1.Вопроспредполагает изложение процесса зарождения и становления и особенностей « Современной западной философии». Курсантам следует отметить, что философию XX в. можно назвать постклассичсской, так как она отличается от «классического» этапа своего развития. XX в. — это век величайших потрясений в жизни человечества (мировых войн, революций).
В ходе ответов и выступлений необходимо выявить принципиальное отличие новой философии от предыдущей традиции, в частности, при анализе сущности человека.
2. В вопросе «Экзистенциализм, особенности и представители» необходимо проанализировать эволюцию становления данной философии, ее основных направлений. Курсанты должны выделить определяющие положения экзистенциализма: существование предшествует сущности; сущность человека приобретается им, наполняется содержанием. Например, объясните смысл фразы С. Кьеркегора: «Выбирая абсолют, я выбираю отчаяние, выбирая отчаяние, я выбираю абсолют, потому что абсолют – это я сам».
3. В основе направления «Психоанализ» лежит фундаментальное положение о роли бессознательного в жизни людей, которое рассматривается психоаналитиками как мощное энергетическое начало. В эту область «спрятаны» все запрещенные культурой влечения и страхи, что порождает постоянные неврозы и психические расстройства человека. Но бессознательность и должно стать предметом научного познания, поскольку у бессознательных процессов есть свой смысл. На эти проблемы и должны обратить внимание курсанты.
4. Вопрос предполагает характеристику важнейшего направления «Философия жизни, ее представители».Родоначальником его становятся А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Курсанты изучая творчество представителей этого направления должным отразить в своих выступленииях, например, как происходила переоценка ценностей, восприятие человека независимого ни от какого авторитета, в том числе свободного духом, умом, смертью. «Умри вовремя» - назвал свое учение Ницше, объясните, почему?
5. В вопросе «Сциентизм (рационализм): позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, аналитическая философия» следует рассмотреть формирование сциентизма как способ а преодоления “кризиса” классической философии при помощи ее же методов. Рассматривая этапы становления позитивизма, такие как «первый» позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер), эмпириокритицизме (Э. Мах, Р. Авенариус ), неопозитивизм и постпозитивизм (Т. Куна, Л. Витгенштейна). Курсантам необходимо не только знать основных представителей, но их позиции в философии науки. Разобравшись в проблеме можно подготовить доклад с мультемидийной презентацией «Проблема научного предвидения в философии К. Поппера».
6. В данном вопросе «Герменевтика, ее основные представители. Герменевтика и право» раскройте суть герменевтики, как одного из влиятельных философских течений второй половины ХХ века и ее взгляд на познание. Особое внимание курсантам необходимо уделить узучению проблемы толкованию правовых текстов.
Вопросы для самопроверки.
1. Почему язык становится важнейшей проблемой и главной сферой философского интереса в логическом позитивизме?
2. Как связаны логика и этика в позитивистской философии?
3. Какую роль сыграл К. Поппер в критике принципа верификации и опровержении методологии неопозитивизма в целом?
4. Каково значение учения Т. Куна о структуре научных революций и механизмах смены научных парадигм?
5. Какое значение имеет критический рационализм И. Лакатоса и его концепции «методологии научно-исследовательских программ»?
6. Почему П. Фейерабенд выдвигает концепцию методологического анархизма (дадаизма) как противоядие против чрезмерных претензий рационализма в западной философии науки?
7. Что такое герменевтика? Представьте основные идеи герменевтов.
8. Что нового в представление о человеке и его проблемах внесли представители философской антропологии (Шелер, Гелен).
9. Каковы основные направления экзистенциальной философии?
Темы сообщений.
1. Сциентизм и антисциентизм – два направления современной западной философии.
2. «Проблема научного предвидения в философии К. Поппера».
3. А. Шопенгауэр – теоретик вселенского пессимизма.
3. “Философия воли” Ф. Ницше.
4. Проблема свободы в философии Ж.-П. Сартра.
5. Бессознательное и психоанализ.
6. Э. Фромм о путях гуманизации современного общества.
1. Алексеев П. В. История философии: учебник – М.: Проспект, 2010. – 240 с.
2.Губин В. Д. Философия: актуальные проблемы: учебное пособие / В. Д. Губин. – 3-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2009. – 367 с.
3.Грядовой, Д. И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время: учебник. Кн. 2 / Д. И. Грядовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 455 с.
4.Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2011. – 561 с.
5.Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – М.: Проспект, 2010. – 672 с.
Дополнительная литература.
1.Водолагин А. В. Тусклый свет экзистенции (Dasein-анализ в работах Г. Гегеля и М. Хайдеггера) // Вопросы философии. – 2010. – № 4.
2. Гриненко Г. В. История философии: учебник / Г. В. Гриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с.
3. Жаворонков А. Г. «Воля власти» и наследие Ф. Ницше // Вопросы философии. – 2009. – № 12.
4. Озеров А. А.Смысл жизни как духовная ценность // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 3. – С. 75–87.
5.Ойзерман Т. И. К характеристике философии Фридриха Ницше // Вопросы философии. – 2011. – № 4.
6.Полякова Е. А. «Vermöge eines vermögens»: великий круг кантовской философии в интерпретации Ф. Ницше. – 2010. – № 3.
7. Пирожкова В. Проблема научного предвидения в философии К. Поппера // Вопросы философии. – 2009. – № 6.
8.Фокина Н. И. Современная западная философия (вторая половина XIX - XX в.): учебное пособие – М.: Проспект, 2009. – 336 с.
9. http://www.informika.ru/ Справочная информация по курсу «Философия», списки фондов, информационные подборки статей, список российских серверов.
10. http://www.philosophy.ru/ Библиотека Института философии, журнала «Вопросы философии», энциклопедии, справочники, госстандарты по философским дисциплинам, регулярно пополняется новыми материалами.
11. http://www.philosophy.ru/library/vopros/00.html Страница журнала «Вопросы философии». На нем представлено содержание журнала с 1947г.