Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические рекомендации. 1.Вопроспредполагает изложение процесса зарождения и становления и особенностей «



1.Вопроспредполагает изложение процесса зарождения и становления и особенностей « Современной западной философии». Курсантам следует отметить, что философию XX в. можно назвать постклассичсской, так как она отличается от «классического» этапа своего развития. XX в. — это век величайших потрясений в жизни человечества (мировых войн, революций).

В ходе ответов и выступлений необходимо выявить принципиальное отличие новой философии от предыдущей традиции, в частности, при анализе сущности человека.

2. В вопросе «Экзистенциализм, особенности и представители» необходимо проанализировать эволюцию становления данной философии, ее основных направлений. Курсанты должны выделить определяющие положения экзистенциализма: существование предшествует сущности; сущность человека приобретается им, наполняется содержанием. Например, объясните смысл фразы С. Кьеркегора: «Выбирая абсолют, я выбираю отчаяние, выбирая отчаяние, я выбираю абсолют, потому что абсолют – это я сам».

3. В основе направления «Психоанализ» лежит фундаментальное положение о роли бессознательного в жизни людей, которое рассматривается психоаналитиками как мощное энергетическое начало. В эту область «спрятаны» все запрещенные культурой влечения и страхи, что порождает постоянные неврозы и психические расстройства человека. Но бессознательность и должно стать предметом научного познания, поскольку у бессознательных процессов есть свой смысл. На эти проблемы и должны обратить внимание курсанты.

4. Вопрос предполагает характеристику важнейшего направления «Философия жизни, ее представители».Родоначальником его становятся А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Курсанты изучая творчество представителей этого направления должным отразить в своих выступленииях, например, как происходила переоценка ценностей, восприятие человека независимого ни от какого авторитета, в том числе свободного духом, умом, смертью. «Умри вовремя» - назвал свое учение Ницше, объясните, почему?

5. В вопросе «Сциентизм (рационализм): позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, аналитическая философия» следует рассмотреть формирование сциентизма как способ а преодоления “кризиса” классической философии при помощи ее же методов. Рассматривая этапы становления позитивизма, такие как «первый» позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер), эмпириокритицизме (Э. Мах, Р. Авенариус ), неопозитивизм и постпозитивизм (Т. Куна, Л. Витгенштейна). Курсантам необходимо не только знать основных представителей, но их позиции в философии науки. Разобравшись в проблеме можно подготовить доклад с мультемидийной презентацией «Проблема научного предвидения в философии К. Поппера».

6. В данном вопросе «Герменевтика, ее основные представители. Герменевтика и право» раскройте суть герменевтики, как одного из влиятельных философских течений второй половины ХХ века и ее взгляд на познание. Особое внимание курсантам необходимо уделить узучению проблемы толкованию правовых текстов.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Почему язык становится важнейшей проблемой и главной сферой философского интереса в логическом позитивизме?

2. Как связаны логика и этика в позитивистской философии?

3. Какую роль сыграл К. Поппер в критике принципа верификации и опровержении методологии неопозитивизма в целом?

4. Каково значение учения Т. Куна о структуре научных революций и механизмах смены научных парадигм?

5. Какое значение имеет критический рационализм И. Лакатоса и его концепции «методологии научно-исследовательских программ»?

6. Почему П. Фейерабенд выдвигает концепцию методологического анархизма (дадаизма) как противоядие против чрезмерных претензий рационализма в западной философии науки?

7. Что такое герменевтика? Представьте основные идеи герменевтов.

8. Что нового в представление о человеке и его проблемах внесли представители философской антропологии (Шелер, Гелен).

9. Каковы основные направления экзистенциальной философии?

 

Темы сообщений.

1. Сциентизм и антисциентизм – два направления современной западной философии.

2. «Проблема научного предвидения в философии К. Поппера».

3. А. Шопенгауэр – теоретик вселенского пессимизма.

3. “Философия воли” Ф. Ницше.

4. Проблема свободы в философии Ж.-П. Сартра.

5. Бессознательное и психоанализ.

6. Э. Фромм о путях гуманизации современного общества.

Понятия и термины.

Воля, «жизнь», экзистенция, бессознательное, сциентизм, позитивизм, неопозитивизм, аналитическая философия, прагматизм, герменевтика, интерпретация, феноменология.

Основная литература.

1. Алексеев П. В. История философии: учебник – М.: Проспект, 2010. – 240 с.

2.Губин В. Д. Философия: актуальные проблемы: учебное пособие / В. Д. Губин. – 3-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2009. – 367 с.

3.Грядовой, Д. И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время: учебник. Кн. 2 / Д. И. Грядовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 455 с.

4.Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2011. – 561 с.

5.Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – М.: Проспект, 2010. – 672 с.

Дополнительная литература.

1.Водолагин А. В. Тусклый свет экзистенции (Dasein-анализ в работах Г. Гегеля и М. Хайдеггера) // Вопросы философии. – 2010. – № 4.

2. Гриненко Г. В. История философии: учебник / Г. В. Гриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с.

3. Жаворонков А. Г. «Воля власти» и наследие Ф. Ницше // Вопросы философии. – 2009. – № 12.

4. Озеров А. А.Смысл жизни как духовная ценность // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 3. – С. 75–87.

5.Ойзерман Т. И. К характеристике философии Фридриха Ницше // Вопросы философии. – 2011. – № 4.

6.Полякова Е. А. «Vermöge eines vermögens»: великий круг кантовской философии в интерпретации Ф. Ницше. – 2010. – № 3.

7. Пирожкова В. Проблема научного предвидения в философии К. Поппера // Вопросы философии. – 2009. – № 6.

8.Фокина Н. И. Современная западная философия (вторая половина XIX - XX в.): учебное пособие – М.: Проспект, 2009. – 336 с.

9. http://www.informika.ru/ Справочная информация по курсу «Философия», списки фондов, информационные подборки статей, список российских серверов.

10. http://www.philosophy.ru/ Библиотека Института философии, журнала «Вопросы философии», энциклопедии, справочники, госстандарты по философским дисциплинам, регулярно пополняется новыми материалами.

11. http://www.philosophy.ru/library/vopros/00.html Страница журнала «Вопросы философии». На нем представлено содержание журнала с 1947г.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.