Учение
о субстанции
(монаде)
Монады —
единицы бытия
Понятию монады соответствует:
▫ в математике — нумеричная единица и дифференциал
▫ в физике — сила с ее механическим законом действия
▫ в химии — атом
▫ в биологии — органические формы
▫ в психологии -перцепции (восприятия - единицы сознания)
▫ в логике — субъекты суждения
▫ в праве — юридическое лицо, индивидит.п.
1.Диалектические идеи
▫ признание самодеятельности субстанции
▫ понимание связи единичного с бесконечным
▫ признание всеобщей связи сущего понимание органического родства всех живых существ и связи их с неорганической природой
▫ учение о монадах, их представлениях о восприятиях
▫ разум (монада) заключает в себе все идеи абсолютно достоверных наук (философии, математики)
▫ эмпирическое познание не является истинным родом познания
Бог
▫ предопределил все закономерности мира
▫ изначально установил всеобщее соответствие душ и тел, свободы и необходимости О допустил зло, чтобы выразить добро, и т.п.
2. Метафизические идеи
▫ преформистское учение о постепенном развитии живой природы
▫ отрицание скачков в развитии природы
▫ абсолютизация принципа непрерывности
▫ В целом концепция развития метафизическая
ЛОГИКА
Разработка ряда идей и ряда методов, относящихся к принципам построения и обоснования логики, классов логики, высказываний логики отношений и др., вошедших в XIX веке в состав математической логики
Философия
Философия Дж. Беркли
ДЖОРДЖ БЕРКЛИ (1685-1753) - английский философ Нового времени. Представитель субъективного идеализма.
Основные труды: «Трактат о началах человеческого знания» (1710), диалог «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (1713)
Общая характеристика учения Дж. Беркли
▫ Цель философии Дж. Беркли — защита религии философскими аргументами и опровержение материализма. Для этого учение эмпиризма и сенсуализма он трактует в идеалистическом духе.
▫ Первый шаг в опровержении материализма Дж. Беркли делает на основе критики учения о материи. Он утверждает, что в опыте человек имеет дело лишь с единичными вещами, что же касается общих (всеобщих) понятий, то они суть лишь имена. Общие (всеобщие) понятия невозможны, следовательно, невозможно и предельно общее (всеобщее) понятие материи. Это понятие (как и понятие субстанции) - «фикции ума». Отсюда и вывод: философия и наука невозможны, так как основываются на ложных понятиях, какими являются понятия «материя», «субстанция» и т. п.
▫ Второй шаг в опровержении материализма Дж. Беркли делает на основе утверждения о том, что вещи, единичные предметы, в реальности которых никто не сомневается, суть не что иное, как модификации человеческого сознания, комбинации ощущений. То, что мы называем вещью, есть не что иное, как совокупность восприятий ума. Быть — значит быть воспринимаемым (esse-percipi). Так Дж. "Беркли приходит к крайнему выводу субъективного идеализма, отождествляющему предмет с ощущением: «В действительности предмет и ощущение суть одно и то же и потому не могут быть отвлечены друг от друга».
▫ Реально существует сознание, в котором Дж. Беркли различает «идеи» и «души». Идеи - это качества, данные в субъективном восприятии человека. Души — воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты духовной деятельности. Идеи - пассивны, души - активны. Этим различием он пытается доказать, что из его учения не следует, будто вещи впервые возникают лишь благодаря восприятию и будто они исчезают, когда прекращается восприятие.
▫ Начав с субъективного идеализма и пытаясь избежать солипсизма, Дж. Беркли ограничивает свое идеалистически-сенсуалистическое учение и приходит к признанию сверхприродной духовной силы — Бога, делая шаг к объективному идеализму.