Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Преднаука и наука. Две стратегии порождения знаний.



Здесь три дискуссионного вопроса.

1) Вопрос о возник. науки. В книге Купцова «Фил. и методология науки» приводятся 5 основ. точ. зрения на возникновение науки:

1. наука существовала уже в каменном веке (Конт, Спенсер). Наука отождествляется с опытом вообще.

2. наука сложилась в древней Греции в 5 веке. Она существовала в виде философии природы.

3. Позднее средневековье 13-14 века. Осознается опыт и его влияние.

4. Конец 1 трети 19 века: исслед. деят-ть начали совмещать с высшим образ-ем.

5. Большинство историков считают, что о науке можно говорить начиная с 16-17 века. Степин говорит о рождении соврем., науки отождествляя науку с совр. физикой. В 17 веке наука обретает социально организационные формы и свой социальный статус (лондонское королевское общество, Парижская академия).

2) Чем было обусловлено становление науки и научного знания.

Здесь сложились два основ. подхода к этому подходу экстернализм и интернализм.

Экстернализм (внеш. обстоят-ва, соц., геогр., культур.). Интренализм-внутр. природы науч. знания или самой логикой развития науки) здесь социокультурным факторам придается вторич. знач.)

Фридрих Энгельс: Потребности движут науку быстрее, чем 10 универс.. А потреб. бывают внутри науки или в общест. нуждах.

3) Вопрос о периодизации истории науки.

Один из основ. подходов кот. получает все большее признание разраб. Степенным . В истории науки он выделяет две стадии:

- Преднаука это время зарождения первых науч. представлений (Древ. Индия, Китай, Греция, позднее Средневековье).

- Наука в собственном смысле начинается с того момента когда формируется особый тип знания теория (17в). Теория позволяет получить эмперич. зависимости как следствие из теор. постулатов. В этом случае сист. знания строится как бы сверху по отношению к реальной практики т.е. создаются сначала идеал. конструкции а потом они проверяются на практике. Таким образом преднаука и наука имеет различные стратегии получения знания: 1-я опирается на эмперич. опыт. 2-я опирается на теор. знание. Степин разраб. свою концепцию опираясь на историю естест. наук ( физику) поэтому собственная наука для него формируется в 17 веке (век первой глобал. научной револ.). Ему можно возразить потому что соврем. наука включает целый комплекс научных дисциплин которые появились в разное время. (генетика молекулярная физика, нейролингвестическое программирование). Большинство историков сходятся на том, что теор. знание и таким образом собственно наука возникает в 6-4 веке до н.э.

 

5. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.

Совр. история науки позвол. нам осознать что в своих истоках наука уходит в глубинные пласты мировой культуры. Но то что родина науки стала древняя Греция, что она опеределила более древние цивилиз. (Египет, Вавилон) в этом небыло никакой железной закономерности, но были особые условия, которые способствовали явлению греческого чуда,. Это обуслов:

- географическое положение греции;

- особенность системы образ-я (греч. ученые обладали полнотой знания своего времени учась на востоке)

- особенность социальнополитич. устройства. Рассвет науки приходится на демократ. правление.

Для Греции 6-5 века до НЭ было характерно интенсив. развитие мореплавания, торговли, расцвет городов В основе этого расцвета лежал рабский труд.

- социально политич. изменения т.е. возник. саомоурправляющ. городов государств или полисов с невиданном участии народа в управлении делами в социал. и государст. жизни. Поэтому Аристотель определяет человека как существо разумное, но и также как политическое. Особенно важно для становление Греческой науки было появление демокр. - невиданного досихпор общественно-политич. устройства. Демокр. подорвала власть родовой знати, власть богатых; следствием демократии была возможность свободно и всесторонне обсуждать текущии дела поэтому большое значение в условии демокр. предается таким наукам как риторика, эвристика (наука спорить), логика. Огром. роль принадлеж. сдесь софистам, они внесли особый вклад в методы аргументации, логику обоснование. В древней греции отсутствовала каста жрецов, которая бы сдерживала бы науч. поиск. Первые древнегреч. ученые натурфилософы или физики, они обладали всей полнотой знания своего времени, обладали как практической так и теоретической мудрости. Фалес первый ученный др. греции .

Натур философия была первая попыткой преодолеть мифолог. представления древних на устройство мира. Натур философы дают новый картины мира, разумно, гармонично-устроены. Благодаря натурфилософии стало возможно поялвения первых образцов теор. науки. Геометрия Ефклида, медицина Гепократа, анатомия Галена, астрономию Пталимея, атомистика Демокрита.

Именно философия способст. всеобщ. рационализации мышелния оперирующая наиболее общими понятиями. Краеугол. камнем стал вопрос о причинах и основаниях всего сущего. Аристотель относит этот вопрос к первой философии. Для Апристотеля существует принципиальное отличие наукт теоретич. (физика, матем.) от практических и политич. Для ученого поиск истины не долж. огранич. ни какими авторитетными мнениями.

Главную особенность Аристотеля как ученого состояла требовательность строгости логического доказательства и разработка понятийного аппаратра науки. Он был родоначальник науки этики.

Все сказанное позволяет сделать выводы о специфике античной науки вообще:

1) Античная наука было рациональным знанием, исключающим мифологию.

2) Оно было теоретическое строго доказательное.

3) Научное знание было самоценным, не должно было приследовать практические цели.

4) Науч. деят-ть уже была деятельностью особого рода. Ее цель составляла производство знания.

 

Средневековая наука.

Средневек. наука в Европе это 5-15 века. Время когда на смену рабовлад. приходит феодализм. Эту эпоху характеризует:

- религиозная картина мира;

- образ жизни подчитенный служению богу или теологическим ценностям.

Официальной религиозной доктриной в запад. Европе средневековья было христианство, все что не согласовалось с хрестианством осуждалось как ерись и жестоко каралось. В этих условиях наука с большим трудом пробивала себе дорогу. Наука как и философия были служанками богословия. Внешне это выражалось в том, что большинство ученых были представителями духовенства, а моностыри очагами науки и культуры хранителями мудрости древних.

Церковь монополизировала процесс развития образования и науки. Особенность средневековой науки составляло

1. среднивек. мировоззрение было теоцентричным, они осуществлялись во имя бога и с его помощью и они были скованы многочисленными предрассудками и заблуждениями. Целью познания было укрепление веры, а непрактическое использование знания.

2 В среднев. науки господст. схоластика, опора на авторитет церковников.

3. среднивек. мировоззрение было символичным и ученные здесь не исключение. Символист означает скрытое значении.

Ученые стремились выработать особый инструментарий для постижения скрытых значений символа (искусство толкование текстов). В 20 веке этот опыт толкования тесктов возродился в герменевтике (искусстве толкования).

4. Средневек. наука не могла разрешить одно серьезное противоречие между разумом и верой. Поэтому влияние христеианской религии и церкви на наугку было негативным. Отсутствовала свобода научного творчества.

В тоже время нельзя сказать что в развитии средневековой науки небыло ничего позитивного. Даже такие формы знания которые сегодня относят к паранауке, стимулир. науч. поиск скрытых закономерностей природы и в целом познание мира считалось делом богоугодным ведь человек рассматривался как венец творения наделенным естественным светом разума. И значит постигая природу он приближался к богу творцу всего сущего. Ценным содержанием среднев. науки было также опора на логику.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.