1. Изучение вопроса «Основные школы Древнеиндийской философии» следует начать с рассмотрения особенностей, этапов и специфики Древнеиндийской философии. Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, экологизм, альтруизм. Эта тема обширна, поэтому предполагает тщательное изучение Ведического периода. Отдельно необходимо прочитайте тексты и гимны Вед. Особое внимание следует уделить философии Буддизма. Курсантам следует проанализировать основные факторы становления Буддизма, раскрыть сущность этих факторов и степень их влияния их на формирование древнеиндийской культуры и цивилизации.
2. Вопрос «Даосизм как философское и религиозное учение» предполагает изложение процесса зарождения и становления Даосизма. Необходимо отразить особенности его развития, роль даосизма в китайской культуре
3. Ответ на вопрос «Конфуцианство – школа авторитарной власти» следует начать с исторических предпосылок возникновения Конфуциантства, и далее раскрыть его содержание.
4. В подготовке к последнему вопросу «Натурфилософский этап развития Древнегреческой философии»следует обратить внимание на особенности философии Древней Греции. Особо выделяя основные проблемы и школы натурфилософского периода (милетская, пифагорейская, атомистическая и др.).
5. «Классическая философия Античности» - период древнегреческой философии представлен именами Сократа, Платона и Аристотеля. Для более полного понимания проблем, необходимо сравнить основные идеи Сократа и софистов (платных учителей мудрости). Подумайте, какой смысл вкладывали софисты в сформулированный ими принцип: «Человек есть мера всех вещей»? Прокомментируйте приписываемое Аристотелю высказывание: «Платон мне друг, но истина дороже».
6. В данном вопросе проанализировав «Основные идеи Платона», особое внимание, уделяя диалогу «Государство», курсантам следует разделиться по двое или трое в группы, анализируя вопросы, предложенные в отрывках диалога Платона «Государство» и «Парменид». Для самостоятельной работы курсантам необходимо прочитать, предложенный диалог и ответить на вопросы.
7. Последний вопрос отражает «Эллинистический этап древнегреческой философии», который представлен такими школами как кинизм, эпикуризм, стоицизм, скептецизм. Курсантам нужно дать определение эллинистической философии, причины и основные позиции ее отделения от античной философии классического периода. В свою очередь следует отличать эллинистическую философию от зарождающейся христианской теоретической мысли - каковы условия и параметры такого различения.
Вопросы для самопроверки.
1. Какие важнейшие источники древневосточной философии Вам известны?
2. Каким образом рассматривалась проблема кругооборота бытия в философско-религиозных учениях Древней Индии?
3. Как отражалась идея вечного возвращения в древнекитайской философии?
4. Почему понятие «Дао» наполнилось разным содержанием в конфуцианстве и даосизме?
5. Как Парменид решал проблему соотношения бытия и небытия?
6. В чем суть атомистической концепции бытия?
7. Как Платон понимал истинное бытие?
8. Каким образом Аристотель обосновывал свое учение о действительности как единстве материи и формы?
9. Какую часть философии Эпикур считал учением о способах постижения счастья? Как он обосновал роль страданий и удовольствий в жизни человека?
10. В каком учении эллинистического периода и каким образом отрицались основные ценности той эпохи?
11. Как понимали стоики призыв жить в согласии с природой?
Темы сообщений.
1. Проблемы смысла человеческой жизни в учениях Древней Индии и Древнего Китая.
2. Сравнительный анализ философских учений Гераклита и Парменида.
3. Софистика как этап в развитии древнегреческой философии.
4.Мифологические компоненты в космологических представлениях Платона
5. Тема любви в античной философии.
6. Метафизика Аристотеля как учение о сверхчувственном мире.
1.Алексеев П. В. История философии: учебник – М.: Проспект, 2010. – 240 с.
2.Губин В. Д. Философия: актуальные проблемы: учебное пособие / В. Д. Губин. – 3-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2009. – 367 с.
3.Грядовой, Д. И. История философии. Древний мир. Античность: учебник. Кн. 1 / Д. И. Грядовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.– 463 с.
4.Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2011. – 561 с.
5.Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – М.: Проспект, 2010. – 672 с.
Дополнительная литература.
1. Бурмистров С. Л. Человек в веданте и неоведантизме // Человек. – 2009. – № 1. – С. 117–130.
2. Ван Фан. Кто такой Конфуций? // Китай. – 2010. – № 3. – С. 22–24
3. Индийская философия: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц. – М.: Восточная литература, 2009. – 950 с.
4. Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков (исследования и переводы) / сост. и общ. ред. М. С. Петровой. – М.: Кругъ, 2010. – 736 с.
5. Крушинский А. А. Стиль мышления древнего Китая: логико-методологический аспект // Вопросы философии. – 2009. – № 1. – С. 104–108.
6. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ [науч. ред. М. С. Ковалева, Е. И. Лакирева, Л. Литвинова [и др.]]. – М.: Мысль. В 4-х т.: А-Д. – 2010. – 744 .
7. Платон. Диалоги / Платон. – М.: Эксмо. Кн.4. – 2009. – 1360 с.
8. Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. П. В. Алексеев. – М.: Проспект, 2008. – 576 с.
9. Яковлев А. И. Учение Платона о сознании // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 4. – С. 43–54.
10. http://www.philosophy.ru/ Библиотека Института философии, журнала «Вопросы философии», энциклопедии, справочники, госстандарты по философским дисциплинам, регулярно пополняется новыми материалами.
11. http://www.philosophy.ru/library/vopros/00.html Страница журнала «Вопросы философии». На нем представлено содержание журнала с 1947г.