Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Философия русского политического радикализма



(народничество 60—80 гг. в России)

НАРОДНИЧЕСТВО — система взглядов мелкобуржуазной крестьянской демократии в России; разновидность утопического социализма и философ­ского нигилизма. Идеология философского нигилизма выражена Д. И. Пи­саревым: «Надо делать то, что целесообразно, а не то, что красиво»

Народничество 60-80 гг. XIX в. в России

Народники-пропагандисты (признавали основным сред­ством подготовки к социаль­ной революции пропаганду революционных идей среди народа). Петр Лаврович Лавров (1823-1900)   Народники-анархисты (считали, что народ уже готов к революции, а от­сюда призыв к бунтам и восстаниям). Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) Петр Алексеевич Кропот­кин (1842-1921)   Народники-заговорщики (возлагали надежды на узкую заговорщическую организацию) Петр Никитич Ткачев (1844-1886)
▫ Философия, согласно П. Лав­рову, «должна внести един­ство во все сущее, как сущее для человека», ибо все теряет смысл за рамками человека. П. Лавров создает фило­софскую систему, в которой философия природы рассмат­ривает внешний мир, фило­софия духа — внутренний, ду­ховный мир человека, фило­софия истории — действие личностей. ▫ Исходя из этого он излагает свое философское учение в трех аспектах — как филосо­фия в знании, философия в творчестве, философия в жизни. ▫ В социологии он разрабо­тал субъективный метод. Ис­торический прогресс рас­сматривался посредством субъективных оценок, с точ­ки зрения нравственных иде­алов мыслящих людей. Его социологическая концепция была субъективно-идеалис­тической и метафизической.   ▫ М. Бакунин в 30-х годах был гегельянцем, в 40-х годах — левогегельянцем, в 60—70-х годах выступал как материалист и атеист. Его революционный иде­ал был смоделирован по схеме: витальные потреб­ности рождают экономику, ее противоречия; проти­воречия рождают мысль, а бунт — свободу. ▫ П. Кропоткин констру­ирует синтетичскую фи­лософию как некое един­ство натурфилософии и социологии. Предметом ее является природа и обще­ство; экономика, полити­ка, нравственность. Усло­вием общественного про­гресса, по его мнению, яляется устранение час­тной собственности и го­сударственной власти по­средством революции и утверждения «анархичес­кого коммунизма» как федерации свободных производственных об­щин-коммун.   ▫ Свое мировоззрение П. Ткачев называл «реа­листической философи­ей», «реализмом», пони­мая под ним «... трезвое отношение к вопросам жизни». ▫ Рассматривая истори­ческую действитель­ность как объект политического действия, П. Ткачев создал целую философию историчес­кой инициативы. Суть его теории заклю­чалась в том, что «раз­рушительно революци­онная сила» народа, ру­ководимая «критически мыслящим революци­онным меньшинством», берет власть в свои руки. Далее уничтожаются «реакционные элемен­ты», осуществляются прогрессивные рефор­мы в обществе и созда­ется союз «братской любви и солидарности».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.