Вначале ребенка учат ходить и говорить, потом — сидеть и молчать.
Правда жизни
Все начинается с детства. Ребенку связываются ноги — постоянными "Не бегай, не прыгай, не ходи!", связываются руки — "Не трогай, не бери!", ограничивается зрение и слух — "Не смотри по сторонам, не слушай чего не надо!", тормозится ум — "Не умничай, не твоего ума дело!", сообщается, что "принято", а что "неприлично", и ребенок становится для социальной жизни удобней. Для долговременных программ манипулирования ему создается сеть привязанностей, приковывающих его к колышкам назначенных ценностей. Для оперативного управления узнаются (еще проще — создаются) больные места, чтобы в них, когда надо, тыкать острыми словами.
· Все это называется процессом воспитания и в хороших семьях делается с большим тщанием.
В результате ребенок обкладывается, как волк, красными флажками-запретами со всех сторон и, спеленатый и упакованный, готов к выходу в свет на встречу с себе подобными.
· Что ж, это вполне рациональная процедура. Простого, то есть дикого, человека на встречу с себе подобными без намордника выпускать опасно.
Сегодня утром в детском саду я увидел, как один мальчик не всерьез, но обидно бил своими штанами девочку по лицу. Я ему сказал: "Не надо так!", он взглянул мимо меня и продолжал развлекаться. Когда же я гаркнул и он вздрогнул, вопрос решился. Я вызвал у него Страх, и в следующий раз у меня есть опора для влияния на него.
Примерно о том же: у моей близкой знакомой очень тяжелый характер. Но недавно нас посетила нежданная радость: она ударилась в религию, стала говорить тихим умильным голосом и заботиться об исполнении долга покорности своему мужу. Раньше ее ничто не сдерживало, а теперь она боится Бога. Ее Бог оказался такой могучей Палкой, которая подействовала и на нее...
· Хорошо?
Мораль расшифрованная
Честность — прекрасная вещь, особенно когда все вокруг честные, а я один жулик.
Г. Гейне
Мораль и религия — это инструменты человеческой жизни, с помощью которых общество решает свои проблемы. Соответственно в разное время разные общества перед лицом разных ситуаций и проблем создавали разные религии и моральные устои.
К примеру, когда есть враги и опасности, мораль превозносит такие черты личности, как предприимчивость, безумная смелость, мстительность, хитрость, хищничество, властолюбие, — разумеется, под другими именами. В мирной же обстановке даже строгость уже подозрительна, а вот человек с характером ягненка оказывается почитаемым.
· Особенно хищниками.
Всегда различались мораль господ и мораль ДЛЯ рабов, мораль элиты и мораль ДЛЯ масс, мораль мужчин и мораль ДЛЯ женщин, мораль взрослых и мораль ДЛЯ детей.
· В этом списке все, названные первыми, позволяют по правилам своей морали себе то, что никогда не разрешат вторым. Мужчины делают то, что не позволяют женщинам, а все взрослые — то, что категорически запрещают детям. Естественно.
Каждая мораль что-то превозносит, что-то давит, что-то оставляет без внимания — в соответствии с духовными устоями конкретного общества. К примеру, духовной основой древнегреческой культуры была игра и состязательность, соответственно мораль воспевала ТОГО, КТО ВЫИГРЫВАЕТ. У древних римлян в почете была ВЕЛИЧЕСТВЕННОСТЬ, они ценили ВЛАСТЬ и ЗРЕЛИЩНОСТЬ. А вот СОСТРАДАНИЕ и в Древней Греции, и в Древнем Риме было вне морали. Оно не оценивалось ни как доброе, ни как злое дело, его могли похвалить, могли попрезирать.
· Сейчас примерно так же смотрят на склонность Тусоваться. Или Мечтательность. Это хорошо или плохо?
На ковре нашей сегодняшней Морали отдельные детали могут меняться, появляться и исчезать, но основа ее пока держится крепко. В список черт Подлинной Нравственности, как правило, сейчас обязательно вносят УВАЖЕНИЕ, СОСТРАДАНИЕ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, КРОТОСТЬ, ВЗАИМОПОМОЩЬ...
· Посмотрите на этот спорный список свежим взглядом. Потому что это не Общечеловеческая мораль, это мораль — христианская.
Во-первых, заметим, что за такой — христианской — моралью стоит философия не ЛЮБВИ К ОБЩЕСТВУ В ЦЕЛОМ, а ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ, еще точнее — слабому ближнему. Почему? Потому что когда заботятся в первую очередь о целостном обществе, то слабые и хилые его члены, как отягощающий общество балласт, обычно оказываются за бортом.
· И волки оказываются санитарами леса. А в христианской морали они оказываются зверьем.
И, во-вторых, очевидно, что это мораль НЕ-ГОСПОД. В морали господ приветствуется "Сиятельный", а вниз, к не-Сиятельным, принята не сострадательность, а строгость.
· Мне любопытны здесь ваши эмоции. Но заметьте: выброшенные из души вашей оценки отражают только одно — принятую лично вами иерархию человеческих и общественных ценностей.
Не менее разнообразно функциональное использование религии. Ее используют: для объединения больших народностей, для укрепления семьи, повышения рождаемости, хорошего заработка священнослужителей, для психотерапии больных душ и личностного роста ищущих — и прочее, и многое тому подобное.