Федеративные государства формировались двумя путями.
1. В большинстве случаев они создавались «сверху» путем децентрализации, «разукрупнения» унитарных государств, передачи части полномочий из центра на места (ФРГ, Россия, Югославия, Бразилия, Аргентина).
2. Вторым путем создания федераций был переход «снизу» – от конфедерации к федеративному государству через добровольное объединение суверенных частей (США, Австралийский Союз, Швейцария).
Федерации строятся по территориальному (США), национальному (Индия) или смешанному (Россия) признакам, которые и определяют характер, содержание и структуру государственного устройства. Соотношение централизованного управления в рамках государства с самоуправлением субъектов федерации приобретает конкретные вариации для каждой страны.
1. Административно-территориальные федерации (Бразилия. Мексика, США). Их характерные черты:
– субъекты федерации не являются самостоятельными государствами;
– нет прямого представительства субъектов федерации в международных организациях;
– запрещается выход из состава федерации;
– вооруженными силами руководит федеральное правительство.
2. Национально-территориальные федерации (Россия) Такие федерации характеризуются следующими чертами:
– добровольное объединение субъектов в федерацию;
– субъекты федерации являются национальными государствами или государствоподобными образованиями;
– федерация обеспечивает суверенитет входящих в нее наций;
– высшие органы власти федерации формируются из представителей ее субъектов;
– конституционно закрепляется право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования собственного государства.
По своей структуре современные федерации подразделяются на:
– симметричные (Австрия, ФРГ), все субъекты которых обладают равным статусом;
– асимметричные (Россия, США), в которых существуют административные образования, не являющиеся субъектами федерации, или сами субъекты обладают разным статусом.
Особенности американского федерализма
Федерализм как способ организации государственной власти и модель общественного устройства начал формироваться в конце XVIII в., в ходе первого периода модернизации западных стран. Исторически первой современной федерацией были США в которых новая государственность после обретения независимости и войны 1776-1783 гг. оказалась построена на федеративных началах. Этому процессу способствовал сам ход американской истории.
Американский федерализм самым тесным образом связан со спецификой политической системы США, которая состоит из следующих подсистем:
1) институциональной (различные партии, общественные организации, собственно государство);
3) регулятивной (совокупность различных социальных норм, традиций, принципов, политических теорий, обычаев, направленных на регламентацию внутренней жизни и деятельности политической системы);
4) коммуникативной (совокупность различных социальных связей и отношений, существующих между различными континентами политической системы общества).
Существование двухуровневой правовой системы юридически закреплено в Конституции США. Соотношение правомочий федерации и штатов четко регламентировано и определено в исключительном порядке. Все то, что не закреплено в федеральной конституции, относится к компетенции штатов.
Особенности индийского федерализма
Национально-государственное устройство Индии определяется прежде всего:
1) сложностью социальной и национальной структур,
2) сочетанием традиций британской системы управления с национальной – индийской.
По Конституции 1956 г. Индия изменила принцип формирования федерации от территориального к национальному. Вместо 28 старых многоязычных штатов было создано 25 новых, основанных на моно- и билингвистическом[1] принципах. Формирование федерации в Индии шло по пути превращения унитарного государства в федеральное путем преобразования провинций в автономные единицы.
По Конституции государство Индия представляет собой союз штатов со значительными унитарными чертами. В отличие, например, от американской федерации, где штаты равны, здесь отсутствует принцип равноправия штатов – число представителей от них в верхней палате парламента (Совете штатов) варьирует от 1 до 34.
Штаты не могут воспользоваться правом отделения (правом сецессии). Вместе с тем союзный парламент может провести реорганизацию штатов и даже изменить их границы без согласия последних. Для этого достаточно принять закон простым большинством. Со штатами не консультируются по вопросам изменения конституции, кроме нескольких вопросов, затрагивающих федеральную структуру в целом. Причем изменения могут быть сделаны путем внесения законопроекта в союзный парламент и принятия его большинством.
Хотя полномочия между союзом и штатами распределены, Конституция предусматривает осуществление контроля со стороны центра над управлением и законодательной деятельностью в штатах. Исполнительная власть союза имеет право, например, издавать распоряжения для правительств штатов, а также смешать их. Союз располагает принудительной властью по отношению к членам федерации. В чрезвычайных условиях право союза распространяется на все вопросы, входящие в компетенцию штатов.
В связи с этим можно утверждать, что в Индии существует кооперативный федерализм с сильным центром, при котором на первом месте находится координация действий, а не самостоятельность штатов.
В основе автономии штатов лежит исключительное право поддержания самоуправления, общественного порядка, организация органов власти и управления на национальной основе, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, сбор налогов и т.д. Управление штатами построено по тому же принципу, что и союзное. В его основе лежит парламентская система, при которой полнотой исполнительной власти обладает конституционный глава штата, действующий в соответствии с мнением Совета министров. Исполнительную власть осуществляет губернатор, подобно тому как президент – союзную исполнительную власть. Правда, в отличие от выборной власти главы союза губернатор назначается президентом. Реальная власть принадлежит Совету министров штата, возглавляемому главным министром. Он назначается губернатором лично, тогда как другие министры – по совету главного министра. Совет министров несет ответственность перед законодательным собранием штата, а каждый министр – личную ответственность перед губернатором.