Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Учение о развитии (диалектика).



 

Вопросы для обсуждения.

1. Проблема метода в философии. Взаимосвязь и развитие.

2. Основные законы диалектики.

3. Универсальные связи бытия и их отражение в категориях диалектики.

4. Феномен самоорганизации в современной картине мира. Диалектика и синергетика.

5. Анализу текста Аристотеля с последующим обсуждением.

 

Методические рекомендации.

1.Освещение вопроса «Проблема метода в философии. Взаимосвязь и развитие»предполагает знание основных понятий темы, главным из которых является «метод» как способ построения и обоснования системы знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Курсантам можно соотнести и понятия диалектика и метафизика, рассмотреть их различие.

2. Вопрос «Основные законы диалектики» довольно обширный. Поэтому курсанты могут взять для рассмотрения один понятный для них закон и рассмотреть его наиболее полно. При этом структура ответа должна содержать: содержание закона, его основные отличия от других законов, роль в процессе развития общества.

3. Изучениевопроса «Универсальные связи бытия и их отражение в категориях диалектики» следует начинать с определения категория диалектики. Затем можно рассматривать и их содержание, которое выражается через взаимосвязь соответствующих категорий, их координацию и субординацию.

4. Особую сложность вызовет вопрос «Феномен самоорганизации в современной картине мира. Диалектика и синергетика». Поэтому очень подробно курсантам надо рассмотреть проблемы синергетики, так как на философском уровне, синергетика вычленяет наиболее общие закономерности всего этого, определяет их роль в окружающем Мире и Вселенной, а также ставит ряд фундаментальных вопросов, например: что считать хаосом, и как отличить его от сложного порядка, необратима ли эволюция, почему возникает хаос.

5. Последний вопрос предполагает обращение к отрывку анализу текста Аристотеля «Метафизика»и подготовку курсантов к последующему обсуждению.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Что общего и в чем различие между диалектикой объективной и диалектикой субъективной?

2. «Целостный, взаимосвязанный мир», - как Вы понимаете это выражение?

3. Что такое закон? В чем состоит отличие философских законов от специально-научных?

4. Какие этапы в своем развитии проходит диалектическое противоречие?

5. Как проявляется в природе и обществе диалектика хаоса и порядка, распада и самоорганизации?

6. Какие изменения и дополнения вносит синергетика в теорию диалектики?

 

Темы сообщений.

1. Понятие развития, его соотношение с понятиями движения и изменения.

2. Формы диалектики в истории философии.

3. Особенности социальной диалектики.

4. Проблема классификации категорий диалектики.

5. Детерминизм и индетерминизм в истории философии.

6. Проблема направленности развития в истории философии.

7. Феномен самоорганизации в природе и обществе.

8. Современные концепции теории катастроф и диалектика.

Понятия и термины.

Диалектика, метафизика, отношение, связь, взаимодействие, развитие, категория, единичное и общее, явление и сущность, часть и целое, форма и содержание, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность, действительность, вероятность, элемент, структура, система, детерминизм, закон, закономерность, качество, количество, мера, свойство, скачок, эволюция, революция, тождество, различие, противоположность, противоречие, отрицание, преемственность, повторяемость, прогресс, регресс, самоорганизация, синергетика.

Основная литература.

1. Алексеев П. В. История философии: учебник – М.: Проспект, 2010. – 240 с.

2. Губин В. Д. Философия: актуальные проблемы: учебное пособие / В. Д. Губин. – 3-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2009. – 367 с.

3. Грядовой, Д. И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время: учебник. Кн. 2 / Д. И. Грядовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 455 с.

4.Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2011. – 561 с.

5.Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – М.: Проспект, 2010. – 672 с.

Дополнительная литература.

1. Аршинов В. И. Синергетика конвергирует со сложностью // Вопросы философии. – 2011. – № 4.

2.Бузгалин А. В. Диалектика: реактуализация в мире глобальных трансформаций // Вопросы философии. – 2009. – № 5. – С. 20–35.

3.Кузнецова Н. А. Основания синергетики и ее возможности // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 4. – С. 324–330.

4.Флоренский Павел. Диалектический метод: из лекций 1918 г. / Флоренский, Павел; П. А. Флоренский; подготовка текста игумена Андроника (Трубачева), О. Т. Ермишина и С. М. Половинкина // Философские науки. – 2009. – № 6. – С. 98–100

5.Яковлев В. А. Метафизика креативности // Вопросы философии. – 2010. – № 6. – С. 44–54.

6. http://www.informika.ru/ Справочная информация по курсу «Философия», списки фондов, информационные подборки статей, список российских серверов.

7.http://www.philosophy.ru/ Библиотека Института философии, журнала «Вопросы философии», энциклопедии, справочники, Госстандарта по философским дисциплинам, регулярно пополняется новыми материалами.

8.http://www.philosophy.ru/library/vopros/00.html

Страница журнала «Вопросы философии». На нем представлено содержание журнала с 1947г.

9. Электронный УМК по курсу «Философия».

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.