Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классический позитивизм



ПОЗИТИВИЗМ (от лат. positivus — положительный) — направление в фи­лософии и науке, представители которого единственным источником досто­верного знания считают частные науки. Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798-1857) - французский философ, один из основополож­ников социологии. Главное произведение О. Конта — шеститомный труд «Курс позитивной философии» (1830-1842). Большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Стюарт Милль (1806-1873) и Герберт Спенсер (1820-1903).
 
  Основные черты классического позитивизма
▫ Позитивизм утверждает примат науки: нам известно лишь то, что сообщают науки. «Наука сама себе философия» — вот суть позитивизма. ▫ Единственный метод познания - естественно-научный метод, который ра­ботает не только при изучении природы, но и общества. Поэтому наука и ее метод — единственный прочный фундамент индивидуальной и общественной жизни человека. ▫ Философия должна освободиться от аксиологического (ценностного) под­хода и в своей основе иметь позитивное (научное) знание, поскольку фило­софское знание должно быть абсолютно точным и достоверным. Для достиже­ния последнего философия должна использовать научный метод в познании и опираться на достижения частных наук. Основной путь для получения научно­го знания — эмпирическое наблюдение. Поэтому философия должна исследо­вать только факты (явления), а не сущность окружающего мира. ▫ По О. Конту, человечество пришло к позитивной философии в процессе развития своего ума. Он выделяет три стадии (состояния) интеллектуальной (теоретической) эволюции человечества: теологическую (мировоззрение осно­вано на религии); метафизическую (мировоззрение, интеллектуальное разви­тие основано на несистематическом, вероятном знании); позитивную (основан­ную на науке). Аналогично стадиям интеллектуального развития О. Конт рас­сматривает стадии технического развития, соответственно: традиционное об­щество, доиндустриальное общество и индустриальное общество. i ▫ О. Конт, отмечая пользу положительной философии, указывает на четыре ее особенности: 1) изучение положительной философии дает единственное рациональное средство обнаружить логические законы человеческого преобра­зования системы воспитания и образования; 3) изучение общих положений наук способствует прогрессу отдельных положительных наук; 4) знание поло­жительной философии является основой общественного преобразования.

 

Махизм

МАХИЗМ (или эмпириокритицизм) - вторая форма позитивизма, кото­рая усугубляет субъективный идеализм и агностицизм своих предшествен­ников. Представители: Эрнст Мах (1838-1916), его работы - «Механика. Истори-ко-критмеский очерк ее развития» (1883), «Анализ ощущений и отношение физического к психическому» (1900), «Познание и заблуждение» (1905); Ри­хард Авенариус (1843-1896), его работы - «Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил» (1876), «Критика чистого опыта» (1888-1890), «Человеческое понятие о мире» (1891).
 
Основные черты махизма и эмпириокритицизма
▫ Махизм как учение требует очистить естественно-научное мышление от «метафизики» (философии) с ее «мнимыми проблемами». Э. Мах утверждает, что он стоит на почве опыта и что его эмпирическая точка зрения «совершен­но исключает все метафизические вопросы». Существуют только, по его мне­нию, «естественно-научная методология и психология познания». Сводя фи­лософию к «психологии познания», Э. Мах вслед за И. Кантом утверждает, что познанию доступна не сущность вещей, а только их явления. Отрицая объек­тивность вещей, Э. Мах становится на позиции субъективного идеализма Д. Бер­кли и Д. Юма, сводивших мир к ощущениям субъекта. ▫ Концепция Э. Махаосновывается на двух методологических принципах: «экономии мышления» и идеи «чисто описательной» науки. Э. Мах дает основа­ние представления об абстрактной природе науки. По его мнению, человек должен быть как можно более «экономным», а это требует крайних форм абстрактного мышления. Исходя из этого Э. Мах развивает «биолого-экономи­ческую теорию познания», считая основным принципом научного познания «экономию мышления», или «экономизацию, гармонизацию и организацию мыслей» в целях биологической ориентировки в материале опыта. С этой точки зрения все научные понятия, законы лишены объективного содержания; они продукты ума, созданные не для отображения действительности, а для удов­летворения потребностей познающего субъекта. Объективная реальность — это лишь «метафизическое» допущение, противоречащее принципу «экономии мышления». По Э. Маху, «не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов (комплексы ощущений) образуют тела». Тела - лишь «логические символы», а материя есть связь элементов (ощущений). ▫ ЭмпириокритицизмР. Авенариуса исходит из того, что в основе философии должен лежать критический опыт. Р. Авенариус разрабатывает учение о «прин­ципиальной координации», или нерасторжимой связи познающего субъекта и объекта (среды), т. е. не существует субъекта без объекта, как и объекта без субъекта. Согласно взглядам Р. Авенариуса, мир дан нам «в принципиальной координации», т. е. в опыте. Опыт состоит из элементов, которые есть «элемен­ты мира». Элементы делятся на физические, не зависящие от нервной системы человека. Соответственно все существующее есть ощущения. Человек познает не окружающий мир как таковой, а свои ощущения и их сочетания.

 

Неопозитивизм

НЕОПОЗИТИВИЗМ («логический атомизм», «логический позитивизм», «ло­гический эмпиризм», «логический анализ», «аналитическая философия» и т. д.) - третья форма позитивистской философии. В узком смысле слова неопозитивизм - это логический позитивизм 30-х гг. XX в., в более широ­ком - вся совокупность позитивистских течений 20-60-х гг. XX в.
 
Общая характеристика неопозитивизма
▫ Особую роль в возникновении и формировании неопозитивизма сыграли английский логик, математик и философ Б. Рассел (работы: «Логическая кон­струкция мира» (1928), «Философия и логический синтаксис» (1935) и др.) и австрийский философ Л. Витгенштейн (работа «Логико-философский трак­тат» (1921)). Логический позитивизм зародился в так называемом «Венс­ком кружке», который образовался в начале 20-х годов под руководством М. Шлика. В кружок входили Р. Карнап, Ф. Франк, Ф. Вайсман, О. Ней-рат, Г. Хан и др. Значительное влияние на участников кружка оказал Л. Вит­генштейн. Наряду с «Венским кружком» и берлинским «Обществом эмпиричес­кой философии» (Г. Рейхенбах) в 30-х годах возникли группа «аналитиков» в Англии (А. Айер, Дж. Райл и др.), Львовско-варшавская школа в Польше (К. Твардовский, К. Айдукевич, А. Тарский). С 40-х гг. в XX в. на континен­те, а в Англии и ранее, неопозитивизм стал называться философией анализа. У истоков аналитической философии стояли Дж. Мур и Б. Рассел. В последую­щем неопозитивизм выступает в двух основных разновидностях: «лингвисти­ческий анализ» в Англии и «аналитическая философия» в США. ▫ Неопозитивизм исходит из того, что все наше знание о мире дают только конкретные эмпирические науки. Поскольку философия не может высказать о мире ни одного нового положения сверх того, что говорят о нем частные науки, то ее задача состоит в логическом анализе тех положений науки, в которых может быть выражено наше знание о мире. Сведением философии к логическому анализу неопозитивизм обязан в первую очередь Б. Расселу, ко­торый использовал для этого математическую логику и объявил логику как то, что составляет сущность логико-синтаксического анализа языка. Соответ­ственно, по его мнению, философские проблемы - это не что иное, как языковые проблемы. Философия отождествляется с методологией науки, ос­новная задача которой видится в анализе естественных и искусственных язы­ков. Анализ понимается как уточнение языковых выражений путем их преобразования и прояснения. Категория «значение» является основной в неопози­тивизме, поскольку «прояснить» означает уточнить выражение. Принадлеж­ность высказываний к определенному классу значений осуществляется по­средством проверки - верификации. Суть последней состоит в том, что нужно сравнить предложение с фактами, указать конкретные эмпирические усло­вия, при которых оно будет истинно или же ложно.

 

 

Постпозитивизм

ПОСТПОЗИТИВИЗМ - является модификацией неопозитивизма. В центре его внимания развитие форм науки и ее готовых результатов, анализ научного значения как социальной деятельности и др. В нем различают два основных направления: критический рационализм и историко-социологическое направле­ние. Представители первого направления: К. Поппер, Дж. Агасси, Д. Уоткинс, Г. Альберт, Г. Ленк; второго - И. Лакатос, Т. Кун, Л. Лаудан, П. Фейерабенд и др.
 
Общая характеристика постпозитивизма
▫ Основателем критического рационализма принято считать Карла Поппера (1902—1994). Его основные работы: «Логика и рост научного знания» (1934— 1935), «Предположения и опровержения» (1963), «Объективное познание» (1972), «Нищета историцизма» (1945) и др. Своей главной задачей К. Поппер считает отделение научного знания от метафизического, ненаучного. Для решения этой задачи необходимо определить, что есть истина, но логически невероят­ная истина, имеющая большую объяснительную силу. В науке должны быть смелые предположения, даже такие, которые затем могут оказаться ложными. В работе «Логика научного открытия» (1959) он высказывает мысль о разви­тии как решающем факторе науки. Наука стремится к определенности, а единственным способом ее оценки может быть только ее фальсификация (на­учная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в резуль­тате экспериментальной или теоретической проверки; отлична от принципа фальсифицируемости, который был предложен К. Поппером в качестве кри­терия демаркации науки от «метафизики»). Научный прогресс заключается в смене фальсифицируемых теорий. В науке следует создавать информативные теории, а потом как можно быстрее их фальсифицировать. В этом состоит смысл науки. Идеи развития науки и эпистемологии (теории познания) так­же получили развитие в «методологии исследовательских традиций» Л. Лаудана. ▫ Историко-социологическое направление позитивизма больше тяготеет к ис­тории науки, нежели к методологии. Один из представителей этого направле­ния - Томас Кун (род. в 1922). Основная работа: «Структура научных револю­ций» (1963). В ней автор дает свою интерпретацию науки, ее истории, исходя из социологических и психологических предпосылок. Он вводит понятие «па­радигма» (теория принятая в качестве образца решения исследовательских задач). Парадигмы — периоды зрелой, «нормальной» науки, в рамках которых решаются следующие задачи: установление и накопление фактов; их сопос­тавление с теорией, разработка теории. Нормальные периоды завершаются научными революциями, которые дают рождение новым теориям. Периоды научных революций — это периоды выбора новых парадигм. Научный про­гресс для Т. Куна — это процесс возрастающей детализации, ведущий к лучшему пониманию природы.

 

Герменевтика

ГЕРМЕНЕВТИКА (греч., букв. — разъясняю, истолковываю) — искусство и теория истолковывания текстов. Общефилософская направленность гер­меневтики была определена в раннем немецком романтизме Ф. Шлегелем (1772-1829) и разработана Ф.Д.Э. Шлейермахером (1768-1834). В филосо­фии XX в. герменевтика - это учение о понимании и научном постижении культуры, и шире — человеческого духа. Представители герменевтики XX в.: Ганс Георг Гадамер (род. 1900), Эмилио Бетти (1890-1968), Поль Рикер (род. 1913), Луиджи Парейсон (1918-1991), Джанни Ваттимо (род. 1936) и др.
 
Герменевтическая теория Г. Г. Гадамера
▫ Герменевтическая теория Г. Г. Гадамера (ученик М. Хайдеггера) определяет основную задачу философии как практику толкования и осмысления «текста». Последний понимается не как страницы книги, а как сама культура. Вся чело­веческая культура (в широком понимании) есть «текст». В этом смысле «текст» - это жизнь человечества, которую необходимо понять. Понимание — главная категория герменевтики. Понимание — это теоретическое и опытное познание жизни, уяснение ее основ и сущности. Поэтому философия с позиций позна­ния (гносеологии) должна перейти на позиции понимания (герменевтики). Основополагающей истиной герменевтики Г. Г. Гадамер считает следующее положение: «Истину не может познать и сообщить кто-то один. Всемерно под­держивать диалог, давать сказать свое слово инакомыслящему. Уметь усваивать произнесенное им — вот в чем душа герменевтики». В этих словах смысл «пони­мания» как метода философии. ▫ Г. Г. Гадамер понимает герменевтику не просто как метод гуманитарных наук, но как учение о бытии, как онтологию. Понимание — это не черта познания. Это характеристика существования человека, способ его бытия. Че­ловек понимает бытие как предельную «смысловую возможность», т. е. пони­мает свое значение, роль и место в мире. Главная идея герменевтики: суще­ствовать — значит быть понятым. Основные вопросы: Как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Как возможно понимание? Понимание всегда предполагает диалог. В диалоге всегда три участника: а) текст; б) интерпретатор текста; в) время. Диалог обуславливается тради­циями, которые интерпретируются во времени. Понимая традиции, человек осмысливает предыдущую культуру (опыт традиций) и соответственно самоос­мысливает себя и общество. Диалог — это форма и модель развития филосо­фии, науки и вообще знания. ▫ Через опыт истории, «опыт искусства», «опыт жизни» человек обретает реальность. Жизненный опыт выражен в понятиях языка. Последний являет­ся действенным средством формирования опыта и одновременно средством ориентации человека в мире. Путем анализа смысла и контекстов, содержа­щихся в языковой действительности и языковом общении, герменевтика как метод открывает свойственное людям понимание экзистенции.

Структурализм

СТРУКТУРАЛИЗМ- сциентистская концепция, которая в центр своего исследования ставит анализ безлично-объективных структур и выработку универсального метода в таких областях гуманитарного знания, как линг­вистика, литературоведение, этнография, искусствоведение, психология, социология и т. д.
 
Общая характеристика структурализма  
▫ Структурализм — собирательное название комплекса направлении в гумани­тарном знании, возникших в 20-х гг. XX в. в ряде наук (лингвистике, исто­рии, эстетике и т. д.) и объединяемых стремлением к обнаружению и содер­жательному описанию структуры исследуемых объектов. Возникновение структурализма как конкретно-научного направления связано с переходом гуманитарных наук от описательно-эмпирического к абстрактно теоретичес­кому уровню исследования. Основой этого перехода явилось изменение са­мого стиля научного мышления, использование структурного метода как кон­кретно-научного метода в лингвистике. Он ведет свою родословную от швей­царского языковеда Фердинанда де Соссюра (1857—1913), который в своем труде «Курс общей лингвистики» (1916) сформулировал основные положения этого метода. В последующем этот метод был распространен на другие гума­нитарные науки. Поэтому структурализм в широком смысле охватывает це­лый ряд гуманитарных наук. ▫ В более узком смысле под структурализмом понимают комплекс научных и философских идей, связанных с применением структурного метода. С появле­нием во французской науке Жака Лакана (1901-1981), Клода Леви-Строса (род. 1908), Ролана Барта (1915-1980), Мишеля Фуко (1926-1984), Жака Дерриды (род. 1930) стали вырисовываться очертания нового философского на­правления, получившего наибольшее распространение в 60-х годах во Фран­ции. В трудах ученых-гуманитариев, использующих в своих исследованиях струк-туралистический метод, формируются философские основы структурализма, одним из положений которого является мысль о том, что в многообразных явлениях культуры наличествуют некоторые общие логические структуры, которые могут быть открыты только путем глубокого анализа. Такой анализ возможен посредством изучения отношений между элементами структуры и использования структуралистического метода, который предполагает следую­щие процедуры: 1) определение и выделение первичного множества исследуемых объектов, в которых предполагается наличие единой структуры; 2) расчленение объектов на элементарные части и выявление взаимосвязей, отношений между элементами; 3) раскрытие отношений между элементами, их систематизация и построение абстрактной структуры посредством непосредственного синтеза или формаль­но-логического и математического моделирования; 4) проведение теоретического анализа структуры (модели), выдвижение ги­потез, построение концепций, теорий и проверка их на практике.

 

 

Герменевтика

ГЕРМЕНЕВТИКА (греч., букв. — разъясняю, истолковываю) — искусство и теория истолковывания текстов. Общефилософская направленность гер­меневтики была определена в раннем немецком романтизме Ф. Шлегелем (1772-1829) и разработана Ф.Д.Э. Шлейермахером (1768-1834). В филосо­фии XX в. герменевтика - это учение о понимании и научном постижении культуры, и шире — человеческого духа. Представители герменевтики XX в.: Ганс Георг Гадамер (род. 1900), Эмилио Бетти (1890-1968), Поль Рикер (род. 1913), Луиджи Парейсон (1918-1991), Джанни Ваттимо (род. 1936) и др.
 
Герменевтическая теория Г. Г. Гадамера
▫ Герменевтическая теория Г. Г. Гадамера (ученик М. Хайдеггера) определяет основную задачу философии как практику толкования и осмысления «текста». Последний понимается не как страницы книги, а как сама культура. Вся чело­веческая культура (в широком понимании) есть «текст». В этом смысле «текст» - это жизнь человечества, которую необходимо понять. Понимание — главная категория герменевтики. Понимание — это теоретическое и опытное познание жизни, уяснение ее основ и сущности. Поэтому философия с позиций позна­ния (гносеологии) должна перейти на позиции понимания (герменевтики). Основополагающей истиной герменевтики Г. Г. Гадамер считает следующее положение: «Истину не может познать и сообщить кто-то один. Всемерно под­держивать диалог, давать сказать свое слово инакомыслящему. Уметь усваивать произнесенное им — вот в чем душа герменевтики». В этих словах смысл «пони­мания» как метода философии. ▫ Г. Г. Гадамер понимает герменевтику не просто как метод гуманитарных наук, но как учение о бытии, как онтологию. Понимание — это не черта познания. Это характеристика существования человека, способ его бытия. Че­ловек понимает бытие как предельную «смысловую возможность», т. е. пони­мает свое значение, роль и место в мире. Главная идея герменевтики: суще­ствовать — значит быть понятым. Основные вопросы: Как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Как возможно понимание? Понимание всегда предполагает диалог. В диалоге всегда три участника: а) текст; б) интерпретатор текста; в) время. Диалог обуславливается тради­циями, которые интерпретируются во времени. Понимая традиции, человек осмысливает предыдущую культуру (опыт традиций) и соответственно самоос­мысливает себя и общество. Диалог — это форма и модель развития филосо­фии, науки и вообще знания. ▫ Через опыт истории, «опыт искусства», «опыт жизни» человек обретает реальность. Жизненный опыт выражен в понятиях языка. Последний являет­ся действенным средством формирования опыта и одновременно средством ориентации человека в мире. Путем анализа смысла и контекстов, содержа­щихся в языковой действительности и языковом общении, герменевтика как метод открывает свойственное людям понимание экзистенции.

Структурализм

СТРУКТУРАЛИЗМ- сциентистская концепция, которая в центр своего исследования ставит анализ безлично-объективных структур и выработку универсального метода в таких областях гуманитарного знания, как линг­вистика, литературоведение, этнография, искусствоведение, психология, социология и т. д.
 
Общая характеристика структурализма  
▫ Структурализм — собирательное название комплекса направлении в гумани­тарном знании, возникших в 20-х гг. XX в. в ряде наук (лингвистике, исто­рии, эстетике и т. д.) и объединяемых стремлением к обнаружению и содер­жательному описанию структуры исследуемых объектов. Возникновение структурализма как конкретно-научного направления связано с переходом гуманитарных наук от описательно-эмпирического к абстрактно теоретичес­кому уровню исследования. Основой этого перехода явилось изменение са­мого стиля научного мышления, использование структурного метода как кон­кретно-научного метода в лингвистике. Он ведет свою родословную от швей­царского языковеда Фердинанда де Соссюра (1857—1913), который в своем труде «Курс общей лингвистики» (1916) сформулировал основные положения этого метода. В последующем этот метод был распространен на другие гума­нитарные науки. Поэтому структурализм в широком смысле охватывает це­лый ряд гуманитарных наук. ▫ В более узком смысле под структурализмом понимают комплекс научных и философских идей, связанных с применением структурного метода. С появле­нием во французской науке Жака Лакана (1901-1981), Клода Леви-Строса (род. 1908), Ролана Барта (1915-1980), Мишеля Фуко (1926-1984), Жака Дерриды (род. 1930) стали вырисовываться очертания нового философского на­правления, получившего наибольшее распространение в 60-х годах во Фран­ции. В трудах ученых-гуманитариев, использующих в своих исследованиях структуралистический метод, формируются философские основы структурализма, одним из положений которого является мысль о том, что в многообразных явлениях культуры наличествуют некоторые общие логические структуры, которые могут быть открыты только путем глубокого анализа. Такой анализ возможен посредством изучения отношений между элементами структуры и использования структуралистического метода, который предполагает следую­щие процедуры: 1) определение и выделение первичного множества исследуемых объектов, в которых предполагается наличие единой структуры; 2) расчленение объектов на элементарные части и выявление взаимосвязей, отношений между элементами; 3) раскрытие отношений между элементами, их систематизация и построение абстрактной структуры посредством непосредственного синтеза или формаль­но-логического и математического моделирования; 4) проведение теоретического анализа структуры (модели), выдвижение ги­потез, построение концепций, теорий и проверка их на практике.

 

 

Феноменология

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (греч. букв. — учение о феноменах) — 1) философская дисциплина, 2) идеалистическое философское направление. Основоположник и глава феноменологической школы в философии Эдмунд Гуссерль( 1859-1938). Основные труды: «Логические исследования» (1901), «Философия как строгая наука» (1911), «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), «Трансцендентальная логика и формальная логика» (1929), «Картезианс­кие размышления» (1931) и др.
 
  Феноменология Э. Гуссерля
▫ В начале XX в. возникает феноменология как самостоятельное философское на­правление. Основной объект ее исследования, по мнению Э. Гуссерля, — это науч­ное знание и познание. Цель - построить науку о науке, «науковедение». Филосо­фия должна служить обоснованием всей системы научного знания, быть учением о науке (наукоучением), быть логикой научного познания. Для выполнения этой роли фи­лософия сама должна быть строгой наукой, положения которой характеризуются абсо­лютной истинностью, как законы точных наук, логики и положения математики. ▫ Э. Гуссерль особенно подчеркивает логический аспект своего учения. Однако за­коны логики, по его мнению, идеальны и априорны. «Чистая логика» и математика достоверны потому, что они априорны и не имеют никакого отношения ни к объек­тивному миру, ни к реальному процессу мышления. Истинное знание не может относиться к фактам реального мира, поэтому следует переключить наше сознание на внутренний мир, на самосознание. Тогда его содержание и образует предмет фе­номенологического исследования. Это изменение установки сознания есть «феноменоло­гическая редукция». Осуществляя ее, мы исключаем из рассмотрения материальный мир, и в конечном итоге в качестве предмета познания имеем «феноменологичес­кий остаток», область чистого сознания, свободного от отношения к внешнему миру. Сознание всегда направлено на какой-либо объект. Объект сознания находится внутри него как мыслительный предмет. Этот идеальный предмет мысли есть сущность, или эйдос. Истинное знание и есть знание таких сущностей (эйдосов). Элементы логичес­кой структуры науки, ее общие принципы и понятия Э. Гуссерль выдает за вечные идеальные сущности, составляющие основу науки. ▫ Суть учения Э. Гуссерля сводится к трем идеям: 1) философия не имеет никакого отношения к внешнему миру; ее область — «транс­цендентальный мир чистого сознания»; ее предмет — явления (феномены) сознания 2) эти феномены — не психологические явления, а некие абсолютные сущности, имеющие всеобщее значение, не зависящие от индивидуального сознания, но нахо­дящиеся в нем; 3) эти сущности не познаются рассудком, а созерцаются в акте интуиции. ▫ Феноменология Э. Гуссерля есть форма психологического самонаблюдения, инт­роспективного психологического анализа, исследования логической ступени позна­ния. Феномен Гуссерля как бы абсолютизирует логическую ступень познания; в действительности же Э. Гуссерль берет от этой ступени лишь форму, заполняя ее иррациональным содержанием.

Экзистенциализм

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от лат. слова existentia — существование), или «фило­софия существования». Это иррационалистическая философия, главным пред­метом которой стали человек, его проблемы, трудности, существование в окру­жающем мире. В 20—70-е годы XX в. экзистенциализм стал одним из попу­лярных философских направлений в Западной Европе и США.
 
  Общая характеристика экзистенциализма
▫ Экзистенциализм не является академической концепцией, его основная тема — человеческое существование, судьба личности в современном мире, утрата и обретение смысла жизни, проблема внутреннего выбора, проблема одиночества, проблема поиска человеком своего места в этом мире, проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая подавляет его личность) и т. п. ▫ Наиболее крупные представители экзистенциализма в Германии — Мартин Хайдеггер (1889-1976), Карл Ясперс (1883-1969), во Франции - Габриэль Мар­сель (1889-1973 гг.), Жан-Поль Сартр (1905-1980), Альбер Камю (1913-1960) и др., в Италии — Никола Аббаньяно (род. 1901), в США — Джон Уальд (род. 1902), Пауль Тиллих (1886-1965), в России - Лев Шестов (1866-1938), Николай Бердяев (1874—1948). «Философия существования» — преем­ница философии А. Бергсона; исходные идеи заимствованы у С. Кьеркегора,, метод взят у Э. Гуссерля. ▫ В философии экзистенциализма различают два направления: религиозное (К. Ясперс, Г. Марсель, Л. Шестов, Н. Бердяев) и атеистическое (М. Хайдег­гер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти). Деление это несколько услов­но, так как важный мотив экзистенциалистического творчества — признание того, что Бог умер, сопровождается утверждением невозможности жизни без Бога (М. Хайдеггер, А. Камю). ▫ Экзистенциализм объявляет предметом философии бытие, которое пони­мается как человеческое существование, как экзистенция. Постижение бытия возможно через проникновение в наше «существование». Последнее не подда­ется рациональному познанию, а только иррациональному постижению. Из­начальное и подлинное бытие — переживание (переживание существования) постижимо в моменты глубоких потрясений (страх смерти и т. п.). Только тогда человек прозревает экзистенцию как корень своего существа. Существо экзистенции: рождение, смерть, любовь, отчаяние, раскаяние и т. д. Свобода, согласно экзистенциализму, — это сама экзистенция, экзистенция и есть свобода. По Ж.-П. Сартру, быть свободным значит быть самим собой. Соглас­но Г. Марселю и К. Ясперсу, свободу можно обрести лишь в Боге. ▫ Социально-политические позиции у представителей экзистенциализма раз­личны. Политическая ориентация Г. Марселя и К. Ясперса носила либераль­ный характер, а М. Хайдеггера — консервативный. Концепции Ж.-П. Сартра и А. Камю оказали влияние на социально-политическую программу движения «новых левых» (культ насилия, свободы, перерастающий в произвол).

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.