Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Re: Вся философия в кратце. Вопрос №37. Закон единства и борьбы противоположностей



« Ответ #5 : Март 27, 2011, 18:02:30 »

· Цитировать

Вопрос №37.
Закон единства и борьбы противоположностей.
В любом реально существующем процессе никогда нет полного и устойчивого соответствия – это несоответствие – важное условие развития, функционирования системы. Это несоответствие закономерно, необходимо. Несущественное несоответствие – различие. Значительное несоответствие – противоположность. Как категория философии противоположность – несоответствие в системах. Отношения между противоположностями – противоречия. Не все явления противоположности, а только те, которые определенным образом связаны между собой (электрон и ядро, электрон и Куликовская битва). Т.е. противоположность и противоречие отражают не только несоответствие, но и взаимосвязь систем. Противоположные стороны объекта находятся в сложном диалектическом взаимодействии. Противоположности могут превращаться друг в друга (Ученым что-то не известно. Существует незнание. Они ставят вопросы и пытаются ответить на них, т.е. незнание превращается в знание. Это знание указывает на новые неразрешенные вопросы, т.е. снова превращается в незнание). Превращения бывают двух видов:
1.Взаимообратимые – вращается колесо: верхняя точка становится нижней и наоборот.
2.Необратимые – феодальные отношения переходят в капитализм, но капитализм не может вернуться в феодальное общество.
Среди противоречий выделяют:
1.Внутренние и внешние. Внутренние – находятся внутри данного процесса, явления, предмета. Внешние – между предметами, процессами, явлениями. (Противоречия между природой и обществом – внешние, противоречия экономики – внутренние). Но это разделение относительно: противоречия между странами (для стран) – внешние, (для человечества) – внутренние.
Определяющую роль в процессе развития играют внутренние противоречия. Если мы не решим внутренних противоречий, то никогда не решим внешних.
2.Основные и неосновные. Основные противоречия – оказывают решающее влияние на процесс развития. Неосновные – решающего влияния не оказывают. (Для человечества основное противоречие – между природой и обществом).
3.Антагонистические и неантагонистические – применяются в общественных процессах.
Антагонистические – крайняя степень остроты противоречий, они разрешаются за счет уничтожения одной из сторон. (Между человечеством и террористами).
Неантагонистические – меньшая степень остроты, для их разрешения не требуется уничтожение. Разрешение – за счет компромисса. (Между профсоюзами и администрацией).
Положения закона борьбы и единства противоположностей:
1.Любое явление в природе, обществе и мышлении содержит в себе противоположные стороны, свойства, хар-ки, находящиеся в определенной связи или единстве.
2.Между противоположностями, находящимися в единстве, существуют отношения – диалектические противоречия.
3.Источником всякого движения и особенно развития является возникновение, нарастание и разрешение основных внутренних противоречий. Их разрешение – решающий момент.
4.В процессе развития происходит диалектический переход одних противоположностей в другие, происходит столкновение, взаимодействие и взаимное проникновение противоположностей.
5.В результате борьбы против их взаимопревращений и переходов возникает новое необратимое явление, не существующее ранее.
Закон единства и борьбы противоположностей характеризует источник развития.


Вопрос №38.
Закон отрицания отрицания.
Если на окружности выберем точку и будем двигаться по окружности, то бесконечное множество раз будем проходить одно и то же. Если на прямой выберем точку и будем двигаться либо в одну, либо в другую сторону, то никогда не вернемся к старому. Но установлено, что движение идет по спирали, которая включает свойство окружности и прямой – это процесс развития.
Диалектическое отрицание и преемственность.
Гегель разработал отрицание отрицания как синтез. Абс.идея начинает развиваться от определенной точки (тезиса), затем тезис переходит в противоположность (антитезис), антитезис, развиваясь, порождает новую точку (синтез). Синтез включает в себя все положительное от тезиса и антитезиса.
синтез



тезис антитезис
Диалектическое отрицание – это процесс, при котором старое кач-во не уничтожается полностью, но наиболее ценное и существенное, способное обеспечить дальнейшее развитие данного явления, сохраняется, удерживается и входит в состав
нового кач-ва. В любом процессе развития не одно, а несколько диалектических отрицания. Процесс включения старого положительного в новое кач-во – преемственность (таблица Менделеева: последний элемент в строке – инертный газ – пример абсолютной химической неактивности).
Основные положения з-на отрицания отрицания:
1.В процессе развития постепенно возникает новое, не существовавшее ранее и представляющее собой диалектическое отрицание старого.
2.В процессе отрицания все ценное и жизнеспособное сохраняется и в преобразованном виде включается в новое кач-во. Определенная часть старого, препятствующая развитию, уничтожается.
3.Развитие включает в себя возвращение, повторение пройденных этапов на новом уровне, обладающее спиральным характером.
4. В процессе развития при переходе от старого к новому, объективно существуют прогрессивные и регрессивные тенденции, в зависимости от того, какая из этих тенденций преобладает, определяется прогрессивный и регрессивный тип данного явления.
Этот закон характеризует направление развития.

 

Вопрос №39.
Человек как философская проблема. Истоки интереса к человеку.
В истории философии практически нет философа, который бы не обращался к чел-ку. Многие философские школы ключевым в понимании мира видели чел-ка. «Познай самого себя и познаешь весь мир!» - Бердяев. Лао-цзы: «Знающий других - умен, знающий себя – мудр!» Иисус Христос: «Царство Божие – внутри нас!» Бердяев: «Чел-к себя знает прежде и больше, чем окружающий мир. В чел-ке – абсолютное бытие, вне – относительное». Не было эпохи, чтобы чел-ком вообще не интересовались.
Есть оптимистическая оценка чел-ка: безграничный микрокосм, совершенное существо. И пессимистическая: чел-к – ошибка природы, он изначально порочен. Шопенгауэр: «Чел-к ущербный». Есть множество определений чел-ка:
- разумное существо.
- политическое животное.
- венец природы.
- тупик жизни.
- ложный шаг жизни.
- животное, создающее орудия труда.
- существо с самосознанием.
Причина разброса мнений: природа самого чел-ка, происхождение чел-ка.
Два типа происхождения:
1.Естественное – чел-к – продукт эволюции живой и неживой природы. (Дарвин). Его работа стала основой для мнений о происхождении чел-ка. Есть другая группа ученых, которая
говорит, что жизнь – из космоса.
2.Искусственное – чел-к – сверхприродное начало. Происхождение чел-ка – творение Бога или космического разума.
Бесспорные факты:
1.Появление чел-ка связано с развитием жизни на Земле.
2.Между чел-ком и животным миром есть родственные связи.
3.Чел-к и окружающий мир эволюционируют.
Генетика открывает просторы. Клонирование чел-ка вызвало много споров. Говорят, что люди бессмертны. Открыли гены, которые отвечают за старение организма. Задачи – установление: происхождения чел-ка, природы сознания, языка, морали, духовности.
Два подхода к изучению чел-ка:
1.Интравертионный – чел-ка пытаются осмыслить как бы изнутри. Изучают сознание, душу, психику, пороки, добродетели. Рассуждения опираются на психологию, мистику, оккультизм.
2.Экстравертионный – изучение извне. Изучается общественная обусловленность чел-ка, связь с Богом. Опирается на историю, социологию, экологию, теологию.
Единой основы для изучения чел-ка, для понимания чел-ка нет философии и не будет. Есть разные мировоззренческие позиции:
1.Космоцентризм – в центре внимания находятся природа, мир.
2.Теоцентризм – бытие чел-ка обусловлено Богом.
3.Социоцентризм – в центре внимания – общество.
4.Антропоцентризм – в центре – чел-к.


Вопрос №40.
Проблема человека в истории философии.
В философии Др. Востока единства по проблеме чел-ка нет. Философия Др. Китая социоцентрична. Философы исходят из приоритета общества. В Индии приоритет – за внутренней природой чел-ка. Для восточного мышления характерен поиск начала чел-ка. Вивекананда Свами (инд. философ): «Человек рождается, чтобы покорить природу». Западная философия под природой понимает физический мир, но есть еще более величественный мир – внутренний мир чел-ка. Во внутреннем мире чел-ка, чел-к Востока – свой. Если Запад хочет узнать, что такое Бог, то он должен сесть у ног Востока и слушать. Чел-к – небольшая песчинка в космосе.
Античная философия решала проблемы космоса. Решение проблем космоса дает основу для решения проблем чел-ка. Чел-к – часть мира космоса. Чел-к – малый мир, который связан с большим миром. Большую роль в познании чел-ка играют понятия: мудрость, мышление, знание, интеллект.
Средневековая философия проповедует теоцентризм – все определяет Бог. Сущность чел-ка постигается через веру. Разум, озаренный верой позволяет определить часть чел-ка. Чел-к – часть окружающего мира, сущность Бога. Чел-к – сотворенное существо и он подчинен Богу. Чел-к – такая же непостижимая тайна как и Бог.
Эпоха Возрождения избрала антропоцентризм, космоцентризм. Чел-к представляет самого себя. Чел-к растет как личность. Чел-к – творец своей судьбы, он верит, что его возможности безграничны. Пико Делла Мирандола: «Нет ничего более великого, чем человек, созданный Богом». Но был и космоцентризм. Дж. Бруно: «Чел-к – неотъемлемая часть природы. Чел-к подчинен природе».
Философия Нового времени. Чел-к – общественное существо. Чел-к – познающий субъект. У французских философов произошло нарушение целостности чел-ка – отождествление его с машиной.
Немецкая классическая философия. И. Кант: «Чел-к – это уникальное существо, поэтому и рассуждать о чел-ке нужно отдельно». Выделяет три природы:
1.Неживая природа – з-ны механики.
2.Живая – з-ны целесообразности.
3.Природа чел-ка – свобода. Эта природа не сводима к двум другим природам. Она не может быть постигнута через них. Это самодовлеющая система.
Кант создает отдельное учение о чел-ке. Чел-к – субъект духовной деятельности.
Л. Фейербах выдвинул категорию человек. Обращается к природно-историческому началу чел-ка. Чел-к – это не механизм, а чел-к – это организм.
К. Маркс рассматривает чел-ка одновременно и как биологическое существо и как социальное существо. Марксистское понимание чел-ка претендовало на всесторонность. Европейские философы говорили об индивидуальной природе чел-ка.
Философия 20 в. породила экзистенциализм: Мир – это человеческая реальность. Бытие есть человек. Чел-к не может быть сведен ни к какой сущности. Личность – это неповторимое духовное самоопределение.
В начале 20 в. были созданы предпосылки, чтобы возникла философская антропология – это философские взгляды на происхождение, эволюцию и специфику существования чел-ка как носителя особого рода реальности.

Делай что должен, и будь что будет.

Реквизиты для пожертвований на сайт:
WebMoney R368719312927
ЯндексДеньги 41001757556885

Lux

· Administrator

·

·

· Сообщений: 1942

· Карма: +2/-1

· Пол:

· «Мы русские, мы всё одолеем» - А.Суворов

·

o

·

o

· Курс: ^|^|^

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.