«Серебряный век» русской философии - историческое время с последней трети XIX века до 1922 г., когда из страны была выслана большая группа видных представителей русской философии и среди них - Н. Бердяев, Н. Лосский, С. Франк, С. Булгаков, Б. Вышеславцев, Ф. Степун, П. Струве и др.
Каковы основные особенности этого периода русской философии и каков его вклад в развитие отечественной и мировой культуры?
▫ Во-первых, это менталитет социокультурного человека, освобождающегося от мышления, пронизанного политикой, социальностью и приобретающего черты свободной, индивидуальной личности. Это век постнароднического покаяния мышления, когда стала очевидной бессмысленность «цепи» насилии, невозможность изменения внешних условий бытия вне «самости» человека. Концепция философа В. Соловьева, призывающая к необходимости активного сотрудничества Человека и Бога, становится основой нового миросозерцания части интеллигенции. Это устремленность к Богочеловеку, ищущему внутренней целостности, единства Добра, Красоты, Истины. Это особенно ясно видно на примере софилогии — учения, чрезвычайно характерного для русской религиозной философии. Идею «Софии» сформулировал на основе личного мистического опыта Вл. Соловьев. София Божественная Премудрость обладает индивидуальностью богочеловеческой ипостаси, которая соответствует платоновской «мировой душе» и составляет женственный, способный к зачатию человеческий образ Божества, идею, которая играет в новейшем русском богословии центральную роль. Назначение человечества, с этой точки зрения, — воплотить в себе Софию и благодаря этому воссоединиться с Богочеловеком Христом. Лекции Вл. Соловьева «Чтения о Богочеловечестве» (1878—1887) во многом определили строй ментальности «серебряного века».
▫ Во-вторых, именно соловьевство породило сложные неоднозначные явления — религиозно-философский ренессанс, неохристианские поиски, своеобразное богоискательство.
▫ В-третьих, «серебряный век» в русской философии и культуре — это время отказа от «социального человека», эпоха тоталитарного индивидуализма, усложненной рефлексии, интереса к тайникам психики, к примату бессознательного, иррационального в человеке; безграничность субъективизма, господство мистического начала в культуре.
▫ В-четвертых, ментальность «серебряного века» - это культ творчества как единственной возможности прорыва к новым трансцендентальным реальностям, преодоление извечной российской «двоичности» — святого и звериного, — Христа и Антихриста. Творчество становится интегральным способом осмысления времени и «Я» в нем через настойчивый мотив смерти, свободной воли, поиска Бога.
▫ В-пятых, Возрождение - не случайный термин для этой социокультурной эпохи. История высветила его «стержневое» значение для менталитета времени, его прозрений и предсказаний. «Серебряный век» стал наиболее плодотворным этапом для философии. Это буквально искрящийся каскад имен, идей, характеров: Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, Л. Шестов, С. Булгаков, Л. Карсавин, П. Флоренский, С. Франк, Б. Вышеславцев, А. Лосев, Н. Лосский и др.
▫ В-шестых, «серебряный век» - это эпоха выдающихся художественных творений, новых направлений, которые дали беспрецедентное разнообразие имен прозаиков, поэтов живописцев, композиторов. Символизм и акмеизм, модернизм, футуризм, авангардизм, неоантичность стали благодатной почвой и судьбой для А. Блока, А. Белого, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, Д. Мережковского, 3. Гиппиус, Вяч. Иванова, И. Мозжухина, В. Холодной, В. Маяковского, В. Хлебникова, М. Цветаевой, А Ахматовой, И, Стравинского, А. Скрябина, С. Рахманинова, В. Кандинского, М. Шагала, А. Бенуа, К. Станиславского и др.
▫ «Серебряный век» — это сложный, противоречивый взлет, каких очень мало в мировой культуре. Здесь и религиозно-философские искания, и новый тип человека, стремящегося к внутренней свободе духа, и становление либерально-государственной традиции установок на эволюцию и реформы. Здесь начало философии ненасилия, создание культурной ауры нового типа.
|