Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формирование первич. теор. моделей и законов.



Модель вообще-это аналог того или иного объекта. Модели сущест. в прир. в различ. видах: графич., фактич., математич…

На стадии формир. первич. моделей использ. процедура аналогии, т.е. перенос сформировавш. теор. моделей в новую область знаний. Онтологич. основанием метода аналогии (Аналогия-меод познания, при кот. происх. перенос знания, получ. в ходе рассмотрения 1 объекта, на другой менее изученный. Метод аналогии основ. на сходстве предметов по ряду признаков и позвол. получ. достовер. знания об изучаемом объекте) явл. делектическая связь м/у единичным и общем (общее можно перенести на единичные объекты).

Формирование первичных законов.

Закон это определ. форма связи:

- объективной (дейст. независ. от созн. чел);

- существенной (раскрыв. сущность объекта);

- необходимая (дейст. з-на можно отменить, если не совпад. усл-я)

З-ны делятся на частные (действуют в одной из подсистем данного вида) общие (в одной или двух материал. подсистем мира) и унивесальные (диалектики). З-ны в начале открыв. в форме предполож. и гепотиз, в дальшейшем идет процесс очищения этих гипотиз, кот. ведет к тому что одна из гипотез приобр. статус закона.

Формир. первич. законов начин. с появл. определен. видов связи в первую очередь доступных наблюд-ю, т.е. можно уловить закономер-ти. Важную роль в формир. з-нов играют догадки (интуиция).

В Фил. науки отмечается неоднозначность логики постороения науч. знания. Ее проанализировал и рассмотрел Мират Мардашвили. Он выделил 2 типа позновательной деятельности: 1. Получ. новых знаний из уже имеющихся знаний. 2. Получ. новых знаний путем «действий с предметами» (эмпир. способ).

На этой стадии формир. первич. теор. моделей и з-нов долж. быть удел. вним. объяснению.

Объяснение долж. отвеч. на вопр., как устроен объект, как он функционир., почему возн. явл-е. В проц. объяснения использ. уже имеющ. знания для объясн. других. Объяснение-проц. перехода от более общих к более конкрет. знаниям. Знание, кот. служит основанием для объяснения, наз. объясняющим. Объяснение устанав. глубокие и прочные связи м/у разл. сист. знаний, позвол. осущ. предвид. и предсказ. будущ. проц.

Процедура объяс. включ: 1. Эмпир., т.е. опытную проверку предложений 2. Эприческую проверку универсальных гипотез.

 

 

18. Становление развитой науч. теории. Классич. и неклассич. варианты формир. теорий.

Развитая науч. теор. представ. собой совокуп. мех-мов концептуального движения и внутреннего развертывания содержания определенной системы знаний. Развитая наука включает в себя программу построения знаний. Она выводит ученого на новый уровень знания.

Для развит. теор. характерно наличие языка (язык физ., химии, фил). Любой язык это сист. знаков, выражающ. определен. значение. Знак материален, т.е. облад. субстратом, знач-е знака идеально.

Языки делятся на естест. (формир. стихийно как языки отдел. народов, этносов) и искусственные (для реш. коммуникатив. и операцион. задач). В науке использ. оба типа языка (напр., материя-объектив. реальность). Логика использует как естественный и формальные символы. Наличие языка той или иной науки является признаком данной науки.

Классич. и неклассич. вар-ты формир. теории. Классич. вариант формир. науч. теор. соответ. классич. типу рациональности и восходит к Ньютону. Галилей выделил 2 осн. метода исслед. прир.:

1) аналитич. –прогнозир. чувствен. опыта с использ. математики и абстракций

2) индуктивный-опыт, его матем. обработка, затем выработка теории, объясняющ. то или иное явление.

Классич. тип рац-ти тесно связ. с пониманием того, что любое следствие имеет свои причины (линейное развитие).

Неклассич. – сформир. после классич. варианта. Глав. особ.-учитыв. отнош. чел. к объекту, большое вним. удел. становл. бытия и его развитию. Карл Поппер выдвинул учение «гипотетика дидуктивной модели роста знания». Ввел принцип фальсификации (теор. только тогда становится таковой, когда она может быть фальсифиц., т.е. опровергнута).

В неклас. науке задание объектов осущест. на пути математизации, кот. выступ. основ. индикатором идей в науке, приводящ. к созд-ю нов. теорий.

Томас Кунн в качестве основания науки видел парадигму (образец постановки и решения науч. пробл.). Стр-ра парадигмы: 1.Символическое обобщение. 2.Совокуп. метафиз. установок. (т.е. вне чувственного восприятия мира) 3.Общепринятые стандарты или схемы решения конкрет. позноват. задач. Допарадигмальные стадии развития науки выделяли только простое накопление фактов.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.