Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Семинарское занятие (4 часа). 1. Понятие и принципы региональной национальной политики в Российской Федерации.



1. Понятие и принципы региональной национальной политики в Российской Федерации.

2. Правовые основы и механизм реализации государственной национальной политики в республиках Российской Федерации.

3. Нормативное содержание и формы осуществления национальной политики в краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах РФ.

4. Этнополитические аспекты современного российского федерализма (на примере Северо-Кавказского региона).

Самостоятельная работа (10 часов)

1. Согласно Конституции Удмуртской Республики от 7 декабря 1994 г. № 663-ХII в ред. от 4 мая 2010 г. № 20-РЗ «Удмуртская Республика–Удмуртия - государство в составе Российской Федерации, исторически утвердившееся на основе осуществления удмуртской нацией и народом Удмуртии своего неотъемлемого права на самоопределение и самостоятельно осуществляющее государственную власть на своей территории в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Удмуртской Республики».

Проанализируйте данное положение. Соответствует ли оно Конституции РФ 1993 г.? Какие принципы конституционного строя нашли свое отражение в этом положении региональной конституции?

См.: Конституция Удмуртской Республики от 7 декабря 1994 г. № 663-ХII в ред. от 4 мая 2010 г. № 20-РЗ //Известия Удмуртской республики. 21.12.1994; № 71. 16.05.1995; № 2–3. 10.01.1998; № 46. 22.04.2000; № 145. 08.12.2000; № 29. 27.02.2002; № 31. 01.03.2002; № 127. 17.09.2002; № 162. 22.10.2003; № 165. 28.10.2003; № 13. 31.01.2006; №179. 05.12.2007; № 114. 20.10.2009

 

 

2. В 2004 г. Государственный Совет Республики Татарстан и Верховный Суд Республики Татарстан направили в Конституционный Суд Российской Федерации запрос по поводу принадлежности полномочий по установлению графической основы алфавита государственного языка республики.

Заявители утверждали, что установление графической основы алфавита как органической составной части государственного языка республики, по смыслу статей 68 (часть 2), 71, 72, 73 и 76 (части 4 и 6) Конституции Российской Федерации, не относится ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов и, следовательно, в этом вопросе республики обладают всей полнотой государственной власти; выбор графической основы алфавита государственного языка является правомочием, производным от конституционного права республики устанавливать свои государственные языки, и, соответственно, составляет исключительную компетенцию самих республик. По мнению заявителей, федеральный законодатель, предусмотрев в пункте 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", что графические основы алфавитов государственных языков республик устанавливаются федеральными законами, в нарушение статей 68 (части 2 и 3), 73 и 76 (части 4 и 6) Конституции Российской Федерации неправомерно вторгся в компетенцию этих субъектов Российской Федерации, которые вправе осуществлять в данной сфере собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Имеет ли место вторжение в компетенцию субъектов Российской Федерации? Какое решение принял Конституционный Суд РФ?

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2004 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании" и пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина С.И. Хапугина и запросами Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан" //СЗ РФ. 2004. № 47. Ст. 4691.

 

3. Разработайте концепцию закона субъекта Федерации «О межнациональных отношениях», составьте пояснительную записку к ней.

 

Какие общественные отношения должны быть предметом регулирования этого закона? Каким субъектам права он должен быть адресован? Должны ли участвовать органы государственной власти и должностные лица субъекта Федерации в его реализации?

Тематика докладов, рефератов:

1. Развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации.

2. Национальная политика в Республиках в составе Российской Федерации.

3. Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте понятие «региональная национальная политика в Российской Федерации».

2. Какие составные части включает в себя механизм реализации государственной национальной политики в республиках Российской Федерации?

3. Назовите формы осуществления национальной политики в краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах РФ.

4. Какие процессы в сфере федеративных отношений происходят на Северном Кавказе?

Рекомендуемая литература:

Конституция Российской Федерации: К 15-летию принятия Основного закона: Текст. Комментарии. М., 2009.

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. // Российская газета. 2010. 1 декабря.

Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2756.

Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 3010.

Постановление Правительства РФ от 14 января 2008 г. №10 «О федеральной целевой программе «Юг России (2008-2013 годы)» в ред. от 26 июля 2010 г №561 // СЗ РФ. 2008. №4. Ст. 264; №23. Ст. 2713; 2009. №7. Ст. 833; 2010. №32 Ст 4322.

Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Изд-во «Славянский диалог», 2000. 656 с.

Заметина Т.В. Конституционные вопросы реализации национальной политики в субъектах Российской Федерации: монография / под ред. В.Т. Кабышева. Энгельс: РИЦ Поволжского кооперативного института, 2008. 168 с.

Зорин В. Ю., Хабриева Т.Я. Государственная национальная политика Российской Федерации: проблемы реализации и совершенствования //Журнал российского права. 2003. №8.

Кабышев В.Т., Заметина Т.В., Пихов А.Х. Конституционно-правовые вопросы модернизации федеративных отношений на Северном Кавказе // Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей. Саратов, 2010. Вып. 11.

Кабышев В.Т. Федерализм и конституционная система власти в России // «Пять лет Конституции Российской Федерации: по пути к федерализму и местному самоуправлению»: материалы «круглого стола». М., 1999.

Кабышев В.Т., Заметина Т.В., Пихов А.Х. Конституционно-правовые вопросы модернизации федеративных отношений на Северном Кавказе //Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей. [редкол.: В.Т. Кабышев (отв. ред.) и др.]. Саратов: Из-во ГОУ ВПО СГАП. 2010. Вып. 11.

Кабышев В.Т., Заметина Т.В., Пихов А.Х. Проблемы модернизации в Северо-Кавказском Федеральном округе (конституционный аспект //Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей [редкол.: В.Т. Кабышев (отв. ред.) и др.]. Саратов: Из-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2011. Вып. 12.

Комкова Г.Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека в России. Саратова: Изд-во Саратовского гос. ун-та, 2002. 151 с.

Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. М.: «Формула права», 2004. 592 с.

Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 2000, 368 с.

Орехович А.В. К вопросу о понятии «регион» в конституционном праве //Конституционное и муниципальное право. 2008. №3.

Стешенко Л.А. Многонациональная Россия: государственно-правовое развитие Х-ХХ1 вв. М.: Норма, 2002, 384 с.

Федерализм. Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. 288 с.

Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). М.: Юрист, 2001. 376 с.

Швецов А. Региональная политика в Российской унитарной федерации //Федерализм. 2008. №2.

Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005.

Эбзеев Б.С. , Краснорядцев С.Л., Левакин И.В., Радченко В.И. Государственное единство и целостность Российской Федерации (конституционно-правовые проблемы). М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2005. 375 с.

Тема 7.Конституционно-правовой статус национальных меньшинств в Российской Федерации

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.