Философия: Методические материалы для направления 030900.62 – «Юриспруденция». – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. – 41 с.
Разработала: Н. В. Дрянных – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории
Методические материалы содержат указания по организации учебного процесса при изучении курса, планы семинарских занятий, контрольные вопросы и задания, примерные вопросы к экзамену. Составлены с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (утвержден 2011 г.)по направлению 030900.62 – «Юриспруденция» на основании утвержденного рабочего учебного плана от 20.04.2011.
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии и истории 24 мая 2012 г., протокол № 9
Вологодский институт права
и экономики ФСИН России, 2012
ВВЕДЕНИЕ
Методические материалы составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образованияпо направлению 030900.62 – «Юриспруденция» на основании утвержденного рабочего учебного плана от 20.04.2011.
Философия как учебная дисциплина является обязательной для специальности «Правоохранительная деятельность» и не может быть подменена каким-либо другим предметом, хотя и предполагает тесную связь с «Логикой», «Профессиональной этикой и служебным этикетом», «Историей УИС и органов юстиции», «Социологией», «Политологией».
При изучении дисциплины широко используются не только классические виды работы, но активные и интерактивные технологии, используемые как на лекциях, так и на семинарских занятиях. К таковым можно отнести: проблемные лекции с элементами визуализации, проведение семинара в диалоговом режиме, анализ проблемной ситуации, работу курсантов в диадах по составлению и решению кроссворда, дискуссии по конкретным проблемам философии, просмотр фрагмента из фильма и дальнейшее обсуждение.
Лекции по философии – дают систематическое изложение материала курса с учетом последних достижений философской мысли, в них освещаются важнейшие вопросы философии, осмысление которых способствует выработке навыков «проблемного подхода», творческого изучения философских теорий. Умение выделить и правильно сформулировать эти проблемы – важнейшее условие изучения философии.
Спецификой изучения курса является знакомство с первоисточниками, а так же анализ философских текстов с последующим их обсуждением на семинаре. Средством глубокого и прочного усвоения изучаемого материала является конспект, т.е. краткое, сжатое, логически упорядоченное изложение содержания книги, статьи, лекции. Это наиболее совершенной формой записи, так как в нем основные идеи, положения и выводы статьи излагаются в их логической последовательности, в связном виде.
Обязательным моментом самостоятельной подготовки курсантов должна быть работа со словарями и другой справочной литературой. Необходимо овладевать философской терминологией. Поэтому на протяжении всего курса обучения курсантам следует вести терминологический словарь. Основные понятия для словаря рас положены после каждого семинарского занятия в разделе «Понятия и термины».
В целях успешной подготовки к семинарскому занятию необходимо начать с повторения материала записанных вами лекций. Далее внимательно изучить соответствующий материал в учебных пособиях (желательно использовать не одно, а несколько учебных пособий -сравнение помогает пониманию материала и структурированию предполагаемого выступления на семинарском занятии).
Именно на семинарском занятии проверяется способность обучающегося аргументировано строить речь, умение корректно обосновывать свою точку зрения, при этом, не умаляя достоинств позиции оппонента. В процессе обсуждения ключевых проблем семинара важным моментом становится формирование опыта дискуссии, диалога, основанного на принципах взаимоуважения и компетентности.
На семинарах надлежит выступать свободно, не пользуясь или почти не пользуясь конспектами и записями. При этом полезно предварительно составить план выступления. Для более точного воспроизведения цитат из первоисточников можно обращаться к конспектам.
Задания к семинарским занятиям, каждое из которых включает перечень основных учебных и контрольных вопросов, тематика докладов, методические рекомендации по изучению темы, список учебной и дополнительной литературы, должны помочь курсантам как в самостоятельной работе.
Подготовка к семинару не должна носить одноразовый характер. Опыт показывает, что изучение материала к семинарским занятиям следует проводить минимум в два этапа. Особенности работы мозга таковы, что сложная информация, воспринятая непосредственно перед семинаром, недостаточно усвоена и находится в пассивной форме.
Поэтому систематическая подготовка – это важное условие не только хорошей готовности к семинару, но и успешного усвоения такого сложного предмета, каким является философия и подготовка к экзамену..
Проведение экзамена по курсу «Философия» как основной формы проверки знаний слушателей предполагает соблюдение ряда условий, обеспечивающих педагогическую эффективность оценочной процедуры.
Важнейшие среди них: степень охвата разделов учебной программы и понимание взаимосвязей между ними; глубина понимания существа обсуждаемых конкретных проблем, а также актуальности и практической значимости изучаемой дисциплины; логически корректное, непротиворечивое, последовательное и аргументированное построение ответа на экзамене; уровень самостоятельного мышления с элементами творческого подхода к изложению материала.
Раздел 1.
Семинар.
Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества.
Вопросы для обсуждения.
1. Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия, философия.
2. Предмет, структура философии. Основные проблемы философии.
3. Философия в системе культуры. Функции философии.