ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР(1880-1936) - немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни, один из основателей современной философии культуры.
Главный труд: «Закат Европы» (1918—1922)
Основные черты философии О. Шпенглера
▫ В своей философии жизни О. Шпенглеротказывается от традиционного философского противопоставления «души» и мира как субъекта и объекта. По мнению О. Шпенглера, их следует истолковывать совместно как абстрактное выражение факта «жизни», т. е. становления, постоянного изменения. В его понимании, «душа» - это то, что подлежит осуществлению, «мир» — осуществленное, а «жизнь» — это само осуществление.
▫ Способы познания «души» и «мира»различны: в одном случае это «переживание», которое непосредственно достоверно, интуитивно; в другом — «познание», которое опосредовано рассудком, экспериментальной техникой и осуществляется посредством научных понятий, формул, законов и т. п. Однако способы познания О. Шпенглера по сути своей есть два типа творения действительности: исходного осуществления ее в качестве «истории», с одной стороны; с другой стороны - производной реализации в виде «природы». В рамках первого типа О. Шпенглер рассматривает «жизнь», «душу», «действие», «судьбу», «историю», «пра-феномен»; в рамках второго - «мир», «действительность», «протяженность», «причинность», «природу», «объект».
▫ В философии истории О. Шпенглера в качестве методологической основы используется система категорий, разработанная им в философии жизни. Концепция истории представляет из себя идеалистическую конструкцию, основанную на психологическом понятии «жизни». Несмотря на утверждение О. Шпенглера о «единстве жизни», история в его концепции распадается на множество индивидуальных культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, «аполлоновскую» (греко-римскую), «магическую» (византийско-арабскую), «фаустовскую» (западно-европейскую) и культуру майя; ожидается возникновение еще «нерожденной» русско-сибирской культуры.
▫ Культура рассматривается О. Шпенглером как «организм», имеющий предопределенную судьбу — рождение, развитие и смерть — соответственно биологическому циклу организма. Культура как «организм», во-первых, обладает жестким сквозным единством, во-вторых, обособлен от других подобных ему «организмов». Это значит, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Каждой культуре заранее отмерен определенный (около тысячелетия) срок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Это есть переход от творчества к бесплодию.
Философия А. Бергсона
АНРИ БЕРГСОН (1859-1941) - французский философ-идеалист, представитель философии жизни.
Основные работы: «Введение в метафизику» (1903), «Творческая эволюция» (1907)
Основные черты философии А. Бергсона
▫ Основная цель философии А. Бергсона заключается в том, чтобы «преодолеть точку зрения разума». Подлинная и первоначальная реальность — это жизнь, радикально отличающаяся от материи и духа, которые, взятые сами по себе, являются продуктами распада жизненного процесса.
▫ Исходный пункт философии А. Бергсона - наше собственное существование, проявляющееся в переживаемом изменении состояний нашей психики (непрерывная смена ощущений, желаний, эмоций и т. п.). Этот поток переживаний, а жизнь отождествляется с переживанием, — образует подлинную реальность и составляет поэтому предмет философии. Жизнь — сущность мира, она иррациональна и столь же иррационально ее постижение. Поэтому сущность жизни можно постичь только с помощью интуиции.
▫ В сознании А. Бергсон различает две способности: интуицию и интеллект. По мнению А. Бергсона, мысль посредством интуиции проникает вглубь сознания человека, далее к безналичному сознанию, духу, составляющему сущность жизни и всей Вселенной, а посредством интеллекта и действия — вовне, к наполняющим пространство вещам, к материи. Интуитивное проникновение вглубь сознания открывает субстанциальную основу — длительность (субъективное переживание времени). Последняя - «основа нашего бытия и сущность вещей». Длительность, а стало быть, жизнь, имеет не пространственный, а временной характер. Это «живое», «качественное» время радикально отличается от механическо-физического времени, которое возникает в результате разложения интеллектом длительности. Жизнь сознания, развертывающаяся в длительности, противопоставляется миру материи.
▫ Учение об интуиции и интеллекте получает у А. Бергсона обоснование в его метафизике — в концепции эволюции органического мира. Жизнь — это «жизненный порыв» космического масштаба, своего рода процесс творческого формирования. По мере ослабления «жизненного порыва» жизнь распадается, превращаясь в материю (в неодушевленную массу, в вещество).
▫ Человек — существо творческое, поскольку через него проходит путь «жизненного порыва». Способность к творчеству связана с иррациональной интуицией, которая как божественный дар дана только избранным людям. Отсюда и элитарная концепция творчества и культуры вообще.