1. Монотеизм. Бог един и уникален (монос по-гречески означает одно, единое). Античному признанию существования многих богов, т.е. политеизму, приходит конец. Не только христианство, но и иудаизм и ислам настаивают на единобожии. Усилении субъективного, человеческого начала. Платон и Аристотель называли божественными космос, звезды, т.е. неличностное. В библии божественным является только сам Бог. Монотеизм — это результат более глубокого, чем в античности, понимания субъективного.
2. Теоцентризм (центральное положение Бога, на греческий слово «бог» переводится как теос). В соответствии с принципами теоцентризма источником всякого бытия, блага и красоты являлся Бог. Античная философия была космоцентрична, а не теоцентрична. Теоцентризм по сравнению с космоцентризмом усиливает личностное начало. Бог в центре мышления, науки, искусства.
3. Креационизм (латинское созидание). Креационизм — учение о сотворении Богом мира из ничего. В философии не считают, что из ничего можно сделать нечто. В креационизме философы ценят развитие идеи творения, творчества.
4. Идея откровения–любое знание доступно людям только через Бога.
5. Сотерология–теория спасения. Все кто уверуют в Бога и церковь будут спасены.
6. Эсхатология –идея конца света.
7. Экзегеза –Толкование священных слов.
8. Теодицея –оправдание Бога допускаемого им в мире, зла.
9. Добрая воля. Только тот человек соблюдает библейские заветы, который обладает доброй волей, кто способен за счет собственных усилий исполнить то, чего хочет Бог. Греки считали, вспомним Сократа, что добро совершается посредством интеллекта и только. Христианство открыло горизонт воли.
10. Этика долга, морального закона. Греки считали, что моральный закон — это закон самой природы, который и на стороне бога и человека выступает как добродетель. Христиане считают, что моральный закон дает Бог, человек ответственен перед Богом. Христианская этика — это по преимуществу этика долга перед Богом.
11. Любовь. Согласно библии, Бог есть любовь. Кто не любит, тот не познал Бога, тот, по словам апостола Павла, «медь звенящая». Апостол Павел высочайшим образом оценивал все три главные ценности христианства — веру, надежду и любовь, но любовь выделял особо. Это вполне соответствует библии, где символ любви, сердце упоминается около тысячи раз. У Платона любовь — это развитие до предела этического чувства, тяга к сверхъестественному. Христианская любовь — это дар Бога, реализация совести, она не знает исключений: «любите врагов ваших».
12. Надежда и провидение. Надежда — это всегда ожидание, упование на будущее, это переживание времени. В античности время считалось цикличным, повторяющимся. В Святой истории нет цикличности. Рождение, смерть и воскресение Христа не могут повториться. Средневековая концепция времени — это переход к линейному времени и связанному с ним понятию прогресса. Время не сводится к природным процессам, его воплощением выступают и надежда и провидение, понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. Христианское мировоззрение намного историчнее, чем античное.
13. Духовность человека. Человек обладает не двумя измерениями, а именно телом и душой, как считали гении античности, а тремя. К первым двум добавляется дух, духовность — причастность к божественному посредством веры, надежды и любви.
Апологетика– защита христианских принципов от язычества.
Представитель Тертуллиан (Квинт Септимий Флоренс) ок. 160-222 (62года).
Афоризм – “Credo quia absurdum est”! – «Верую, ибо абсурдно»!
Философское сочинение: “О идолопоклонстве”, “О плоти Христовой”. Именно в этот период (3в.) В Никийском соборе состоялся съезд всех христиан, где был веден термин Афан – Бог един в трех лицах.
Патристика –писание отцов церкви наиболее признанных авторитетов в области теологии.
Августин Аврелий (Блаженный) 345-430 ( 75 лет)
« О Граде Божьем», «Об истинной религии», «Исповедь».
Основные учения:
1. Учение о Боге, как о высшем бытии, в котором прибывают вечные неизменные идеи.
2. Учение о мире, как о второй реальности. Вместо античного дуализма водится монотеизм. Бог первичен все остальное вторично.
3. Учение о предопределении. Человек существо свободное, но все, что с ним происходит предопределенно Богом.
4. Учение о философии как о теологии.
5. Теория церкви как Божьего Царства на земле.
Августин историю человечества делит на Царство Бога и Царство дьявола.
На земле происходит борьба двух Царств. На земле Царство дьявола воплощено в государство, а Царство Божье в христианскую церковь.
Схоластика -это форма средневекового научного мышления. Философия рассматривается в схоластике как теоретическая обоснованием религиозного мировоззрения. Схоластика делится на 4 периода.
1период 8-9в. ранняя схоластика.
Предстовитель Эриоген.
2 период 9-12 в. Пьер Абеляр.
Философские взгляды Пьера Абеляра(1079- 1142) 63года « Познаю то во что верю»
Произведение: « Да и нет» « История моих бедствий». Он является блестящим диалектиком. Диалектика- искусство вести беседу в широком понимании. Логика- это божественные происхождения высшая форма логического мышления. Диалектика с ее помощью находит и устраняет противоречия. Пьер Абеляр выступал против слепых поводырей слепых. (его любовь Элаиза).
3 период 13в. Золотой век. Фома Аквинский. ( 5 доказательств существования Бога)