Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Русская философия «серебряного века»



«Серебряный век» русской философии

 

«Серебряный век» русской философии - историческое время с последней трети XIX века до 1922 г., когда из страны была выслана большая группа видных представителей русской фило­софии и среди них - Н. Бердяев, Н. Лосский, С. Франк, С. Булгаков, Б. Вышеславцев, Ф. Степун, П. Струве и др. Каковы основные особенности этого периода русской философии и каков его вклад в развитие отечественной и мировой культуры? ▫ Во-первых, это менталитет социокультурного человека, освобождающегося от мышления, пронизанного политикой, социальностью и приобретающего черты свободной, индивидуальной личности. Это век постнароднического покаяния мышления, когда стала очевидной бес­смысленность «цепи» насилии, невозможность изменения внешних условий бытия вне «са­мости» человека. Концепция философа В. Соловьева, призывающая к необходимости активно­го сотрудничества Человека и Бога, становится основой нового миросозерцания части интел­лигенции. Это устремленность к Богочеловеку, ищущему внутренней целостности, единства Добра, Красоты, Истины. Это особенно ясно видно на примере софилогии — учения, чрезвы­чайно характерного для русской религиозной философии. Идею «Софии» сформулировал на основе личного мистического опыта Вл. Соловьев. София Божественная Премудрость обла­дает индивидуальностью богочеловеческой ипостаси, которая соответствует платоновской «ми­ровой душе» и составляет женственный, способный к зачатию человеческий образ Божества, идею, которая играет в новейшем русском богословии центральную роль. Назначение челове­чества, с этой точки зрения, — воплотить в себе Софию и благодаря этому воссоединиться с Богочеловеком Христом. Лекции Вл. Соловьева «Чтения о Богочеловечестве» (1878—1887) во многом определили строй ментальности «серебряного века». ▫ Во-вторых, именно соловьевство породило сложные неоднозначные явления — религиоз­но-философский ренессанс, неохристианские поиски, своеобразное богоискательство. ▫ В-третьих, «серебряный век» в русской философии и культуре — это время отказа от «социального человека», эпоха тоталитарного индивидуализма, усложненной рефлексии, ин­тереса к тайникам психики, к примату бессознательного, иррационального в человеке; без­граничность субъективизма, господство мистического начала в культуре. ▫ В-четвертых, ментальность «серебряного века» - это культ творчества как единственной возможности прорыва к новым трансцендентальным реальностям, преодоление извечной рос­сийской «двоичности» — святого и звериного, — Христа и Антихриста. Творчество становится интегральным способом осмысления времени и «Я» в нем через настойчивый мотив смерти, свободной воли, поиска Бога. ▫ В-пятых, Возрождение - не случайный термин для этой социокультурной эпохи. История высветила его «стержневое» значение для менталитета времени, его прозрений и предсказа­ний. «Серебряный век» стал наиболее плодотворным этапом для философии. Это буквально искрящийся каскад имен, идей, характеров: Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, Л. Шес­тов, С. Булгаков, Л. Карсавин, П. Флоренский, С. Франк, Б. Вышеславцев, А. Лосев, Н. Лос­ский и др. ▫ В-шестых, «серебряный век» - это эпоха выдающихся художественных творений, новых направлений, которые дали беспрецедентное разнообразие имен прозаиков, поэтов живописцев, композиторов. Символизм и акмеизм, модернизм, футуризм, авангардизм, неоан­тичность стали благодатной почвой и судьбой для А. Блока, А. Белого, К. Бальмонта, Ф. Соло­губа, Д. Мережковского, 3. Гиппиус, Вяч. Иванова, И. Мозжухина, В. Холодной, В. Маяков­ского, В. Хлебникова, М. Цветаевой, А Ахматовой, И, Стравинского, А. Скрябина, С. Рахма­нинова, В. Кандинского, М. Шагала, А. Бенуа, К. Станиславского и др. ▫ «Серебряный век» — это сложный, противоречивый взлет, каких очень мало в мировой куль­туре. Здесь и религиозно-философские искания, и новый тип человека, стремящегося к внут­ренней свободе духа, и становление либерально-государственной традиции установок на эволю­цию и реформы. Здесь начало философии ненасилия, создание культурной ауры нового типа.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.