Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
_______________
«_____» ________________ 20__ г.
Учебно-методический комплекс дисциплины
« Философия права»
цикл ФГОС ВПО М.1. общенаучный
входит в число базовых дисциплин
к образовательной программе
по направлению подготовки магистр
Направление подготовки
Код направления подготовки
Юриспруденция
М1 . Б. 01
г. Омск – 2011 г.
Приложение 10 (продолжение)
Программа дисциплины «Философия права»
Разработана:
Проф. каф. теории и истории
гос. и права, д.ю.н. профессором, _______________ В. В. Кожевниковым.
( подпись)
Программа рассмотрена на заседании кафедры теории и истории государства и права
________________________ (протокол № ______ от «_____» _____________ 20___ г.)
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетами/институтами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим направлениям подготовки:
Декан юридического факультета ______________________ М.С. Фокин
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины « Философия права» являются;
- всесторонне развитие личности обучающегося;
- приобретение знаний о механизме познания права;
- ориентирование обучающихся на осмысление сущности права;
формирование профессиональных компетенций, необходимых для успешного осуществления педагогической деятельности в высшей школе;
- подготовка к прохождению производственной практике на кафедрах вуза.
2. Место дисциплины в структуре ООП вуза
Дисциплина «Философия права» преподается во 2-м семестре. Ее освоение базируется на результатах образования, достигнутых по итогам изучения дисциплин общенаучного и профессионального циклов 1-го семестра. Изучение дисциплины «Юридическое образование в высшей школе» ведется одновременно с такими дисциплинами как «История и методология юридической науки», «Актуальные проблемы права», которые нацелены на формирование сходных компетенций выпускников, ориентированных на личностное развитие, научно-исследовательскую и педагогическую деятельность. Дисциплина «Философия права» нацелена, в первую очередь, на подготовку выпускника к педагогической деятельности. Дидактической основой для отработки методических навыков, выступает теоретический и практический материал изученных ранее и изучаемых одновременно во 2-м семестре профессиональных дисциплин.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Коды компетенций
Название компетенции
Краткое содержание/определение и структура компетенции.
Характеристика (обязательного)
порогового уровня сформированности компетенции у выпускника
Средства и технологии оценивания
ОК-1
ОК-2
ОК-3
ПК-15
Осознает социальную значимость своей будущей профессии ,проявляет нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания
Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности,соблюдать принципы этики юриста
Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
Знает –
- основные философские категории, используемые в процессе познания права,
-механизм познания права,
-типы правопонимания,
-тенденции развития философии права.
Умеет-
- применять полученные знания при изучения правовой действительности,
-сформулировать понятие права на основе соответствующего философского типаправопонимания,
-критически оценивать позиции ученых по философско – правовой проблематике.
Владеет –
-навыками и приемами изучения правовой действительности,
- способностями оценки того или иного правопонимания, той или иной философско- правовой концепции..
Пороговый уровень –
знаетсодержание учебной дисциплины;
умеетиспользовать полученные философско –правовые знаниядля всестороннего познания правовых явлений, уяснения их сущности;
владеетдля этогосоответствующими навыкамииметодологическими приемами . .
Знает-
- позиции ученых по отдельным философско- правовым прблемам;
-историю развития философии права и ее состояние в настоящее время;
-место дисциплины в структуре ООП вуза.
Умеет-
- выработать свой взгляд на решение той или иной философско –правовой проблемы;
-оценить уровень развития философии права вообще и отечественной в частности;
-разработать план подготовки и проведения учебных занятий по философии права
Владеет -
- методами проведения занятий по философии права;
-способностями подготовки учебно –методических материалов по дисциплине;
-способностью распознать достигнутые обучающимся положительные результаты;
-способностью дать оценку выполненной работы.
Пороговый уровень -
знаетосновные положенияфилософии права,
умеетсформулировать авторскую позицию по философско –правовой проблематике и изложить ее при составлении учебно методических материалови проведении занятий,
владеет для этогосоответствующими приемами и методами.
Знает-
-имена выдающихся зарубежных и отечественных философов права;
- их научные позиции и идеи;
-источники получения информации по дисциплине;
-формы и пути повышения своего интеллектуального и общекультурного уровня.
Умеет-
-получать соответствующую информацию по философско- правовой проблематике;
-перерабатывать и использовать ее для повышения своего интеллектуального и общекультурного уровня;
-сопоставлять выявленные теории, факты и накопленные сведения;
дискутировать на тему исследования;
Владеет-
- способностями получения информации по проблемам философии права;
-способностями их использования в учебных и научных целях.
Пороговый уровень
знаетосновные учебные и монографические работы подисциплине;
умеет собирать, использовать и обобщать необходимый теоретический и эмпирический материал;
владеетспособностью получения,пеработки и использования полученных знаний в практических целях.
Знает-
-модели воспитания в высшей школе;
-формы правового воспитания;
-требования профессиональной этики юриста.
Умеет-
-демонстрировать этические профессиональные стандарты поведения;
- распознавать особенности аудитории , на которую рассчитано правовое воздействие;
- дискутировать по правовым вопросам;
-доказывать ценность права
Владеет-
-способностью составить план правового воспитания;
- способностью включать в учебные курсы материалы о правовом воспитании;
-способностью давать оценку правомерного и неправомерного поведения.
Пороговый уровень
- знаетспособы правовоговоспитания,
- умеетвыбирать формы правового воспитания, составлять суждения по правовым вопросам с этических позиций,
- владеетспособностью формировать правовое сознание.
Собеседование, опрос, оценка устного выступления на семинаре, анализ, обсуждение и оценка демонстрационного фрагмента учебно-методического материала фрагмента занятия,
зачет
Собеседование, опрос, оценка устного выступления на семинаре, анализ, обсуждение и оценка демонстрационного фрагмента учебно-методического материала фрагмента занятия,
зачет
Собеседование, опрос, оценка доклада на семинаре, анализ, обсуждение и оценка демонстрационного фрагмента учебно-методического материала
Зачет
Собеседование, опрос, оценка доклада на семинаре, анализ, обсуждение и оценка демонстрационного фрагмента учебно-методического материала фрагмента занятия,
зачет
4. Тематический план (с распределением общего бюджета времени)
Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетные единицы; 108 часов.
Раздел дисциплины, содержание
Объем часов (по видам работы)
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа студентов
Всего
в том числе
Всего
в том числе
Лекции
Практические занятия
Лабораторные занятия
Курсовая работа (проект)
Индивидуальные задания
Другие виды СРС, в т.ч. подготовка к зачету, экзамену
Модуль 1
Модуль 2.
Модуль 3.
Модуль 4.
Модуль 5.
Итого
Форма промежуточного контроля: зачет
4. Содержание дисциплины
Модуль 1 Механизм познания права и его сущности.
Понятие сущности в праве. Правовые явления. Различия между категориями « сущность» и «явления» вправе. Сущность права и его закономерности. Противоречивость сущности и явления права. Проникновение от правовых явлений к сущности права. Существенные признаки правовых понятий. Восхождение от сущности права к конкретным правовым явлениям. Категории абстрактного и конкретного в юридическом исследовании. Практика как основа и цель научного исследования. Практика как критерий истинности знаний.
Классовая и общесоциальная сущноть права. Право как продукт деятельности людей. Потребности как двигательная сила деятельности. Мотив поведения. Объективная и субъективная сторона интереса. Право – выражение государственной воли. Признаки воли. Процесс формирования и развития воли и ее выражение в праве. Общественная и государственная воля. Нормативность права и его регулирующая функция. Нормативно- правовое регулирование как необходимость. Общеобязательность права .Пути воздействия права на общественные отношения. Сущность и содержание права.
.
Модуль 2. Философские категории в процессе познания права
Понятие формы права и его соотношение с правовым содержанием. Правовая форма и форма права. Внутренняя и внешняя форма права
Понятие отдельного, особенного и общего в праве. Отдельное в праве как единичное правовое явление. Качественная и количественная специфика индивидуального правового явления..Общее в праве как единство всех правовых явлений. Особенность в праве как качественно определенное бытие системно объединенных общих и отдельных свойств правовых явлений. Соотношение отдельного , особенного и общего в праве. .
Модуль 3..Системность в праве
Понятие целого и части в праве. Применение категорий целого и части в познании правовых явлений. Универсальный характер категории целого. Целостное правовое образование: системное и суммарное. Структура- имманентный признак целого. Взаимодействие целого и части в праве. Мера относительной самостоятельности правовой части. Функции правовой части. Перспективы правовых частей. Функциональные связи правовых частей.
Теоретическое значение системного подхода к познанию правовых явлений. Понятие системы в праве. Признаки системы права. Система в праве и ее подсистемы. Предмет и метод правового регулирования. Понятие отрасли права и предпосылки ее формирования. Комплексные отрасли права. Институт права. Норма права.
Структурный анализ исследования права. Категория « структура» и целостное правовое образование. Структура как внутренняя форма объекта. Внутренняя и внешняя структура правовых явлений. Структура права и вопросы законодательной техники Структура нормы права. Структура нормативно- правового акта. Структура систематизации законодательства.
Модуль 4.Действительность, возможность и целеполагание в праве.
Действительность и возможность в праве. Право как объективная реальность. Действительность права и его реализация. Правовая возможность как потенция социальной действительности. Возможность создания нормативно-правового акта и возможность его осуществления. Природа правовой возможности. Реальные и формальные, общие и конкретные, необходимые и случайные правовые возможности Соотношение действительности и возможности в праве. Правовые возможности и деятельность людей. Условия превращения правовой возможности в действительность.
Понятие цели в праве. Правовая возможность и цель в праве. Правовая действительность и цель в праве. Значение категории « цели» для познания творческой роли права. Цель в практике как объективная и субъективная категория. Правовые цели: ближайшие, перспективные и конечные. Общие и специфические цели в праве. Функциональные и предметные цели в праве. Истинные и ложные правовые цели. Правовые средства: понятие и виды. Проблема целесообразности и законности в праве. Цель в праве, прогнозирование и социальное планирование. Прогнозирование как необходимый этап становления цели в праве. Соотношение цели в праве и правового прогнозирования. Прогнозирование в праве: в сфере правотворчества и правореализации. Направления правового прогнозирования. Прогноз как основа правового планирования.
Модуль 5.Право как многоаспектное понятие.
Необходимость-основа свободы и права. Познание объективных закономерностей и свобода людей. Свобода и человеческое общество. Свобода, демократия и право. Законность в условиях свободы .Философия свободы Возрождение и новая жизнь естественного права. Идея правозаконности.
Проблема правопонимания в юридической и философской науке. Типы понимания права. Естественноправовая концепция права и ее трансформация в современном правоведении. Нормативный подход к пониманию права. Социологическое правопонимание. Психологическая концепция права. Интегративное правопонимание. Право как нормативно признанный интерес (современная социогуманитарная концепция права).
.
Темы лекций.
1. Общий путь познания права.
2.Сущность права.
3. Содержание и форма права.
4. Система в праве.
5. Типы правопонимания и основные направления философии права. .
Темы и планы семинаров
Модуль 1. Механизм познания права и его сущности .
Тема 1. Общий путь познания права ( 4 час).
1.Сущность и явления в праве.
2. Проникновение от правовых явлений к сущности права.
3.Восхождение от сущности права к конкретным правовым явлениям.
4. Практика как критерий истинности знаний,идей и теорий.
Тема 2. Сущноть права. (2 часа)
1. Классовая и общесоциальная сущность права.
2.Право- выражение государственной воли.
3. Нормативноть как специфический признак права.
4. Общеобязательность права и его обеспечение.
Литература:
Абрамов А. Н. Понятие функции права // Журнал российского права. 2006. №4;
Ивашевский С. Л. Идеальная сущность права: постановка проблемы // Журнал российского права. 2007. № 1;
Ефимов Ю. И. ,Макаров В. В. Отношение философского способа познания к другим формах исследования права.// Философия права.2000. № 1;
Пушкарев С. А. Понятие правовых ценностей и методология их познания/\ Философия права. 2008.№2;
Петровский Н. А. Метод анализа в современной методологии права// Философия права. 2007. №2;
Баранов П. П. , Шпак В. Ю. Методология исследования правового и политического взаимодействия/ /Философия права. 2006. № 1;
Шепелев В.И. Право- основополагающая ценность нормативно-регулятивной системы гражданского общества// Философия права. 2007. №5;
Балашов С. К. Логико-правовой анализ содержания понятия « причинная связь»// Философия права. 2009. № 5.;
Трофимов В. В. Современная теория познания и правообразовательный процесс // Философия права.2010. № 5;
Баранов В.М., Першин В. Б.,Баранова М. В. Место и роль метода материалистической диалектики в юридических исследованиях// Философия права.2007. №3;
Брызгалов А.И О некоторых теоретико- методологических проблемах юридической науки на современном этапе // Гос. и право.2004. №4;
Демидов А. И. О методологической ситуации в правоведении// Правоведен теории. 2001.№4;
Сырых В.М. Логические основания общей теории права. В 2-х томах.Т. 1 Элементный состав. М.,20000;
Клочков В.В. Диалектика как методология .изучения теории государства и права: риторические проблемы и неопровержимые теории//Философия права. 2005.№2;
Байтин М.И. Сущность права: современное нормативное правопонимание на грани двух веков. Саратов2001;
Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М.,2002;
Калинин С.А. О методологии изложения эволюции сущности права// Право и политика. 2003. № 11.
Модуль 2.Философские категории в процессе познания права.
Тема 1.Содержание и форма права. (4часа)
1. Понятие формы права.
2.Соотношение формы права с правовым содержанием.
3.Правовая форма и форма права.
4.Внутренная и внешняя форма права.
Тема 2. Отдельное, особенное и общее в праве. (2 часа)
1 Понятие отдельного, особенного и общего в праве.
2. Отдельное в праве.
3. Общее в праве.
4.Особенность в праве.
Литература:
Рудковский В. А. Теоретические проблемы источников права // Философия права. 2005. №3;
Гребеньков Г.В. Культурно – антропологические источники права // Философия права. 2006. № 4;
Васильева Т. А. Актуальные вопросы судебного прецедента как источника права //Право и политика. 2007. № 7;
Волков К. А. Роль судебного прецедента в обеспечении судебно- правовой реформы // Юрист. 2007 № 2;
Кулакова Ю.Ю. Место нормативно- правового договора в системе форм права// История государства и права. 2007. № 8;
Тузов Н А. Детерминация правопонимания и связь источников права // Философия права.2009. № 1;
Рябко А. И., Василенко О. Н. Актуальные проблемы онтологии форм права// Философиия права. 2002. № 2;
Конанышин Е.С. Философские традиции анализа источников (форм) права//Право и политика.2004. №10;
Марцев А.И Диалектика и вопросы уголовного права. Красноярск, 1990
Модуль 3 Системность в праве
Тема 1. Целое и часть в праве (2 часа)
1 Понятие целого и части и их применение в познании правовых явлений.
2.Системное и суммарное целостное образование.
4. Структура как имманентный признак целого.
4. Правовая часть и ее функции.
Тема 2.Система права ( 2час.)
.1. Понятие системы права и ее признаки.
2.Подсистемы в праве.
3. Предмет и метод правового регулирования.
4. Отрасли, подотрасли, институтыи нормы права.
Тема 3. Структура и элементы в праве (2 час.)
1.Структурный анализ исследования права.
2. Внутренняя и внешняя структура правовых явлений.
3. Структура права и вопросы законодательной техники.
4. Структура правовой нормы, нормативно- правового акта, систематизации законодательства.
Литература:
Чащин А. Н. Теория юридической систематизации. М; 2010;
Шабуров А. С. Юридическая техника . Екатеринбург. 2009;
Иванов Р. Л. Право как система // Проблемы государства и права.вып. 4. Омск, 2001;
Мальцев В. А. Право как нормативно- деятельностная система // Журнал российского права. 2002.№4;
Осипов М. Ю. Правовое регулирование как динамическая система//Право и политика. 2006. №11;
Пантыкина М. И. Понятие и структура правовой жизни (опыт философско – феноменологической интерпретации) // Философия права. 2009. № 7;
Векленко П. В. Системность и ситуативность правового дискурса// Философия права. 2009. № 1;
Степанищев С. А. Структурно- функциональный и сематический анализ развития исторического процесса // Философия права. 2010. №5;
Пантыкина М. И. Право-структура и право-процесс как формы бытия права //Философия права. 2008.№ 5;
Цишковский Е. А.Понятие юридической ответственности как целостного явления // Философия права. 2002. №1;
Кузьменко А.В. «Системный взгляд» на систему права. //Правоведение. 2003.№3;
Кононов А.А.Общенаучная концепция системы права//Правоведение. 2003.№3;
Бойко Л.И. Системная проблематика в философии и праве// Философия права.2003. №1.
Тема 1. Действительность и возможность в праве ( 2 часа)
1.Понятие действительности и возможности в праве.
2.Действителность права и его реализация.
3. Правовая возможность.
4. Виды правовых возможностей.
Тема 2 Цель в праве. ( 4час.)
1. Понятие цели в праве.
2.Правовыецели : ближайшие., перспективные и конечные.
3. Проблема соотношения законности и целесообразности.
4. Цели в праве и правовое прогнозирование.
Литература:
Баранов В. М., Евлампьева Т.Б. Першина И. В. Методологическое значение категорий « возможность» и « действительность» в исследовании субъективного права // Филосоия права. 2005. № 1;
Волков А. В. Цели и средства при злоупотреблении правом : философско –правовой подход // Философия права. 2009. №4;
Мазуренко А.П. Цели, средства и результаты правотворческой политики // Философия права. 2007. №2;
Эпштейн М. Н. Философия возможного СПб, 2001;
Матузов Н.И. Возможность и действительность в правовой сфере//Правоведение.20000.№3
Малько А. В. Шундиков К. В. Цели и средства в праве и правовой политике.Саратов,2003;
Мазуренко А. П. Цели, средства и результаты правотворческой политики//Философия права.2001.№;1;
Шундиков К.В. Цели, средства и результаты в правореализационном процессе//Правоведение.2001. №4.
Модуль 5. Право как многоаспектное понятие
.
Тема 1 Право как реализация свободы ( 2 часа)
1. Необходимость как основа свободы и права.
2. Свобода и человеческое общество.
3. Законность в условиях свободы.
4. Философия свободы.
Тема 2. Типы правопонимания и основные направления философии права (4часа)
1.Проблемы правопонимания в юридической и философской литературе.
2. Типы современного правопонимания.
3. Естественно-правовая концепция права..
4. Нормативный подход к пониманию права.
5. Социологическое правопонимание.
6. Психологическая концепция права.
7.Интегративное правопонимание.
Литература:
Сорокин В. В. Проблема понимания права в контексте плюралистического подхода // Современное право. 2007. № 8;
Осипян Б. А. Определение права // Современное право. 2007. №2;
Костин Ю.В Проблема соотношения государства, права и нравственности в юридической науке// Современное право. 2007. №9;
Философское обоснование права: опыт постановки проблемы. Н. Новгород, 2008;
Исаев И. А. Правовая культура России. М, 2009;
Мальцев Г. В. Нравственные основания права. М.,2009;
Левицкий С.А. Свобода и ответственность: основы органического мировоззрения и статьи о солидаризме. М., 2003;
Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. М., 2005;
Честнов И. Л. Современные типы правопонимания: феноменология, герменевтика, антропология и синергетика права СПб,2002;
ГусейновА. И. Проблема ценностей в праве// Право и политика.2007. №7;
Лапаева В. В. Легизм как тип правопонимания //Законодательство и экономика2007. №6;
Лазарев В. В. Поиски права // Журнал российского права. 2004. №7;
Лапаева В. В. Различные типы правопонимания: анализ научного потенциала // Законодательство и экономика. 2006. №4;
Малько А. В.,Субочев В. В.Законный интерес и юридическая обязанность: актуальные вопросы соотношения/ История государства и права. 2004ю №5;
Мартышин О. В. Метафизические концепции права// Гос. и право. 2006. №2;
Сорокин В. В. Позитивисткий подход к правопониманию: опыт, перспективы // Юридическое образование и наука. 2006. №4;
Рассказов Л. П. ,Упоров И. П. Естественное и позитивное право в контексте общегоразвития//Философия права.2006.№1;
Мордовцев А. Ю.,Яхонтова Т.В.Идея социального правового государства в контексте либертарного правопонимания// Философия права. 2005. №3;
Мурашова С. А.Развитие традиции правопониманияя в современной России//Философия права. 2005 №3;
Зазаева Н. Б. Современные тенденции в определении права( концептуальный анализ) //Философия права. 2005. №3;
Сальников В. П. Концептуальные принципы философского обоснования права//Философия права..2 002. №2;
Ашибокова Е. Р Проблема свободы личности и общества// Философия прва.2008. №1;
Пристенский В.Н. Проблема универсальности права, ее философско- антропологический смысл //Философия права. 2007. №3;
Сорокина Ю.В. К вопросу о ценности права //Философия права. 2007. №2;
Гдалевич И. А. Злоупотребление правом и типы правопонимания//Философия права. 2007.№2;
Шилкова Л. В. Современное российское правоведение: типы рациональности в понимании права//Филосоия права. 2008. №6;
Брянкин Е. В. Морально-этические основы ограничения прав человека// Философия права. 2009. №2;
Рассказов Л. П., Упоров И..П.Философско- правовые аспекты категории « свобода»// Философия права. 20000.№24
Зазаева Н. Б. Интеграция естественно-правового и позитивистского правопонимания//Философия права. 2005. №4;
Шафиров В.М. Право в человеческом измерении//Правоведение. 2004..№3; анализа//
Працко Г.С. Порядок и человек: опыт социально-философского анализа//Философия права. 2002.№1.