Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества.



Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

В совр. фил. истории утвердились 2 осн. подхода к исслед. чел. истории

1. Формационный (марксисты)

2. цивилизационный (Данилевский Н.Я. (Россия и Европа), Тоенби, Карл Ясперс (Смысл и назнач. истории), Шпенглер)

В соответ. со вторым подходом в истор. развитии ченловеч. принято различать 2 типа цивилизации традицион. (восточ.) и техноген. (запад). Первые традиц. существовали с давних времен (древний Египет, Месопотамия). В некот. странах существовал в средние века (мусульман). Традицион. тип сохранился и сегодня (Марокко и Тунис).

Техноген. начал складываться в 15-17 в. с Эпохи Возрождения, хотя некот. предпосылки можно найти в антич. Греции и антич. мире. Принято выделять три стати развития техногенной цивилизации 1. Прединдустриальная 15-17 века. 2. Индустриальные (19 – 1-я пол.20в.), 3. Постиндустриал. (2половина 20в). Даниэль Бэлл ввел понятие постиндустриального периода. Кроме того, Эван Топлер («Футура Шок»).

Общее и разное в типах цивилиз:

- Традиционные характериз. медленным темпом социал. измен., опоры на традициях. Научная практика остается в рамках рецептур. деят-ти, Опирается при этом на авторитет.

- Техногенная отличается:

а) ускор. темпом соц. изменений;

б) верой в прогресс научной, технический и социальный

в) новая сист. ценностей, в том числе новым пониманием смысла и назнач. чел. жизни.

г) в техноген. обществе доминир. товарно-денежные отнош. и человек тоже превращ. в товар.

д) научная рациональность и научная деят-ть приобр. приорит. статус. (Рациональность - способность мыслить и дейст. на основе разумных норм, она оказ. наиболее адекват. средством науч. поиска. Этот поиск направлен на сущность, причины и закономерность природ. и общест. явлений.

е) Идеалом науч. познания в зап. цивил. становятся ясность, отчетливость, целесообразность. В наше время рациональность все больше выступ. не только как харак-ка науч. знания, но и как способ поведения людей. Однако жизнь чел-а в совр. обществе явл. не только не рациональной, но зачастую абсурдной. Жажда власти, жажда потребления, агрессия и насилия оказались сильнее разума.

Рациональность с точ. зр-я совр. фил. имеет свои огранич. Это антропологич. огранич. (чувства эмоции, духовные составляющие его внутр. мира) биологич. (наличие биол. потреб.) экзистенциональные (пережив. тоски, одиноч-ва). Рациональность хоть и является характер. призн. техноген. общест, но для понимания всех совокуп. социал. отнош. нельзя не учитывать знач. др. составляющих чел жизни (инстинкты прир. задатки, чувства, вера).

 

 

Наука и философия

Вопрос о соотношении науки и философии имеет многовековую историю (Аристотель-родоначальник ряда наук: логика, политология…). Важно различать и не смешивать два аспекта: 1. онтологических (реальная связь философии и науки) 2. Гносеологический (осознание этой связи).

Реальная связь фил. и науки носит конктрет. историч. хар-р у одних народов эта связь намного сильнее чем у других (Индусы сильно, китайцы слабо). Тоже самое можно сказать об отдельно взятых философах, фил. школах, течениях и направл-ях. Между фил. и наукой существует определ. генетич. связь (Связь по происхождению). Аристотель говорил что фил. и наука могли появится, когда оказалось в наличии почти все необходимое то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие.

Общие условия становл-я фил. и науки: 1. достаточно высокий уровень производит. сил, связанный с освоением железа. 2. раздел. труда на умст. и физич, кот. поддерживался институтом рабства (д.Греция, Рим).

Помимо общего происхожд. у фил. и науки есть ряд общих позноват. функций: обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний. Стремление к открытию наиболее общих закономерностей. Можно ли считать на основе общих функций философию наукой, однозначного ответа нет. Аристотель дает утвердит. ответ на этот вопрос. Для аристотеля фил. не только наука (область теор. знания), но и высшая единственно свободная наука. При этом его первая фил. была достаточно умозрительна, т.е. недостаточно абстрактными были другие науки.

Такой же оторванной от реальности т.е. умозрительный была в нашей стране фил. марксизма в совет. периоде, именно она прентенд. на научный статус.

Сегодня общеизвестны такие критерии научного знания:1. объективность, 2 доказательность, 3. Системность, 4. эссенциализкая направленность (это направленность на открытие сущностных закономерностей), 5. Верифицируемость (проверяемоста).

Что касается диалектики, которая до недавнего времени претенд.на открытие уневерс.законов бытия и мышления, то сегодня этот метод не может претендовать на открытие истины в последней инстанции (сейчас синергетика, т.е. изуч. явл. на основе принципов самоорганиз. систем)

Глав. особ. фил. в независимости от того считаем ее наукой или нет составляет то что она дает ответы на вопр., кот. невозмножно решить в рамках других наук, естественных, общественных, технич.. Она имеет дело с так называемыми «вечными проблемами»: место и роли чел. в обществе и космосе, вопросы смысла бытия.

Вывод. Как бы далеко не ушла совр. наука в своем развитии будут сущест. вопросы на которые она не сможет дать ответ и поэтому это оставляет место для философских изысканий и раздумий.

 

Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества.

на сегодняшний день нет необходимости доказывать то, что личностью и чел. не рожд. а становятся, это такая очевидность.

В марксис. фил. сущест. традиция исслед. личности как субъета и объекта общест. отнош., при этом марксисты ссылались на два основных высказ. Маркса по этому вопросу: 1. Нельзя жить в общ. и быть свободным от него; 2. Обстоят-ва в такой же мере творят людей, что и люди творят обстоят-ва.

Совр. исследователи личности выдел. в ее формир. два ключевых момента. Экстериолизация и интериолизация. Первая означает направл-ть на внеш. обстоят-ва, а вторая - формир. внутр. глубинных структур личности. У Ф. Ницше было своеобразное понимание интериоризации. В своей работе Генеалогия морали (1887), он писал, что "Все инстинкты, которым не позволяется выходить наружу, проявляются внутри. Это именно то, что я называю интериоризацией".Наука сегодня явл. одной из важн. сфер соц. жизни, но ее влияние на формир. личности опосредовано образ-ем. Связь м/у наукой и образ. имеет тенденцию к расшир. и углубл.. В идеале совр. образовател. модели не долж. отбрасыв. полностью опыт прошлого, но также они должны учит. достижения современных наук о человеке (психологии, НЛП).

Образовател. проц. предпол. 2 момента – обуч. и воспит.. В задачу совр. науки входят созд. таких образоват. моделей в которых были бы сбалансированы мировые тенденции и национ. особ-ти, а также сциенцистское т.е. научное, и гуманистическое содержание.

Среди соврем. методов образ-я актуал. его активные формы. Образоват. процесс имеет собств. технол. где главная роль принадлежит информацион. технолог..

Сущест. несколько уровней воздействия науки на процесс образ-я:

1. Операциональный - означает освоение логики учебного процесса

2. Межоперациональный - освоение совокупности дисциплин данного учебного курса (модуль.).

3. Тактический несет ответст. за усовение содерж. изуч. дисциплин.

4. Стратегич. выполняет функцию интегрир. содержания знания во внутреннюю структуру личности.

5. Глобальный представляет результ. интегративного и напрвлавленного образовательного процесса. \

Вывод. Совр. образ-е стать силой призванной сближать людей разных культур и разных континентов.

Вопрос о функции науки очень важен потому что через функции науки можно проследить ее соц. природу, ее назнач. место и роль в обществе. Не сущ. единого мнения о функциях науки. В марксист. литер. принято выдел.две основ. функции науки – познават. и практич.. Науч. познание явл. специфич. видом деят-ти, направл. на получ. специфич. продукта науч. знания. Практич. функция науки заключ. в примен. науч. знания для решения конкрет. науч. задач. Благодоря науки в использ. научных знаний в практич. деят-ти в 20-м веке произошел качественных скачек. Он получил название «Научно-технической революции».

Практич. функция науки находится в прямой завис-ти от предмета практич. деят-ти, это м. б. природа, общ-во или человек как субъект деят-ти. В соответствии к этому на сегодня выдел. 3 вида функции:

1. Технологическая. она направлена на преоброзование природы. Реализуется в сфере материал. производства.

2. Социальноуправленческая Для регулир. челов. отнош. науч. знания стали использ., когда капитализм вступил в свою последнюю стадию в начале 20 века. Первая система науч.организ. труда Тэйлера в Америке. Социализм открыл необычайн. возмож. для регулир. человеч. отнош.. При социал. был накоплен целый опыт. В условии науно-тех. револ. наука стала применятся к разработке широко масштабных программ развития науки и общества в целом.

3. Культурномировозренческая. Наука оказ. практич. возд. на внутр. мир чел.. Индивидуал. познание человека всегда осущ. окультурено в социал. формах.. Впервую очередь сегодня науч. исслед. очень дорогостоящи, но реализуя свои соц.-практич. функции наука все более полно и основат. интегрир. в общест. жизнь.

Сеодня во многих странах в образовании демократия. Значит, принципиал. проблем нет, зато есть социал., национал. огранич.. В сфере образ. существуют трудности:

1. финансовое.В развитых странах выделяется 5-7 % от ВВП выделяется на развитие науки, у нас по остаточ. принципу

2. догоняющий характер. Наука идет вперед а учеб. прогр. отстают.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.