Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Учение Дж. Беркли об идеях



  Учение субъективного идеализма
    основной принцип  
  «Существовать — значит быть воспринимаемым»
Духовное бытие (сознание)
«Идеи»     «Души»
«Идеи», воспринимаемые челове­ком, — субъективные качества -пассивны и совершенно не зависят от человека     «Души» деятельны, активны, об­ладают способностью воспринимать «идеи»
 
Все «идеи» существуют только в душе (как мысли, ощущения)  
▫ «Идеи» — не копии вещей ▫ «Идея» сходна только с «идеей» Все наши «идеи» являются либо ощущениями, либо воздействи­ями разума на ощущения ▫ «Идеи» извне — ощущения «Идеи» изнутри - мысли          
    Бог «вкладыва­ет» в сознание субъектов со­держание ощу­щений, возни­кающих у. них при созерцании мира и отдель­ных вещей
Вещи всегда существуют как сумма «идей» в уме Бога   Объективный идеализм

 

Философия Д. Юма

ДЭВИД ЮМ (1711—1776) — английский философ, историк, экономист и публицист. Сформулировал основные принципы но­воевропейского агностицизма; предшественник позитивизма. Основное сочинение: «Трактат о человеческой природе» (1739)
 
Общая характеристика философии Д. Юма
▫ В центре теории познания Д. Юма — проблема соотношения элементов чувственного опыта (восприятий - perceptions). Первичными восприятиями он считал впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными — впечат­ления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). На основе внешнего и внутреннего опыта возникают простые идеи, т. е. образы памяти и вообра­жения, основанные на прошлом опыте. Проблемой зависимости простых идей от внешних впечатлений Д. Юм заменил проблему отношения бытия и духа, которую считал теоретически неразрешимой. ▫ Действительность - это поток «впечатлений». Причины, порождающие в нас эти «впечатления», принципиально непознаваемы. Мы не можем также знать, существует ли внешний мир. Человек не в силах выйти за пределы своих ощущений и понять что-либо вне себя. Нам доступны лишь ощущения, упорядочивать и систематизировать которые призвана наука. Что стоит за нашими ощущениями, по мнению Д. Юма, - неизвестно. ▫ Предметы, по мнению Д. Юма, есть совокупность восприятий ума (у Дж. Беркли — «совокупность ощущений»). Ум людей активен и имеет способ­ность «рассматривать» явления мира через призму причинно-следственных связей. Однако, хотя наш ум формирует причинно-следственные связи, в реальности их нет и они нам неизвестны. Все вышеизложенное и составляет суть агностицизма Д. Юма. ▫ В онтологии (учении о бытии) он отрицает существование категории суб­станции и сводит идею субстанции к идее совокупности отдельных качеств. В космологии Д. Юм критикует все космологические теории. Психическую жизнь Д. Юм сводит к непрерывной смене представлений, или перцепций. В этике, или учении о морали, он развивает теорию утилитаризма, усматри­вая в полезности критерий нравственных поступков. Д. Юм отвергает всякое богословие, а также философское учение о Боге. В социологии он противник буржуазных договорных концепций происхожде­ния государства и считает, что общество возникло от разрастания семей, а политическая власть — позднее, из института военных вождей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.