Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 3.4. Стадии развития слепоглухих детей до специального обучения



Характеристика слепоглухих детей в доконтактный период развития. Особенности развития слепоглухих детей в период предметно-действенного общения. Период возникновения естественных жестов. Условия перехода слепоглухого ребенка с низшей на более высокие стадии развития.

Раздел 4. Основные задачи и методы обучения

Детей с комплексными нарушениями

Тема 4.1. Принципы и особенности организации работы

С детьми с комплексными нарушениями

Принцип гуманизма. Принцип социализирующей направленности направленность коррекционно-педагогической помощи (принцип социальной мотивации). Принципы целостности, комплексного воздействия, индивидуализации, вариативности и структурированности образовательной концепции. Принцип единства обучения и воспитания. Принципы деятельностного и дифференцированного подхода. Принцип коммуникативной направленности.

Особенности применения методов, приемов в работе с детьми с комплексными отклонениями в развитии. Индивидуальные коррекционно-развивающие программы. Специфика оснащения учебного процесса. Своеобразие форм коррекционно-развивающей работы. Требования к педагогу, проводящему коррекционно-развивающую работу с детьми с комплексными отклонениями в развитии.

Тема 4.2. Этапы обучения и воспитания слепоглухих

В отечественной практике

Марксистская теория как методологическая основа обучения слепоглухих.

Задачи этап «первоначального очеловечивания»: формирование системы навыков самообслуживания в процессе образования человеческого бытового поведения, формирование потребности и простейших средств общения, развитие образно-действенного мышления.

Этап формирования словесной речи. Этап усвоения системы знаний.

Тема 4.3. Основные направления работы со слепоглухими детьми

Роль режима в развитии слепоглухих детей. Календарный метод. Особенности развития пространственной ориентировки и предметного восприятия. Организация трудового воспитания и его значение для развития психики слепоглухих. Специфика сенсорного воспитания и развития моторики. Методики формирования игровой деятельности слепоглухих.

Тема 4.4. Семейное воспитание детей с комплексными нарушениями

Обследование ребенка у специалистов: офтальмолога, сурдолога, сурдопедагога.

Роль телесного контакта с матерью. Задачи, методы и приемы семейного воспитания слепоглухих детей. Развитие двигательной деятельности. Развитие остаточного зрения и слуха. Развитие эмоционального контакта с родителями. Основные умения и поведение слепоглухого ребенка в семье.

 

Содержание семинарских и практических занятий

Раздел 1. История обучения слепоглухих детей за рубежом и в России

Тема 1.1. История обучения, воспитания и изучения слепоглухих детей

За рубежом

Цель:формирование понимания исторических и методологических основ системы обучения и воспитания детей с комплексными сенсорными и интеллектуальными нарушениями.

Понятия: тифлосурдопедагогика.

Вопросы к обсуждению

1. Первые спорадические попытки обучения слепоглухих (Октавия Мориссо, Джулия Брэс, Мари Эртен, Джеймс Митчелл, воспитание слепоглухих при монастырях).

2. История систематического обучения и воспитания слепоглухих детей (Лора Бриджмен, Елена Келлер, Оливер Кэсуелл). Зарождение тифлосурдопедагогики.

3. Дальнейшие попытки обучения и воспитания слепоглухих детей в странах Западной Европы (Анна Теммерманн, открытие школ во Франции, Швеции, Германии).

4. Система обучения и воспитания слепоглухих в Голландии.

Литература

Базовый учебник

Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 3т. Т3: Педагогические системы специального образования /под ред. Назаровой Н.М. - М.: Академия, 2008. – 400 с.

Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения. История воспитания и обучения слепоглухих за рубежом и в России. Учебно-методическое электронное пособие./под ред. Павлецовой Э.М. – Пермь, ПГГПУ, 2012.

 

Дополнительная литература

1. Басилова Т.А. Организация обучения слепоглухих детей за рубежом (70-80-е годы)//Дефектология. – 1988. – №5.

2. Бертынь Г.П. Елена Келлер//Дефектологя. – 1984. – №4.

3. Ван Дайк Ян. Обучение и воспитание слепоглухих как особой категории аномальных детей//Дефектология. – 1999. – № 4.

4. Диккенс Ч. Американские заметки//http://www.rulib.org/book

5. Мазурова Н.В. Первые работы по психологии слепых и глухих людей: письма Д.Дидро. историко-психологическая версия возникновения//Дефектология. – 2004. –№1.6. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. – М., 1974. – Ч. 1. Гл. 2.

Контрольные вопросы.

1. Почему первые попытки воспитания и обучения слепоглухих возникли при монастырях?

2. Почему Окатавия Мориссо, Джулия Брэс и другие слепоглухие, воспитанные при монастырях, не достигли значительного уровня развития?

3. Какая отрасль специальной педагогики лежит в основе зарубежной системы воспитания и обучения слепоглухих?

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.