Наука как целостный феномен возн. в новое время в 17 веке в следствии отпочкования от фил. и проходит в совоем развитии 3 основ. этапа Классический, неклассический, и постнекласический. Основанием для данной периодизации служит понимание субъекта и объекта познания. Для каждого из этих этапаов характерно свои идеалы нормы и методы научного исследования, Определенный стиль мышления и также своеобразный понитейных аппарат.
1. Классич. наука 17-19 век. При описании и объеснении объекта устраняется все что относится к деят-ти субъекта. Приемы опирации средства позноват. деят-ти. В этот период наука стремится дать объективное знание о предмете. Классич. наука операется на механику ее картина мира строится на принципе жесткого детерменизма. И ей соответствует образ мироздания как часового мех-ма.
2. неклассич. наука первая полов. 20-го в.. Складыв. под влиянием релятивистской и квантовой теории, она отвергает объективизм и принимает в расчет деятельность познающего субъекта и его средства познания. С неклассической наукой связано парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности.
3. Постнеклас. наука сложилась во 2 полов.20в. Постнеклас. наука еще в большей степени связыв. знания с деятельностью субъекта Она принимает в расчет не только средства познания но иценностные целевые установки субъекта. Постнеклас. стадии соответ. парадигма станавления и самоорганизации. Новый образ науки выраж. сегодня синергетикой, изуч. общие принципы процессы самоорганизации протекающий в различ. сист. природы. Между всеми этапами существует приемлимость и каждая из предыдущих стадий входит в последующую в преобразованном виде.
Началом формирования современного естествознания принято считать 17 век. Этовремя которое вкорне изменило отношение к науки и науч. познанию. Знание сила. Френсиса Бэкона. Под влиянием научной революции сложилось классич. наука (механика, естествознание) и классич. картина мира. В сравнении с античной наукой науку 17 века характеризует единство теории и практики, широкое использование различных приборов, экспериментирование. Ориентация науку на технику. Ориентация науки на технику имело революционизирующее значение как для науки и техники.
9. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки.
У истоков науки как проф. деят-ти стоит творчество Френсиса Бэкона. В небольш. масштабах профессионализация в науки существовала столько же столько и сама наука. Пифагорийский союз, алексондрийский музей, они объедин. большую группу ученных, деят-ть кот. потдерж. гос-во. В среднее века главной формой организации науки был университет. Преподовались в 7 свободных наук: грамматика, риторика, логика арифметика астрономия музыка, философия, теология. Старейшие европ. универс.: Парижский, Оксфорд, Кембридж.
Сначала университеты готовили кадры духовенства и восновном было 4-тыре факультета (теолог. медицин. юридич, свободных искусств). Универс. были приспособлены для передачи готовых знаний но не приспособл. к исследоват. работе. В России наука как проф. деят-ть возн. гораздо позже. По приказу Перта 1 была основана окадемия наук в петербурге в 1724г, отличалась от иностнанных академий тем что:
- она была действительным центром науч. исслед.; -она была гос. учреждением и неплохо оснащена (лабор, типография), но это был только первый шаг на пути.
Во Франции научная деятельность началась в период 1 франсузкой револ.. Было создано при наполеоне политехническая школа кот. решала проблему нехватки граждан. и воен. инженеров. Процесс превраш. науч. исслед. в науч. деят-ть заверш., во первых когда появл. система проф. обучения и во вторых когда появляется стандарт. квалифицирован. сертификация (диплом) и сист. стандартов. Кроме того появления научной профессии амереканский социолог Толгот Парсонс связыв. с возмож-тью обеспечения своей жизни только за счет своей научной деятельности.
Возник. дисциплинарной организованной науки посвящ. работа Огурнцова. Он высказывает что дисциплинараное организация науки возникла в 17в. в рамках университетов, когда труд исследователя стал неотделим от труда препода. Дисциплинизация науки опеспечивала устойчивость науки и передача науч. знаний от покол. к покол. На ее формир. оказ. влияние две тенденции в развитии науч. знания: Интеграция и дифференциация. Во второй половине 20-того в. растет необходимость в интеграции науки потому что проблемы которые решает исследователь зачастую неукладыв. врамки одной науки.
Науч. дисциплину характеризует : 1. общность теор. принципов и методов исследования, 2. единая научная исследовательская программа и методика 3. общие социально организационные структуры (кафедры лаборатории науч. институты)
В соврем. услов. перед вузовской наукой стоят след. задачи: ускор. темпов внедр. результата, сокращ. времени между открытием и внедрением, изм-е организацион. методов науки, преодолев. барьеров между различ. отраслями науч. произв-ва. Решение этих задач потребовало организационной перестройки науки.: 1. создание межотрослевых научно-тех. комплексов, 2. создание междициплинарных исследоват. групп решающих конкретных научнотех. и соц. задачи. 3. создание проблемных огранизациий объединяющих специалистов разного профиля, для разработки и реализации комплестных программ градостореоние медицина и экология. При этом соц. политика в области науки сегодня строится во всем мире за счет выбора приоритено науч. напр-я. Это дает возмож. обеспеч. приоритетное напр-е финанс. ресурсами и кадрами.