Три основные
познавательные способности:
▫ разум
▫ рассудок
▫ чувствительность
Разум — способность к умозаключениям доходящим до «идей». «Идея понятие разума» в безусловном единстве всех обусловленных явлений
«Вещь в себе»
(внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом)
Рассудок — способности к понятиям и суждениям
Чувствительность - способности
к ощущениям
Познаваемое
Непознаваемое
Трансцендентальный(от лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы): 1) в схоластике — предельно общие понятия, 2) в философии И. Канта - априорные (доопытные) познавательные формы, организующие эмпирическое познание. В этом смысле трансцендентальные формы чувственности — пространство и время, категории — субстанция, причинность и др.
Трансцендентный предмет— предмет, запредельный по отношению к миру явлений и недоступный теоретическому познанию
Этические идеи И. Канта
Нравственный закон
Императив(форма повеления)
Гипотетический
Категорический
▫ Поступок хорош только в качестве средства для чего-нибудь другого
▫ Поступок хорош для какой-нибудь цели, возможной или действительной
▫ Поступок представляется как хороший сам по себе или необходимый для воли, а сама воля согласуется с разумом
▫ Поступок необходим объективно, безотносительно к какой бы то ни было цели
Основные особенности этики И. Канта
Категорический императив И. Канта
▫ Формальный характер этики
▫ Отказ от построения этики, как учения об условиях и средствах, ведущих человека к счастью
▫ Противопоставление нравственного долга влечению, прежде всего чувственной склонности
▫ «Поступай так, чтобы всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему, только как к средству»
Философия И.Г. Фихте
ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ (1762-1814) - представитель немецкой классической философии, ученик и сторонник И. Канта.
Главный труд - «Наукоучение» (1794)
Общая характеристика философии И.Г. Фихте
▫ Свою философию И. Фихте называет «наукоучением» и ставит перед ней две задачи. В области теоретической — обосновать все частные науки, т. е. философия должна указать основоположение всякого знания; в области практической — определить высшие цели человеческой жизни.
▫ В субъективно-идеалистической системе И. Фихте ставится задача: вывести весь мир (все «не-Я») из субъективной деятельности «Я» (под последним имеется в виду не индивидуальный, а абсолютный субъект).
▫ Первичная, всеобъемлющая, определяющая реальность — это абсолютное «Я». Этот идеалистически понимаемый субъект есть «дух в его оторванности от природы». Кроме исходного «Я» должно быть предположено и какое-то «не-Я», иначе говоря, кроме «сознания» должна быть «природа», кроме «субъекта» — «объект». По И. Фихте, это «не-Я», эта «природа», этот «объект» не только должны быть признаны как существующие, но и как действующие на «Я» и в какой-то мере определяющие его деятельность.
▫ Рассматривая все сущее как продукт деятельности, И. Фихте в самой человеческой деятельности различает два вида: деятельность практически-нравственную и деятельность теоретико-познавательную. Первая — первична и определяет последнюю. Цель нравственной деятельности человека — исполнение закона морали, выполнение долга. Этому исполнению противодействует физическая природа человека, связанная со всем миром. Это и есть «не-Я», противостоящее «Я» и побуждающее его к действованию. Условием выполнения нравственного закона может быть лишь победа над чувственными склонностями.
▫ В рамках субъективного идеализма И. Фихте развивает диалектическое понимание процесса деятельности. Деятельность «Я» всегда приводится в движение и побуждается к действию чем-то противоположным. Поэтому деятельность «Я» есть противоречивый процесс между деятельностью и решаемой ею задачей: едва преодолено одно противоречие, как тотчас возникает другое и т. д. Способом решения этих противоречий является антитетический метод (метод И. Фихте).