Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Философия Гераклита Эфесского



 

Вторым после Милета очагом древнегреческой философии в Малой Азии был город Эфес, родина философа Гераклита (ок. 530—470 до н.э.). Гераклит -один из основоположников диалектики, учение которого является наиболее ярким выражением стихийной диалектичности древнегреческой философии.  
  Основные положения учения Гераклита
▫ В основе всего существующего лежит огонь. Это первоначало, находящееся в вечном движении и изменении. Переходящее из одного состояния в другое, благодаря борьбе образующих его противоположностей, служит основой все­го развития мира. ▫ Природа находится в процессе непрерывного изменения, а из всех природ­ных веществ наиболее способен к изменению огонь. Поэтому «этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой Бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загора­ющимся и мерами потухающим» (фрагмент Гераклита). ▫ Вторым определяющим элементом мировоззрения Гераклита является ут­верждение о всеобщей текучести вещей, изменяемости. «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды». «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые» (фрагмент Гераклита). ▫ Все происходит по необходимости и из «противоположного обмена». Необ­ходимость — это всеобщий закон «логос», созидающий сущее из «противо­положного движения», т.е. здесь Гераклит говорит о внутренне противоречи­вом потоке, тем самым подходя к диалектическому пониманию развития. ▫ Учение о потоке тесно связано с учением о переходе одной противополож­ности в другую, т.е. Гераклит вплотную подходит к постановке проблемы единства противоположностей. Обмениваясь друг на друга, противополож­ности становятся друг другу тождественными. Противоречие (борьба) являет­ся движущей силой всякого изменения и развития. ▫ Теория познания основывается на понимании взаимосвязи чувственного и рационального познания, а задача познания — проникновение в сущность Природы в ее вечном изменении. Основа общности и истинности человечес­кого познания — «логос», т. е. единство, всеобщность и непреложность миро­вого порядка.  

 

Философия пифагорейцев

  ПИФАГОРЕЙЦЫ - последователи Пифагора (2-я половина VI - начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика, основавшего в греческом.городе Кротоне религиозный союз  
Характерные черты пифагорейской школы
▫ Возникла она как некое братство или религиозный орден, подчиненный строгим правилам общежития и поведения. ▫ Учение воспринималось как тайна, знать которую позволялось лишь адеп­там и разглашение которой строжайше запрещалось. ▫ Пифагорейский союз представлял собой реакционную партийную органи­зацию аристократии.  
Основные положения философии пифагорейцев
▫ Истинное мировоззрение, по Пифагору, покоится на трех основах: морали, религии и знании. Мораль Пифагора — это мораль аристократа. Задачи науки подчинены интересам религии. ▫ Первопричина всего сущего — число. Все в природе измеряется, подчиняет­ся числу, в числе - сущность всех вещей; познать мир, его строение, его закономерность — это значит познать управляющие им числа. ▫ Мистика чисел составляет ядро пифагорейского идеализма. ▫ Учение о противоположностях оформляется в систему метафизически по­нятых противоположностей (предел и беспредельное, нечет и чет, единое и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, хорошее и дурное, четырехугольное и разно­стороннее). Основное философское значение имеет противоположность пре­дельного и беспредельного, определяющая все другие противоположности. ▫ Пифагорейцы в основном стояли на позиции метафизического миропони­мания, что целиком связано с их пониманием числа. ▫ Пифагорейцы преуспели в изучении музыки, геометрии и небесной механики.  

 

 

Философия элеатов

ЭЛЕАТЫ — представители элейской философской школы, существовавшей в VI—V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Представители: Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс
Основные положения философии элеатов
▫ Все философские мировоззрения, с точки зрения Парменида, покоятся на одной из трех основных предпосылок: 1) только бытие есть, небытия нет, 2) не только бытие, но и небытие существует и 3) бытие и небытие тождественны'. Эти предпосылки являются основой трех философских школ: первая — исходный пункт элейской школы, вторая лежит в основе учения пифагорейской школы, а в третьей заключается учение Гераклита Эфесского. ▫ Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию ве­щей философские поняти предельной общности (бытие, небытие, движение). ▫ Единое бытие понимается элеатами как непрерывное, нераздельное, оди­наково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности, исключающее количественную множественность вещей и их движение (апо­рии Зенона о невозможности движения). Множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и поэтому они не суть бытие. ▫ В познании элеаты разграничивают истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Последние знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Только разум может постичь истину о мире, исходя из тождества мышления и бытия. ▫ В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие одно, неделимо; 3) бытие познавае­мо, а небытие (видимость) непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует. ▫ Окружающий мир элеаты рассматривали как нечто изменчивое и подвиж­ное, представляя его в рамках чувственного познания.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.