Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Объективный идеализм Г. Лейбница



ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ Г. ЛЕЙБНИЦА

Онтология   Методология   Теория познания (рационали­стическая)   Религиозно-этическое учение
             
Учение о субстанции (монаде) Монады — единицы бытия   Понятию мона­ды соответствует:   ▫ в математике — нумеричная еди­ница и диффе­ренциал ▫ в физике — сила с ее меха­ническим зако­ном действия ▫ в химии — атом ▫ в биологии — органические формы ▫ в психологии -перцепции (вос­приятия - еди­ницы сознания) ▫ в логике — субъекты сужде­ния ▫ в праве — юри­дическое лицо, индивидит.п.   1.Диалектические идеи ▫ признание само­деятельности суб­станции ▫ понимание связи единичного с беско­нечным ▫ признание всеоб­щей связи сущего понимание орга­нического родства всех живых существ и связи их с неорга­нической природой     ▫ учение о монадах, их представ­лениях о воспри­ятиях ▫ разум (мона­да) заключает в себе все идеи аб­солютно досто­верных наук (фи­лософии, мате­матики) ▫ эмпирическое познание не яв­ляется истинным родом познания   Бог   ▫ предопределил все закономерно­сти мира ▫ изначально ус­тановил всеобщее соответствие душ и тел, свободы и необходимости О допустил зло, чтобы выразить добро, и т.п.
       
  2. Метафизи­ческие идеи ▫ преформистское учение о постепен­ном развитии живой природы ▫ отрицание скач­ков в развитии при­роды ▫ абсолютизация принципа непрерыв­ности ▫ В целом концепция развития метафизи­ческая   ЛОГИКА
Разработка ряда идей и ряда методов, относящихся к принципам построения и обоснования логики, классов логи­ки, высказываний логики отношений и др., вошедших в XIX веке в состав математической логики Философия  
 

 

Философия Дж. Беркли

ДЖОРДЖ БЕРКЛИ (1685-1753) - английский философ Нового времени. Представитель субъективного идеализма. Основные труды: «Трактат о началах человеческого знания» (1710), диалог «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (1713)
 
Общая характеристика учения Дж. Беркли
▫ Цель философии Дж. Беркли — защита религии философскими аргумента­ми и опровержение материализма. Для этого учение эмпиризма и сенсуализ­ма он трактует в идеалистическом духе. ▫ Первый шаг в опровержении материализма Дж. Беркли делает на основе критики учения о материи. Он утверждает, что в опыте человек имеет дело лишь с единичными вещами, что же касается общих (всеобщих) понятий, то они суть лишь имена. Общие (всеобщие) понятия невозможны, следова­тельно, невозможно и предельно общее (всеобщее) понятие материи. Это понятие (как и понятие субстанции) - «фикции ума». Отсюда и вывод: философия и наука невозможны, так как основываются на ложных поняти­ях, какими являются понятия «материя», «субстанция» и т. п. ▫ Второй шаг в опровержении материализма Дж. Беркли делает на основе утверждения о том, что вещи, единичные предметы, в реальности которых никто не сомневается, суть не что иное, как модификации человеческого сознания, комбинации ощущений. То, что мы называем вещью, есть не что иное, как совокупность восприятий ума. Быть — значит быть воспринимае­мым (esse-percipi). Так Дж. "Беркли приходит к крайнему выводу субъектив­ного идеализма, отождествляющему предмет с ощущением: «В действитель­ности предмет и ощущение суть одно и то же и потому не могут быть отвлечены друг от друга». ▫ Реально существует сознание, в котором Дж. Беркли различает «идеи» и «души». Идеи - это качества, данные в субъективном восприятии человека. Души — воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты духовной деятельности. Идеи - пассивны, души - активны. Этим различием он пыта­ется доказать, что из его учения не следует, будто вещи впервые возникают лишь благодаря восприятию и будто они исчезают, когда прекращается вос­приятие. ▫ Начав с субъективного идеализма и пытаясь избежать солипсизма, Дж. Беркли ограничивает свое идеалистически-сенсуалистическое учение и приходит к признанию сверхприродной духовной силы — Бога, делая шаг к объективному идеализму.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.