Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Re: Вся философия в кратце. Вопрос №29. Философское содержание понятий «движение» и «развитие».Изменяется все



« Ответ #4 : Март 27, 2011, 18:02:04 »

· Цитировать

Вопрос №29.
Философское содержание понятий «движение» и «развитие».Изменяется все. Это положение формирует диалектику (Гераклит). Используют два понятия: движение и развитие. Движение – любое изменение состояния природных процессов и явлений. Покой вещей относителен. Если посмотреть на покоящуюся вещь относительно Вселенной, то она движется. Относительно микромира вещи также движутся – частица движутся внутри вещей. (Движение материков). Покой относителен, т.к. он существует только относительно какой-либо системы координат. Движение абсолютно, оно безотносительно к чему-либо. С рациональной точки зрения, движение вечно. Происходит самодвижение любой реальности, в ее основе лежит сила притяжения и сила отталкивания.
Есть два типа движения:
1.Движение, связанное с переносом в пространстве материи, энергии, информации. Здесь движущиеся предметы остаются неизменными в своих характеристиках – количественные изменения (идущий человек, мысленный переход от одних объектов к другим). Но это движение не охватывает все.
2.Движение с перестройкой внутренней структуры предмета. Изменяются кач-ва предмета. Если движение обладает необратимостью и направленностью, то это развитие. Его делят на:
а)Усложнение внутренней структуры предмета, повышение уровня организации предмета – прогресс.
б)если движение обратное – то это регресс.
Эти виды развития не абсолютны. Развитие применимо и к мышлению чел-ка. В отличие от мира вещей пространственные хар-ки для мышления чел-ка не применимы, а применимы временные хар-ки. Развитие мышления – вызревание, усложнение мысли, она становится ясной и законченной.
Выделяют формы движения по различным критериям.
По различным уровням организации материи (Энгельс):
1.Механическое.
2.Физическое.
3.Химическое.
4.Биологическое.
5.Социальное.
Закономерности форм движения материи: «все формы движения материи связаны между собой, и каждая последующая форма основывается на предыдущей. Но высшие формы движения принципиально не сводимы к низшим формам движения материи». (Энгельс). Попытки сведения низших форм движения к высшим – редукционизм (механицизм).
«Есть базовая форма движения материи – механическая» - (Энгельс). С точки зрения современных представлений о мире теория Энгельса нуждается в уточнении. (Движение элементарных частиц не сводимо к з-нам механики, нет точного кол-ва форм движения материи, элементарные носители жизни – ДНК и РНК, а не молекулы белков; существует геологическая форма движения материи).

 


Вопрос №30.
Пространство и время. Любое тело, явление всегда соседствуют с другими, они обладают протяженностью – имеют пространственные хар-ки. Мир постоянно меняется. Изменение состояний происходит с различной скоростью, ритмом, темпом, длительностью. Пространство и время – формы бытия. В античности одной из первых дисциплин, отделившихся от философии бала геометрия – наука о пространстве и способах ее измерения. Интерес к пространству и времени никогда не ослабевал – развивалась астрономия. Человечество пыталось ответить на вопрос: Пространство и время – самостоятельные сущности, или они сопутствуют чему-либо? Поэтому выделяется два основных направления в философии:
1.Субстанциолизм (Аристотель, Эпикур, Демокрит) – пространство и время – самостоятельные, независимые от материи и сознания сущности.
2.Реляционное направление (Лейбниц, Маркс) – пространство и время – не самостоятельные сущности, а особые отношения между объектами и процессами реального мира и существуют только в рамках этих отношений.
Другой вопрос: Пространство и время – это хар-ки реального мира, бытия (объективные хар-ки) или – это свойстванашего сознания (субъективные хар-ки)? Два направления:
1.Материалистический подход (Ньютон, Эйнштейн) – пространство и время – существуют вне сознания.
2.Иделистический подход (марксизм) – пространство и время зависят от различных форм сознания. Формы сознания служат первопричинами существования пространства и времени. «Идеи пространства доставляются чел-ку зрением и осязанием» - Юм.
- Объективный идеализм – Бог мыслится вне пространства и времени, они сотворены Богом, они – свойство той материи,
которую сотворил Бог.
Теория относительности Эйнштейна: Пространство и время существуют не сами по себе и не отдельности друг от друга, а находятся в неразрывной связи с материей. Пространство и время не имеют самостоятельности. Они – атрибуты, свойства материи. Пространство и время связанные с материей зависят от скорости движения тел. При увеличении скорости движения тела до скорости света пространственные хар-ки сокращаются, а собственное время этого же тела замедляет свое движение. До Эйнштейна этот вопрос рассматривали Риман, Лобачевский.
Эйнштейн также говорил, что существует неразрывная связь пространства и времени с гравитацией. Пространственно-временные хар-ки будут меняться в зависимости от тяготеющих масс. Пространство и время – основные формы существования материи. Мир в целом – бесконечен в пространстве и времени. Теория относительности имеет и философское значение:
1.Она исключила из науки понятия абсолютного пространства и времени, обнаружив несостоятельность субстанциальной трактовки пространства и времени, как самостоятельных форм бытия.
2.Она доказала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем. Подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных параметров материи.
3.Она нанесла удар по субъективистским взглядам идеалистов.
Пространство – это порядок существования, характеризуемый протяженностью, однородностью и многомерностью.
Время – порядок следования событий и последовательностей, которым присущи последовательность, изотропность, необратимость.



Вопрос №31.
Особенности пространственно-временной организации мира в неживой, живой природе и социальных процессах.
Современные концепции трактуют трехмерность пространства и одномерность времени как одну из форм бытия. Может быть и многомерность пространства – другие миры.
Бельгийский ученый И.Р. Пригожин говорил, что в физике 300 лет было мнение, что время – физическая хар-ка. Скорее всего время обратимо на уровне фундаментальных з-нов природы. Второе начало термодинамики – причина того, что необратимый мир – лишь частный случай, который чел-ком был распространен на все понимание мира. Современная наука заново открывает ключ к пониманию мира.
Пространственно-временные хар-ки:
1.Неживой природы – в макромире действуют з-ны классической механики Ньютона. Но если рассматривать мегамир, то кривизна пространства и времени возможна. Критическая плотность вещества и полей во Вселенной = 10-29 г/см3. Если плотность будет больше, то пространство – замкнутое, а метагалактика сожмется до предела. Если плотность – меньше, то пространство – незамкнуто, время будет иметь одну точку, и в ней будет взрыв; Вселенная будет расширяться. Само расширение имеет свои пространственно временные хар-ки: галактики разбегаются, и скорость их растет. Метагалактический горизонт пространства – точка, где скорость разбегания будет равна скорости света. Для внешнего наблюдателя время здесь остановится.
2.Живой природы – асимметрия строения животных. Асимметрия – проявляется на молекулярном уровне (левосторонняя асимметрия). Вернадский пишет, что дисперсность – резкое отграничение живых организмов от окружающей среды. Живые организмы – обособленные мирки. Для живого вещества характерна специфическая геометрия тела – прямые линии и плоскости уходят на второй план. Главенствуют кривые линии и поверхности. Биологические часы – это запуск и отключение в организме цепей и химических реакций, которое обеспечивает приспособление организма к определенному ритмическому чередованию факторов окружающей среды. Изменение состояния в организме наступает заблаговременно. Организм будто спрессовывает время.
3.Социальное пространство – определенное отношение чел-ка к миру, исторически обусловленное особенностями человеческой практики и природы. Характеристики социального мира особые. Социальное время протекает неравномерно, по мере развития общества социальное время течет все быстрее и быстрее. Индивидуальное бытие чел-ка, отдельных коллективов, государств, наций и человечества в целом характеризуются специфичными, для каждой структуры временем и темпом развития.
Пространство – это порядок существования, характеризуемый протяженностью, однородностью и многомерностью.
Время – порядок следования событий и последовательностей, которым присущи последовательность, изотропность, необратимость.


Вопрос №32.
Структура диалектики как теоретической концепции об универсальных связях и развития бытия.
Диалектика обращает внимание на развитие мира, его изменчивость. Выделяют:
1.Принцип развития – в мире нет материальных систем, которые не могли бы развиваться. Развитие – особый тип изменения (эволюция биологических организмов, экосистем и т.д., формирование и развитие чел-ка). Переход одного вида энергии к другому – не развитие; старение здания – частные проявления изменчивости. Развитие не переносится на всю материю, которая структурна, т.е. не безлика.
2.Принцип всеобщей и универсальной связи вещей, явлений действительности – существует взаимодействие между вещами и явлениями в материальном мире. В реальной действительности встречаются самые разные взаимосвязи (механические, химические, биологические, социальные, однозначные, вероятностные, корреляционные, прямые, обратные, связи развития, опосредованные, непосредственные). Связь – это отношение между предметами, когда изменение в одном предмете вызывают изменения в другом.
Категории и законы диалектики – понятия, где учитываются данные принципы.
Понятия по степени общности делятся на:
1.Обыденные (дерево, стул, окно).
2.Частнонаучные (валентность, масса, наследственность, электрокардиограмма).
3.Предельнообщие (философские) (материя, единичное и общее, часть и целое, форма и содержание, причина и следствие).
Философские категории – понятия предельной общности, отражающие всеобщие существенные черты, связи и отношения, присущие всему бытию, а не отдельным видам явлений.
Категории диалектики образуют сеть, которая способна показать всеобщие связи, переходы, противоположности.
1.Категории имеют глубокий онтологический смысл, т.к. они фиксируют знания о разных сторонах бытия.
2.Категории имеют гносеологическое значение, т.к. они являются опорными пунктами, ориентирами в познавательном процессе.
3.Категории имеют логическое значение, т.к. они представляют собой аппарат мышления. Все люди мыслят категориями, понятиями.
Закон – общая, существующая, необходимая, устойчивая связь между явлениями бытия.
По степени общности их делят на:
1.Частные – характерны для определенного круга однотипных явлений (з-ны химии, биологии, т.е. частнонаучные).
2.Общие – характерен больший круг явлений, чем у частнонауных (з-н сохранения массы).
3.Всеобщие (философские) – характеризуют универсальные связи бытия (связь кол-ва и кач-ва, з-н единства и борьбы противоположностей).
Эти принципы, категории дают теоретический образ мира. Чрез них мы получаем предельно общие представления о мире. Их методологическая роль в том, что они определяют главные ориентиры познания.



Вопрос №33.
Категории диалектики: единичное и общее, явление и сущность.Бытие - едино. Мир – един, это заключается в его материальности. Каждая вещь обладает индивидуальной определенностью. Это фиксируется через категорию единичности. Все, что неповторимо в явлении, процессе, предмете, то, что присуще только ему и отсутствует в других явлениях, составляет единичное(напр., почерк, капиллярный узор на пальцах). Это только звено в бесконечной цепочке. Есть нечто повторяющееся, которое осуществляется через некоторые вещи. Факт сходства некоторых вещей, явлений – общее – повторяется в явлении или предмете, что присуще не одному, а многим явлениям (напр., у людей – сознание, в живых организмах – диссимиляция и ассимиляция). Каждое отдельное материальное образование представляет собой неразрывное единство единичного и общего. По отдельности они существовать не могут, они сопряжены с особенным и всеобщим.
1.Особенное –отличает один предмет от другого, сравниваемого с ним. Единичное всегда играет роль особенного (у чел-ка – особая манера говорить, вести себя). Общее может стать
особенным, когда общее указывает на отличие одного явления
от другого (все страны СНГ: общее скептическое отношение к Западу, Швеция и Швейцария – особенные).
2.Всеобщее – то общее, которое не может указать на отличие одного от другого.
Категории явление и сущность.Они характеризуют разные уровни бытия. Явление характеризует внешние, более подвижные, легче видимые аспекты вещи. Внутренние, устойчивые стороны вещи мы характеризуем категорией сущность.
Сущность и явление не совпадают. Они в любой вещи взаимосвязаны, характеризуют внешние и внутренние стороны. Бывает, что поверхностные черты предельно искажают сущность – это кажимость или видимость. Явление всегда в той или иной степени искажают сущность.
Взаимосвязь между сущностью и явлением: через явления познаются глубинные внутренние характеристики мира. Эти категории относительны, т.к. разделение объекта на сущность и явление не абсолютно, границы между ними очень подвижны. От явлений мы переходим к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка, а сущность переходит в явление. Эти переходы бесконечны.




Вопрос №34.
Понятие системы и типы системных объектов. Элементы и структура. Часть и целое. Принцип системности.
Часть и целое, системы, элементы, структура, форма и содержание – с помощью этих категорий можно узнать устройство каждой вещи, каждого процесса, мироздания вообще.
Элемент, структура и система – на базе этих категорий сложился принцип системности и системный подход.
Система (греч. – целое, составленное из частей) – упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, обладающих структурой и целостностью.
Элемент (лат. – стихия, первоначальное вещество) (понятие относительное) – компонент системы, неразложимый далее при данном способе рассмотрения (элемент живого организма – молекула, атом, орган, клетка, смотря на каком уровне рассматривать, какую задачу решать).
Структура (лат. – строение, порядок) – упорядоченная совокупность внутренних, устойчивых связей системы, которые обеспечивают ее целостность.
Если при системном исследовании системные элементы выражены сильно, ярко, связи сильные, то используют системный подход.
Принципы системного исследования:
1.Главный принцип целостности – свойства системы принципиально не сводимы к сумме свойств образующих ее элементов. Фиксируется зависимость свойств каждого элемента от его места в системе.
2.Принцип структурности – возможность описания системы через установление ее структуры.
3.Принцип взаимозависимости системы и среды окружения – свои свойства система проявляет, взаимодействуя с окружающей средой.
4.Принцип иерархичности – каждый компонент системы можно рассмотреть в свою очередь как систему (чел-к – сложная система, но внутри – нервная система, кровеносная и т.д.)
5.Принцип множественности описания – есть системы предельно сложные по своему строению. Чтобы адекватно понять, как происходят процессы во Вселенной, строят модели Солнечной системы, Галактики и через их описание получают представление.
Содержание и форма характеризуют совокупность составных элементов, свойств и взаимодействий, составляющих основу
существования предмета или явления.
Форма – категория диалектики, выражающая систему связей как способ организации и существования того или иного предмета, принцип его упорядоченности (чел-к – биологическое существо, его содержание – физиологические процессы, которые там осуществляются; форма – взаимосвязь различными структурами организма).
Содержание и форма тесно взаимосвязаны. Форма всегда содержательна, а содержание всегда оформлено. Эти категории относительны. Форма и содержание едины, соответствуют друг другу. Но их роль не равноценна. Ведущую роль в процессе развития играет содержание, форма – более консервативна. Форма или ускоряет процесс развития или тормозит его.
Часть и целое – это философские категории , выражающие отношения между совокупностью предметов и связью, которые объединяют эти предметы и приводит к появлению совокупности новых интегративных свойств и закономерностей, которые не присущи данным предметам в их разобщенности. Благодаря этой связи образуется целое, по отношению к которому отдельные предметы выступают в кач-ве частей (Вода состоит из водорода и кислорода, которые по отдельности либо горят, либо поддерживают горение. В результате их соединения образуется вещество, которое препятствует горению). Масса молекулы воды равна массе двух атомов водорода и одного кислорода. Сумма соответствующих частей. Часть целого сводится к свойствам отдельных частей. Все свойства целого невозможно свести к свойствам отдельных частей.
Открытие интегративной связи лежит в основе принципа целостности.
Познание любого процесса начинается с:
1.Нерасчлененное представление о целом.
2.Разложение целого на части.
3.В мышлении воспроизводится целое, но уже есть детальные представление о его свойствах.
Типы целостности:
1.Функциональный тип (связи функционирования) – работа машины.
2.Структурный тип (взаимосвязь различных частей) – в парте, в трибуне, в здании.


Вопрос №35.
Принцип причинности. Причинные связи. Случайность и необходимость. Концепция детерминизма.
Детерминизм (лат. – определять) – учение об объективной и закономерной взаимосвязи и закономерной взаимообусловленности условий бытия.
Индетерминизм – отказ от признания причинности вообще.
Современный детерминизм базируется на категориях: причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность.
Причина – философская категория, характеризующая явление, которое вызывает другое явление.
Следствие - философская категория, характеризующая явление, которое обусловлено другим явлением.
Существуют различные типы причинно-следственной связи:
1.П С – эл.ток, идя по вольфрамовой нити вызывает накаливание лампы.
2.П1 следствие – повышение цен на продукты пи-
П2 С - тания; причины – неурожай, неэффективная
П3 политика правительства, антимонопольное
бездействие.
3.С1 причина – война; следствия – обнищание на-
П С2 – селения, рост преступности, нормированное
С3 потребление.

4. П С С С С – цепная ядерная реакция.
Различают также непосредственные и опосредованные причинно-следственные связи.
П С – следствие – пешеход попал под автомобиль; непосредственная причина – нарушение правил дорожного движения, опосредованная – пешеход спешил в больницу к матери.
Причинные основания – это условия (не причины) и поводы. Но без них причина не реализовывается.
Условие – комплекс факторов, который выступает необходимой предпосылкой порождения следствия причины.
Поводы – события, явления, которые служат побудительным толчком для действия причинного основания.
Случайность и необходимость.
Случайность – явления, процессы, события, без которых та или иная вещь или процесс может существовать и развиваться.
Необходимость - явление, процесс, событие, без которого данная вещь или процесс не может существовать и развиваться.
Вероятность – количественная мера возможности наступления случайных событий.



Вопрос №36.
Закон перехода количественных изменений в качественные. Каждое явление – система. На протяжении определенного времени кач-во и свойство системы остаются неизменными, тогда система – тождественна самой себе.
Совокупность основных элементов, связей и отношений, обеспечивающих в определенном промежутке времени устойчивость и существование данной системы, ее тождественность самой себе и отличающая ее от других систем отражается категорией кач-во или качественная определенность. У каждого кач-ва есть отдельное проявление – свойство. Кач-во – это совокупность определенных свойств. Любое явление со временем изменяется, но кач-ва не меняются.
Те связи и отношения, изменение которых происходит в определенных границах, меняют лишь отдельные свойства и хар-ки данной системы, но не нарушают ее качественной определенности называются количественными, отражающая их категория в философии кол-вом или количественная определенность. Она тоже объективна. Количественные изменения можно измерить. Результаты можно выразить числами (математика). В определении кач-ва есть слова: «определение границы изменений», т.к. за пределами границ происходит нарушение кач-ва. Определенные границы развития предмета, в пределах которых количественные изменения не приводят к разрыву качественных связей называется мерой. Выход за меру приводит к уничтожению старых кач-в. Разрыв старых качественных отношений – скачок (момент). Для философии важна не быстрота скачка, а он сам. Быстрота скачка относительна (В зависимости от изменения энергии между молекулами изменяется агрегатное состояние вещества; если взять воды т-рой от -100°С до 0°С, то вода – твердое тело. Если превысить эту меру, то лед начинает таять – скачок (в физике – фазовый переход)). (Развитие человечества начинается с
первобытного строя. Люди живут общинами. Это долго продолжалось – в это время были количественные изменения. Когда появляются каменные, медные, бронзовые орудия, производству становится тесно в общине – возникает соседская община, появляется семья, имущественное неравенство, органы, охраняющие имущество – качественный скачок).
Положение з-на перехода количественных изменений в качественные:
1.Каждое явление и процесс – единство кол-ва и кач-ва, т.е. они обладают характерными лишь для них количественной и качественно определенностью.
2.Количественные изменения происходят непрерывно, постепенно до определенной границы – меры. В пределах меры они не вызывают изменение данного кач-ва. Количественные изменения как правило обратимы. Они характеризуются вел-
ной, степенью, интенсивностью, могут быть измерены и выражены определенным числом с помощью единиц измерения.
3.При переходе меры, свойственной данному объекту системы, количественные изменения вызывают коренные качественные изменения, которые приводят к образованию нового кач-ва.
4.Качественные изменения осуществляются в форме скачка, при этом могут быть перерывы постепенности, скачок не обязательно происходит в форме мгновенного взрыва, он может занимать и значительные промежутки времени.
5.Новые кач-ва, возникшие в результате скачка, характеризуются новыми кол-вами и новой мерой единства кол-ва и кач-ва.
6.Источником перехода количественных изменений в качественные и качественных в количественные является единство и борьба противоположностей, нарастание и разрешение противоречий. Скачок характеризует форму развития.

Делай что должен, и будь что будет.

Реквизиты для пожертвований на сайт:
WebMoney R368719312927
ЯндексДеньги 41001757556885

Lux

· Administrator

·

·

· Сообщений: 1942

· Карма: +2/-1

· Пол:

· «Мы русские, мы всё одолеем» - А.Суворов

·

o

·

o

· Курс: ^|^|^

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.