Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Период эллинистической и римской философии



Эллинистическая и римская философия (III в. до н. э. — VI в. н. э.)
Платонова Академия Спевсипп (409-339 до н.э.) Ксенократ (395—314 до н. э.) Аркесилай (315-240 до н. э.) Карнеад (214-129 до н. э.)   Перипатетическая школа Аристотель (384—322 до н. э.) Теофраст (370-285 до н. э.) Евдем Родосский Андроник Родосский Александр Афродизийский
     
Эпикурейская школа Эпикур (341-270 до н. э.) Тит Лукрецкий Кар (95-55 до н. э.)   Стоическая школа Зенон из Китии (336-264 до н. э.) Луций Анней Сенека (ок. IV до н. э. — 65 н. э.) Марк Аврелий (121-180)
     
Скептицизм Пиррон из Элиды(360-270 до н. э.) Секст Эмпирик (II-III в. н. э.)   Эклектизм Панэций (185-110 до н. э.) Антиох из Аскалона (умер в 68 г. до н. э.) Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) Марк Теренций Варрон (116-27 до н.э.)
       
   
 


Мистицизм

 

 

 

Неопифагореизм Аполлоний Тианский (вторая половина I в- н. э.) Модерат из Гадеса (I в. н. э.)   Философия Филона Александрийского Филон Александ­рийский (20—54)   Неоплатонизм Аммоний Саккос (175—242 ) Плотин (205-270) Прокл (410-485)  

 

Эпикурейская школа

ЭПИКУРЕЙСКАЯ ШКОЛА - материалистическая философская школа Древней Греции, основана Эпикуром. Прошла три этапа развития: 1) школа Эпикура в эллинистическую эпоху (IV—III вв. до н.э.); 2) греко-римский эпикуреизм (II—I вв. до н.э.); 3) эпикуреизм периода Римской империи (I—VI вв. до н.э.).
Общая характеристика философии Эпикура (341—270 до н.э.)
▫ Эпикур делит философию на три части: учение о природе (физика), уче­ние о познании (логика, или каноника), учение о достижении человеком счастья (этика). Им написано около 300 сочинений. ▫ Важнейший элемент материалистического учения Эпикура - принцип со­хранения материи: ничто не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего, помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения. Вселенная бесконечна и существует вечно. ▫ Основные элементы мироздания: атомы и пустота. Они вечны и бесконеч­ны. Атомы неделимы, неизменны, неуничтожимы; их свойства: форма, ве­личина, вес. Атомы находятся в постоянном движении. Все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты. Материальный мир — единственная и первичная реальность. ▫ Исходный пункт познания — объективная реальность', истина — в совпаде­нии мысли с этой реальностью, данной через посредство наших чувств. По­знание — сложный процесс, предполагающий память, внимание, сравнение и образование общих понятий. В своей канонике Эпикур исходит из познава­емости мира и, признавая единичные ощущения единственным источником познания (сенсуализм), нисколько не умаляет значения общих понятий для познания. ▫ Этика Эпикура построена на натуралистической и индивидуалистической основе. Человек — чувственное существо, и чувства являются критериями морали. Высшее благо — блаженство, наслаждение, которое понимается как отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия). Нормой жизни должны стать разумное ограничение (жела­ний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость. ▫ Учение об обществе. Общество — совокупность индивидов; каждый инди­вид должен совершать поступки, не идущие вразрез с общественными инте­ресами, ибо добродетели находятся в неразрывной связи с приятной жизнью.

 

Стоицизм

СТОИЦИЗМ — школа древнегреческой философии, получившая на­звание от портика в Афинах, где она была основана Зеноном из Китио-на около 300 г. до н.э. Прошла три этапа развития: 1) Древняя Стоя (III—II вв. до н.э.; Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики); 2) Средняя Стоя (II—I вв. до н. э.; Ланэций, Лосидоний); 3) Поздняя Стоя (римский стоицизм — Сенека, Мусоний Руф, Эпиктет, Гиерокл-стоик, Марк Аврелий)
  Общая характеристика философии стоиков
▫ Стоики делили философию на три части: логику, физику и этику. Филосо­фия — «упражнение в мудрости»; мудрость— «знание божественных и челове­ческих дел». ▫ В основе множества тел лежит единая субстанция, материя (сущность). В мире, едином самом по себе, есть два начала всего: активное и пассивное. Пассивным является бескачественная сущность — материя, а активным — находящийся в ней Логос, или Бог. Саморазвитие мира происходит цикличес­ки; каждый цикл кончается превращением всего в огонь «воспламенением»; в начале каждого нового цикла «творческий огонь», он же Бог-Логос, порож­дает из себя четыре первоосновы: огонь, воду, воздух и землю, а из них все тела в мире. ▫ Душа человека, часть мировой разумной души, дыхания, телесна и прони­цает все тело, а со смертью отделяется от тела, переставая быть носителем личностных свойств. ▫ Логическую часть философии стоики делили на риторику и диалектику. Материал диалектики — понятия, а цель — познание методов доказательств. ▫ Этический идеал стоиков — мудрец, достигший добродетели и бесстрастия (апатия), «довлеющий себе» (автаркия), т. е. не зависящий от внешних обстоя­тельств. Конечная цель человека - счастье - определяется как жизнь согласно Природе, Логосу. Только такая жизнь добродетельна. ▫ Общество возникло по природе, а не на основании договора (как у Эпику­ра). «Две вещи дала человеку природа... Это разум и общество». ▫ Из тезисов о существовании единого космоса выводилось утверждение Стои о равенстве всех людей по природе независимо от национальности, пола, социального положения.

 

Скептицизм

СКЕПТИЦИЗМ — направление в древнегреческой философии, осно­ванное Пирроном из Элиды в конце IV в. до н.э. В развитии скептицизма различают три периода: 1) ранний скептицизм (Пиррон, ок. 360—270 до н.э.); 2) скептицизм, развивающийся в платоновской Академии при Аркесилае и Карнеаде; 3) поздний скептицизм (Энесидем из Кноса, Агриппа, Секст Эмпирик)
Общая характеристика философии Пиррона
▫ Философ, утверждал Пиррон, — тот, кто стремится к счастью. Счастье состоит в невозможности и отсутствии страданий. ▫ Кто желает достигнуть счастья, должен ответить на три вопроса: 1) Из чего состоят вещи? 2) Как мы должны относиться к этим вещам? 3) Какую выгоду получим мы от этого нашего к ним отношения? На первый вопрос мы, по Пиррону, не можем дать никакого ответа: всякая вещь «есть это не в большей степени, чем то». Ни о чем нельзя сказать, что оно поистине существует, и никакой способ не может быть признан истинным или ложным. Всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему суж­дение. ▫ Отсюда ответ на второй вопрос: единственное достойное философа отно­шение к вещам может состоять только в воздержании от суждений. Это воз­держание не значит, что не существует ничего достоверного: безусловно, достоверным являются, по Пиррону, наши чувственные восприятия (субъек­тивно-идеалистическая тенденция скептицизма). ▫ Этими положениями определяется ответ Пиррона на третий вопрос: выго­дой, проистекающей из воздержания от всяких суждений об истинной сущ­ности, будет невозмутимость или безмятежность, в которой скептицизм видит высшую степень возможного блаженства. ▫ Воздержание от суждений не означает полной практической бездеятельно­сти: кто живет, тот должен действовать. Но философ-скептик не приписыва­ет своему образу мыслей и своим действиям значения безусловной истины. Он сомневается в существовании внешнего мира и в возможности его позна­ния. Для него сомнение — всеобщий принцип и метод познания.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.