Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задание на самостоятельную работу. Фрагмент из произведения С



Фрагмент из произведения С. Л. Франка «Духовные основы общества».

«…социальная философия должна с самого начала исходить из религиозного убеждения (подтверждаемого историческим опытом и углубленным рассмотрением общественной жизни), что есть вечные, вытекающие из существа человека и общества закономерности, которые человек хотя и может нарушить, но которые он не может нарушать безнаказанно и которые поэтому определяют истинную цель его стремлений. Человек не есть своевольный хозяин своей жизни; он есть свободный исполнитель высших велений, которые вместе с тем суть вечные условия его жизни. И последняя задача социальной философии – найти и определить основные из этих законов»

Вопросы для обсуждения.

1.Какуюконцептуально-теоретическую модель общества использует автор в объяснении общественной жизни?

2.Имеется ли отличие данной философской позиции в понимании общества от взглядов на общественную жизнь, высказанных и обоснованных Гегелем и К.Марксом? Если отличие имеется, то в чем оно состоит?

Отрывок из работы русского философа С.Л. Франка «Собственность и социализм» и ответьте на вопросы.

«Право – производная форма нравственности, приспособленная к мирской стороне человеческой жизни, просвечивание света нравственной жизни в сфере сил внешнего бытия для приспособления его самого к целям внутренней нравственной жизни. Поэтому в интересах свободной, извнутри человека вырастающей нравственной жизни человек, чтобы не быть задавленным силами хаотической животности, должен подчинять себя отвлеченно-общим, для всех одинаковым правилам, осуществление которых при этом не ожидает свободного нравственного согласия всех, а в отношении непокорных поддерживается внешней и даже чисто физической силой. Но этот порядок не может быть наложен на человека извне; он сам свободно налагает его на себя. И так как, с другой стороны, цель этого порядка – создание внешних условий для свободной внутренней нравственной жизни, то этот порядок прежде всего направлен на ограждение свободы человека. Свобода человека есть и условие правового порядка, и его задача».

Вопросы для обсуждения.

1.Можно ли согласиться с мнением автора, что право является производной формой нравственности? Обоснуйте свою позицию.

2.Имеется ли связь правового порядка с интересами тех политических сил, которым принадлежит политическая власть в данном обществе?

Отрывок из учебника известного польского социального философа и социолога Петра Штомпки «Социология. Анализ современного общества», в котором дается характеристика идеологии как одной из составных частей общественного сознания.

«В силу своей тесной связи с жизненными интересами людских групп и их коллективной идентичностью идеология вызывает особенно сильные эмоции и мобилизует к действию. Она оказывается в основе многих проявлений коллективного поведения – бунтов, манифестаций, демонстраций. Она также является основной силой, интегрирующей социальные движения и придающей им ускорение в борьбе за социальные изменения. Из-за многочисленности групп и расхождения групповых интересов идеологии становятся ареной сильных столкновений и конфликтов. Несмотря на дважды прозвучавшие декларации о прекращении идеологических споров – первой, которая содержалась в тезисе о «конце идеологий» в теории постиндустриального общества Даниела Белла, и второй – в заявлении о «конце истории» Френсиса Фукиямы, выражавшем победоносные настроения после падения коммунизма, идеологические споры не уменьшаются по крайней мере за последнее время».

 

Вопросы для обсуждения.

1.Согласны ли Вы с оценкой автором большой значимости идеологии в жизни современного общества?

2. Сохранится ли идеология как составная часть общественного сознания в мире, в котором набирают силу процессы глобализации, формируется единое человеческое сообщество? Если идеология сохранится, то в каких формах она будет существовать и чьи интересы выражать?

Семинар.

Философия истории.

Вопросы для самопроверки.

1. Закономерности развития общества (формация и цивилизация).

2.Субъекты и движущие силы истории.

3.Будущее человечества: перспективы исторического развития в современных футурологических концепциях.

4.Место и роль России в мировом сообществе: проблема самоопределения.

5. Глобальные проблемы человечества.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.