Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Этика на рубеже веков (в рамку)



В к о н ц е ХХ – н а ч а л е ХХI в. в развитии, функционировании и оценке места этики в жизни общества стали прослеживаться определенные тенденции–«ожидания», которые выдвигают такие ее ценностные идеи и приоритеты, как коммуникативность, практичность, плюрализм и релятивизм. Эти идеи находят свою реализацию и обоснование в соответствующих этических школах и направлениях (рис. 9).

 

           
   
 
   

 

 


Коммуникативность.Проявляется в пристальном внимании человеческой мысли к моральным проблемам общения. В решении этих проблем, в выработке нравственных норм общения этика опирается на ряд философских идей.

Феноменология Э. Гуссерля, его учение об интерсубъективности дают возможность каждому Я удостовериться в существовании и опыте Другого, который рассматривается как «мое другое Я». По закону аналогии я могу постичь, понять себя через Другого, который приобретает для меня значимость через мои воспоминания самого себя.

Герменевтика (Г.-Г. Гадамер) – философия понимания – рассматривает последнее как способ существования познающего, действующего и оценивающего человека. Понимание устанавливается в процессе диалога, в котором происходит интеграция, «слияние горизонтов» – соединение прошлого и настоящего, превращение их в партнеров по коммуникации, объединенных, как Я с Ты. Понимание в диалоге обеспечивает проявление терпимости и заинтересованного отношения всех участников коммуникации в интерпретации, в процессе которой происходит не только понимание Другого, но и раскрытие самого себя.

Герменевтику как инструмент критики современного «ложного сознания» и «извращенных форм коммуникации» Ю. Хабермас противопоставляет своей теории коммуникативного действия. Автор считает, что только она дает возможность «правильного понимания» себя и Другого на основе выбора одного из двух типов поведения – стратегического или коммуникативного. Цельпервого – в «преследовании интереса», что ведет к сознательному манипулированию либо к бессознательному обману партнера. В поведении, ориентированном на коммуникацию, складываются упорядоченная нормативная среда, устойчивые межличностные отношения, богатые личностные структуры, способные к самоосуществлению. Именно процессы коммуникации лежат, по мнению Ю. Хабермаса, в основе современного гражданского общества, социального и межличностного общения.

Плюрализмирелятивизм.В полной мере проявились в этике постмодернизма(Р.Барт, М. Фуко, Ж. Дерида, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, У. Эко и др.), котораярассматривает духовную культуру человечества как совокупность художественно–эстетических текстов, объективное содержание которых не имеет значения. Она ставит задачу «деконструкции логоцентризма» и связанных с ним классических и модернистских этических построений, что разрушает традиционный просветительско-нормативный имидж этики как совокупности абстрактных моральных принципов и всеобщих ценностей. Вместе с тем, свойственные постмодернизму приоритеты единичности, открытости, ситуативности предполагают слияние этики с живым моральным опытом в его индивидуальном проявлении, что может сделать ее плюралистичной и личностной. В постмодернизме мораль не отделена от человека и не вознесена над ним, она не предлагается и не навязывается индивиду, а учреждается им самим. В этой интерпретации постмодернизм выступает не как отказ от этики вообще, а как антинормативная установка, благодаря которой традиционная авторитарная этика превращается в этику гуманистическую.

Практичность. Реализует себя в обращении к прикладной этике,чтовызвано потребностью общества в конкретных – прикладных – регулятивах, в практических рекомендациях по решению моральных проблем в определенных ситуациях и сферах человеческой жизнедеятельности. Прикладная этика функционирует в виде самостоятельных частных этик (этика бизнеса, политическая этика, этика интимных отношений, профессиональные этики). На современном этапе прикладная этика является важной ступенью развития морали, представляя собой этическое «теоретизирование в терминах жизни» (А. Гусейнов).


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. На основе представленных схем установите хронологические и содержательные связи и зависимости между отдельными направлениями этики. Дайте общую характеристику основных этических учений, выявите их специфику и попытайтесь охарактеризовать личный вклад в развитие этики их основоположников и представителей.

2. В «Бхагавадгите» говорится: «Всегда совершай должные дела без привязанности, ибо человек, совершающий дела без привязанности, достигает высшего… Лучше своя дхарма (даже) с недостатком, нежели хорошо выполненная чужая; лучше смерть в своей дхарме: чужая дхарма опасна». В чем, на Ваш взгляд, смысл этих высказываний? Сохраняют ли они актуальность в современных условиях?

3. В трактате «Дао дэ цзин» сказано: «Кто посвящает себя Дао – с каждым днем уменьшает. Уменьшает и .уменьшает до тех пор, пока не достигнет недеяния… Чтобы овладеть Поднебесной, постоянно осуществляй неслужение (бездействие)». В чем состоит принцип недеяния? Что в нем общего с нравственными ценностями буддизма?

4. Известно библейское изречение: «И так во всем, как хотите, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними...» Этот принцип, известный на протяжении всей истории человечества, носит название «золотого правила» нравственности. Почему это – «золотое правило»? Готовы ли Вы сами в общении с людьми следовать ему и насколько считаете это целесообразным в наши дни?

5. Какой из библейских принципов отношений между людьми Вы разделяете:

а) Ветхий завет: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» или Новый завет: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас»?

б) Ветхий завет: «Око за око, зуб за зуб» или Новый Завет: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»?

6. Согласны ли Вы со следующими мыслями Аристотеля:

«Счастье – это начало в том смысле, что все мы ради него делаем все остальное»; «Счастье – это определенного качества деятельность души сообразно добродетели»?

7. Р. Оуэн на вопрос «В чем состоит счастье человека?» отвечал: «В приятных ощущениях или в умеренном удовлетворении всех его естественных потребностей». Совпадает ли его утверждение с Вашим представлением о счастье? Как называется такое понимание счастья?

8. Могло бы способствовать разрешению современных общественных коллизий утверждение Н.Г. Чернышевского о том, что правильно понятый общий интерес есть основа личного блага каждого? А мнение французских сторонников «разумного эгоизма», что правильно понятый личный интерес есть основа общего блага всех? Почему это – «разумный эгоизм»? Какая из двух точек зрения кажется Вам более справедливой и подходящей для современных условий и почему?

9. И. Кант сформулировал знаменитый тезис: «Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек… есть цель сама по себе». Что означает этот тезис?

10. Как Вы объясняете следующее определение Г.Ф.В. Гегеля: «Суть моральности выражает принцип: рассматривай себя в своей практической деятельности как свободное существо»? Как здесь выражено так называемое «золотое правило»?

11. На каком принципе человеческих отношений базируется следующее утверждение А. Шопенгауэра: «Истина же такова: мы должны быть несчастны, и мы несчастны. При этом главный источник самых серьезных зол, постигающих человека, это сам человек: человек человеку волк. Кто твердо помнит это, для того мир представляется как некий ад, который тем ужаснее дантовского ада, что здесь один человек должен быть дьяволом для другого». Какие аргументы, по Вашему мнению, лежат в его основе? Какие контраргументы Вы могли бы привести?

12. «Успех и неудача – суть первые категории жизни» (Дж. Дьюи). Позицию какого этического направления выражает это высказывание?

13. Почему для создания подлинных человеческих отношений и обществу, и личности, как считает К.Г. Юнг, необходимо «признание собственного несовершенства?» В чем парадоксальность этого требования?

14. А. Бергсон в сочинении «Два источника морали и религии» утверждает: «Закрытое общество – это такое общество, члены которого тесно связаны между собой, равнодушны к остальным людям …Открытое общество – это то, которое в принципе охватывает все человечество». Как Вы понимаете это высказывание?

15. В работе «Задачи союзов молодежи» В.И. Ленин так сформулировал свое представление о нравственных основах человеческих взаимоотношений: «Наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата»; «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма». Какой характер носят эти принципы? Согласны ли Вы с ними? К чему ведет следование этим принципам? Сравните их с пониманием морали Л. Фейербахом: «Принимать действенное участие в счастье и несчастье других людей, быть счастливым со счастливыми, несчастным с несчастными, но лишь для того… чтобы устранить зло, где только возможно – вот единственная мораль…» Оцените эти высказывания с точки зрения гуманистической этики.


ИСТОРИЯ МОРАЛИ

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.