Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности индийского федерализма

Федеративные государства формировались двумя путями.

1. В большинстве случаев они создавались «сверху» путем децентрализации, «разукрупнения» унитарных государств, передачи части полномочий из центра на места (ФРГ, Россия, Югославия, Бразилия, Аргентина).

2. Вторым путем создания федераций был переход «снизу» – от конфедерации к федеративному государству через добровольное объединение суверенных частей (США, Австралийский Союз, Швейцария).

 

Федерации строятся по территориальному (США), национальному (Индия) или смешанному (Россия) признакам, которые и определяют характер, содержание и структуру государственного устройства. Соотношение централизованного управления в рамках государства с самоуправлением субъектов федерации приобретает конкретные вариации для каждой страны.

 

1. Административно-территориальные федерации (Бразилия. Мексика, США). Их характерные черты:

– субъекты федерации не являются самостоятельными государствами;

– нет прямого представительства субъектов федерации в международных организациях;

– запрещается выход из состава федерации;

– вооруженными силами руководит федеральное правительство.

2. Национально-территориальные федерации (Россия) Такие федерации характеризуются следующими чертами:

– добровольное объединение субъектов в федерацию;

– субъекты федерации являются национальными государствами или государствоподобными образованиями;

– федерация обеспечивает суверенитет входящих в нее наций;

– высшие органы власти федерации формируются из представителей ее субъектов;

– конституционно закрепляется право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования собственного государства.

По своей структуре современные федерации подразделяются на:

– симметричные (Австрия, ФРГ), все субъекты которых обладают равным статусом;

– асимметричные (Россия, США), в которых существуют административные образования, не являющиеся субъектами федерации, или сами субъекты обладают разным статусом.

 

Особенности американского федерализма

 

Федерализм как способ организации государственной власти и модель общественного устройства начал формироваться в конце XVIII в., в ходе первого периода модернизации западных стран. Исторически первой современной федерацией были США в которых новая государственность после обретения независимости и войны 1776-1783 гг. оказалась построена на федеративных началах. Этому процессу способствовал сам ход американской истории.

Американский федерализм самым тесным образом связан со спецификой политической системы США, которая состоит из следующих подсистем:

1) институциональной (различные партии, общественные организации, собственно государство);

2) функциональной (совокупность функций, выполняемых отдельными политико-правовыми институтами и социальными группами);

3) регулятивной (совокупность различных социальных норм, традиций, принципов, политических теорий, обычаев, направленных на регламентацию внутренней жизни и деятельности политической системы);

4) коммуникативной (совокупность различных социальных связей и отношений, существующих между различными континентами политической системы общества).

Существование двухуровневой правовой системы юридически закреплено в Конституции США. Соотношение правомочий федерации и штатов четко регламентировано и определено в исключительном порядке. Все то, что не закреплено в федеральной конституции, относится к компетенции штатов.

 

 

Особенности индийского федерализма

 

Национально-государственное устройство Индии определяется прежде всего:

1) сложностью социальной и национальной структур,

2) сочетанием традиций британской системы управления с национальной – индийской.

По Конституции 1956 г. Индия изменила принцип формирования федерации от территориального к национальному. Вместо 28 старых многоязычных штатов было создано 25 новых, основанных на моно- и билингвистическом[1] принципах. Формирование федерации в Индии шло по пути превращения унитарного государства в федеральное путем преобразования провинций в автономные единицы.

По Конституции государство Индия представляет собой союз штатов со значительными унитарными чертами. В отличие, например, от американской федерации, где штаты равны, здесь отсутствует принцип равноправия штатов – число представителей от них в верхней палате парламента (Совете штатов) варьирует от 1 до 34.

Штаты не могут воспользоваться правом отделения (правом сецессии). Вместе с тем союзный парламент может провести реорганизацию штатов и даже изменить их границы без согласия последних. Для этого достаточно принять закон простым большинством. Со штатами не консультируются по вопросам изменения конституции, кроме нескольких вопросов, затрагивающих федеральную структуру в целом. Причем изменения могут быть сделаны путем внесения законопроекта в союзный парламент и принятия его большинством.

Хотя полномочия между союзом и штатами распределены, Конституция предусматривает осуществление контроля со стороны центра над управлением и законодательной деятельностью в штатах. Исполнительная власть союза имеет право, например, издавать распоряжения для правительств штатов, а также смешать их. Союз располагает принудительной властью по отношению к членам федерации. В чрезвычайных условиях право союза распространяется на все вопросы, входящие в компетенцию штатов.

В связи с этим можно утверждать, что в Индии существует кооперативный федерализм с сильным центром, при котором на первом месте находится координация действий, а не самостоятельность штатов.

В основе автономии штатов лежит исключительное право поддержания самоуправления, общественного порядка, организация органов власти и управления на национальной основе, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, сбор налогов и т.д. Управление штатами построено по тому же принципу, что и союзное. В его основе лежит парламентская система, при которой полнотой исполнительной власти обладает конституционный глава штата, действующий в соответствии с мнением Совета министров. Исполнительную власть осуществляет губернатор, подобно тому как президент – союзную исполнительную власть. Правда, в отличие от выборной власти главы союза губернатор назначается президентом. Реальная власть принадлежит Совету министров штата, возглавляемому главным министром. Он назначается губернатором лично, тогда как другие министры – по совету главного министра. Совет министров несет ответственность перед законодательным собранием штата, а каждый министр – личную ответственность перед губернатором.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.