Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологическая система и социальная концепция 3. Фрейда



Психологическая система и социальная концепция 3. Фрейда

Психологическая система   Социальная концепция
     
Психологическая система 3. Фрейда прошла два этапа своего формирова­ния: ▫ Первый этап, или первая психологи­ческая система (1905—1920) в основе бессознательного рассматривала «либи­до» — сексуальный инстинкт, сексуаль­ное влечение. Согласно этой концеп­ции, психическая деятельность чело­века есть процесс превращения его сек­суального инстинкта. Либидо находит свое выражение либо в сексуальных действиях, либо в других сферах жиз­недеятельности посредством сублима­ции (преобразования) сексуальной энергии в несексуальную, под воздей­ствием социальных и моральных норм. ▫ Второй этап, или вторая психологи­ческая система, формируется в 20-е гг. XX в. и отличается от первой иным пониманием проблемы возникновения энергии бессознательного. Центральными понятиями этой кон­цепции являются: 1) эрос (инстинкт жизни), который ле­жит в основе поведения человека, обеспечивая его потребности и продолже­ние рода; 2) танатос (инстинкт смерти), кото­рый подталкивает человека к деструк­тивной деятельности. Взаимодействие эроса и танатоса определяют жизнь че­ловека.   Социальная концепция 3. Фрейда: ▫ По мере развития цивилизации человек подавляется все больше и больше, что приводит к всенарод­ной депрессии и массовым психо­зам. ▫ Общество может существовать только при условии вытеснения бессознательных влечений и страстей, в противном случае оно будет раз­рушено изнутри. ▫ В любом обществе человека мож­но превратить в самосознающего и свободного, если помочь ему осоз­нать его индивидуальное бессозна­тельное. ▫ Обществу свойственна массовая сублимация подавленной энергии и преобразование ее в культуру; за­менитель подавленной энергии — ритуалы. Последние есть форма реализации вытесненных желаний, коллективное бессознательное. Ритуалов много — это мораль, ре­лигия, искусство, поэзия, музы­ка и т.д. ▫ Единственный путь развития че­ловечества в будущем — это сози­дание самосознательного Я, осво­божденного от давления стихии бессознательного.

Фрейдизм

ФРЕЙДИЗМ — общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить теорию психоанализа 3. Фрейда в целом. Фрейдизм — социальное и философско-антропологическое учение и потому отличается от психоанализа как метода изучения бессознательных психических процессов.
         
ТеорияАльфреда Адлера (1970-1937)   Теория Вильгельма Райха (1897-1957)   Теория Карла Юнга (1875-1961)   Теория Эриха Фромма (1900-1980)
Суть теории: ▫ Вместо принци­па удовольствия (3. Фрейд) в роли руководящего и направляющего начала у А. Адлера оказывается «воля к власти» ▫ Динамика разви­тия личности варь­ирует между «ком­плексом неполно­ценности» и жела­нием добиться ус­пеха ▫ В попытках по­кончить с комп­лексом неполно­ценности форми­руются «компенса­торные» механиз­мы ▫ В основе вели­ких действий, сверхстремлений человека, а также психических бо­лезней лежит вы­тесненный комп­лекс неполноцен­ности   Суть теории: ▫ Если 3. Фрейд связывал агрессию человека с инстин­ктом танатоса, то В. Райх считал, что источник деструк­тивной энергии су­ществует не толь­ко в самом чело-веке, сколько в обществе, которое подавляет есте­ственные прояв­ления человечес­кой натуры ▫ Человек, сбро­сивший полити­ческие цепи, сво­боден сексуально, физически духов­но и способен со­здать новое обще­ство ▫ Единственный способ спасти личность — полное ниспровержение культуры (соци­альных и мораль­ных норм), раскре­пощение, сексуаль­ная революция   Суть теории: ▫ К. Г. Юнг вводит в психоанализ новое понятие - «коллек­тивное бессознатель­ное». Если индивиду­альное подсознание начинено «комплек­сами» (группами пси­хических реакций), то коллективное со­стоит из архетипов. Архетипы — схемы инстинктивного по­ведения ▫ Человек наследу­ет эти схемы (уни­версальные обра­зы). Ими могут быть сны, парапсихологические эффекты и т.п. Это «закодиро­ванная» история че­ловечества ▫ Задача филосо­фии — расшифров­ка архетипов, по­скольку их знание поможет человеку познать себя и ок­ружающий мир   Суть теории: ▫ В основе учения лежит проблема вза­имодействия психо­логических и соци­альных факторов в процессе формиро­вания личности, а также проблема про­тиворечивости чело­веческого существо­вания ▫ Основные противоречия: матриар­хат, авторитарное и гуманистическое со­знание, личное бы­тие и историческое бытие; «свобода от» и «свобода для» — негативная и пози­тивная свободы; власть и подчине­ние; стремление к обладанию и просто жизнь. ▫ Задача филосо­фии — решение этих противоречий по­средством культиви­рования всеобщей любви

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.