые неразрешенные вопросы, т.е. снова превращается в незнание). Превращения бывают двух видов: 1.Взаимообратимые – вращается колесо: верхняя точка становится нижней и наоборот. 2.Необратимые – феодальные отношения переходят в капитализм, но капитализм не может вернуться в феодальное общество. Среди противоречий выделяют: 1.Внутренние и внешние. Внутренние – находятся внутри данного процесса, явления, предмета. Внешние – между предметами, процессами, явлениями. (Противоречия между природой и обществом – внешние, противоречия экономики – внутренние). Но это разделение относительно: противоречия между странами (для стран) – внешние, (для человечества) – внутренние. Определяющую роль в процессе развития играют внутренние противоречия. Если мы не решим внутренних противоречий, то никогда не решим внешних. 2.Основные и неосновные. Основные противоречия – оказывают решающее влияние на процесс развития. Неосновные – решающего влияния не оказывают. (Для человечества основное противоречие – между природой и обществом). 3.Антагонистические и неантагонистические – применяются в общественных процессах. Антагонистические – крайняя степень остроты противоречий, они разрешаются за счет уничтожения одной из сторон. (Между человечеством и террористами). Неантагонистические – меньшая степень остроты, для их разрешения не требуется уничтожение. Разрешение – за счет компромисса. (Между профсоюзами и администрацией). Положения закона борьбы и единства противоположностей: 1.Любое явление в природе, обществе и мышлении содержит в себе противоположные стороны, свойства, хар-ки, находящиеся в определенной связи или единстве. 2.Между противоположностями, находящимися в единстве, существуют отношения – диалектические противоречия. 3.Источником всякого движения и особенно развития является возникновение, нарастание и разрешение основных внутренних противоречий. Их разрешение – решающий момент. 4.В процессе развития происходит диалектический переход одних противоположностей в другие, происходит столкновение, взаимодействие и взаимное проникновение противоположностей. 5.В результате борьбы против их взаимопревращений и переходов возникает новое необратимое явление, не существующее ранее. Закон единства и борьбы противоположностей характеризует источник развития.
Вопрос №38. Закон отрицания отрицания. Если на окружности выберем точку и будем двигаться по окружности, то бесконечное множество раз будем проходить одно и то же. Если на прямой выберем точку и будем двигаться либо в одну, либо в другую сторону, то никогда не вернемся к старому. Но установлено, что движение идет по спирали, которая включает свойство окружности и прямой – это процесс развития. Диалектическое отрицание и преемственность. Гегель разработал отрицание отрицания как синтез. Абс.идея начинает развиваться от определенной точки (тезиса), затем тезис переходит в противоположность (антитезис), антитезис, развиваясь, порождает новую точку (синтез). Синтез включает в себя все положительное от тезиса и антитезиса. синтез
тезис антитезис Диалектическое отрицание – это процесс, при котором старое кач-во не уничтожается полностью, но наиболее ценное и существенное, способное обеспечить дальнейшее развитие данного явления, сохраняется, удерживается и входит в состав нового кач-ва. В любом процессе развития не одно, а несколько диалектических отрицания. Процесс включения старого положительного в новое кач-во – преемственность (таблица Менделеева: последний элемент в строке – инертный газ – пример абсолютной химической неактивности). Основные положения з-на отрицания отрицания: 1.В процессе развития постепенно возникает новое, не существовавшее ранее и представляющее собой диалектическое отрицание старого. 2.В процессе отрицания все ценное и жизнеспособное сохраняется и в преобразованном виде включается в новое кач-во. Определенная часть старого, препятствующая развитию, уничтожается. 3.Развитие включает в себя возвращение, повторение пройденных этапов на новом уровне, обладающее спиральным характером. 4. В процессе развития при переходе от старого к новому, объективно существуют прогрессивные и регрессивные тенденции, в зависимости от того, какая из этих тенденций преобладает, определяется прогрессивный и регрессивный тип данного явления. Этот закон характеризует направление развития.
Вопрос №39. Человек как философская проблема. Истоки интереса к человеку. В истории философии практически нет философа, который бы не обращался к чел-ку. Многие философские школы ключевым в понимании мира видели чел-ка. «Познай самого себя и познаешь весь мир!» - Бердяев. Лао-цзы: «Знающий других - умен, знающий себя – мудр!» Иисус Христос: «Царство Божие – внутри нас!» Бердяев: «Чел-к себя знает прежде и больше, чем окружающий мир. В чел-ке – абсолютное бытие, вне – относительное». Не было эпохи, чтобы чел-ком вообще не интересовались. Есть оптимистическая оценка чел-ка: безграничный микрокосм, совершенное существо. И пессимистическая: чел-к – ошибка природы, он изначально порочен. Шопенгауэр: «Чел-к ущербный». Есть множество определений чел-ка: - разумное существо. - политическое животное. - венец природы. - тупик жизни. - ложный шаг жизни. - животное, создающее орудия труда. - существо с самосознанием. Причина разброса мнений: природа самого чел-ка, происхождение чел-ка. Два типа происхождения: 1.Естественное – чел-к – продукт эволюции живой и неживой природы. (Дарвин). Его работа стала основой для мнений о происхождении чел-ка. Есть другая группа ученых, которая говорит, что жизнь – из космоса. 2.Искусственное – чел-к – сверхприродное начало. Происхождение чел-ка – творение Бога или космического разума. Бесспорные факты: 1.Появление чел-ка связано с развитием жизни на Земле. 2.Между чел-ком и животным миром есть родственные связи. 3.Чел-к и окружающий мир эволюционируют. Генетика открывает просторы. Клонирование чел-ка вызвало много споров. Говорят, что люди бессмертны. Открыли гены, которые отвечают за старение организма. Задачи – установление: происхождения чел-ка, природы сознания, языка, морали, духовности. Два подхода к изучению чел-ка: 1.Интравертионный – чел-ка пытаются осмыслить как бы изнутри. Изучают сознание, душу, психику, пороки, добродетели. Рассуждения опираются на психологию, мистику, оккультизм. 2.Экстравертионный – изучение извне. Изучается общественная обусловленность чел-ка, связь с Богом. Опирается на историю, социологию, экологию, теологию. Единой основы для изучения чел-ка, для понимания чел-ка нет философии и не будет. Есть разные мировоззренческие позиции: 1.Космоцентризм – в центре внимания находятся природа, мир. 2.Теоцентризм – бытие чел-ка обусловлено Богом. 3.Социоцентризм – в центре внимания – общество. 4.Антропоцентризм – в центре – чел-к.
Вопрос №40. Проблема человека в истории философии. В философии Др. Востока единства по проблеме чел-ка нет. Философия Др. Китая социоцентрична. Философы исходят из приоритета общества. В Индии приоритет – за внутренней природой чел-ка. Для восточного мышления характерен поиск начала чел-ка. Вивекананда Свами (инд. философ): «Человек рождается, чтобы покорить природу». Западная философия под природой понимает физический мир, но есть еще более величественный мир – внутренний мир чел-ка. Во внутреннем мире чел-ка, чел-к Востока – свой. Если Запад хочет узнать, что такое Бог, то он должен сесть у ног Востока и слушать. Чел-к – небольшая песчинка в космосе. Античная философия решала проблемы космоса. Решение проблем космоса дает основу для решения проблем чел-ка. Чел-к – часть мира космоса. Чел-к – малый мир, который связан с большим миром. Большую роль в познании чел-ка играют понятия: мудрость, мышление, знание, интеллект. Средневековая философия проповедует теоцентризм – все определяет Бог. Сущность чел-ка постигается через веру. Разум, озаренный верой позволяет определить часть чел-ка. Чел-к – часть окружающего мира, сущность Бога. Чел-к – сотворенное существо и он подчинен Богу. Чел-к – такая же непостижимая тайна как и Бог. Эпоха Возрождения избрала антропоцентризм, космоцентризм. Чел-к представляет самого себя. Чел-к растет как личность. Чел-к – творец своей судьбы, он верит, что его возможности безграничны. Пико Делла Мирандола: «Нет ничего более великого, чем человек, созданный Богом». Но был и космоцентризм. Дж. Бруно: «Чел-к – неотъемлемая часть природы. Чел-к подчинен природе». Философия Нового времени. Чел-к – общественное существо. Чел-к – познающий субъект. У французских философов произошло нарушение целостности чел-ка – отождествление его с машиной. Немецкая классическая философия. И. Кант: «Чел-к – это уникальное существо, поэтому и рассуждать о чел-ке нужно отдельно». Выделяет три природы: 1.Неживая природа – з-ны механики. 2.Живая – з-ны целесообразности. 3.Природа чел-ка – свобода. Эта природа не сводима к двум другим природам. Она не может быть постигнута через них. Это самодовлеющая система. Кант создает отдельное учение о чел-ке. Чел-к – субъект духовной деятельности. Л. Фейербах выдвинул категорию человек. Обращается к природно-историческому началу чел-ка. Чел-к – это не механизм, а чел-к – это организм. К. Маркс рассматривает чел-ка одновременно и как биологическое существо и как социальное существо. Марксистское понимание чел-ка претендовало на всесторонность. Европейские философы говорили об индивидуальной природе чел-ка. Философия 20 в. породила экзистенциализм: Мир – это человеческая реальность. Бытие есть человек. Чел-к не может быть сведен ни к какой сущности. Личность – это неповторимое духовное самоопределение. В начале 20 в. были созданы предпосылки, чтобы возникла философская антропология – это философские взгляды на происхождение, эволюцию и специфику существования чел-ка как носителя особого рода реальности.
Делай что должен, и будь что будет.
Реквизиты для пожертвований на сайт: WebMoney R368719312927 ЯндексДеньги 41001757556885