Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и значение социального партнерства в сфере регулирования социально-трудовых отношений



Понятие «социальное партнерство» стало применяться в российском праве сравнительно недавно. Явление, им обозначаемое, рассматривается исследователями в качестве метода трудового права или его элемента, принципа трудового права, способа разрешения трудовых споров, средства и формы взаимодействия, инструмента регулирования социально-трудовых отношений, формы организации взаимодействия работодателей, работников и государства, процедуры разграничения, согласования и обеспечения законных интересов в сфере социально-трудовых отношений[16].

В СССР идеи социального партнерства получили развитие в конце 80-х годов XX века. Важную роль в формировании правовой базы социального партнерства сыграл Указ Президента РСФСР «О социальном партнерстве и разрешении трудовых спо­ров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 г. (в настоящее время утратил силу). Дальнейшее развитие социально-партнерские отношения получили в Законе Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. (в настоящее время утратил силу) и Федеральном законе «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 г.

Наконец, 1 февраля 2002 г. вступил в действие Трудовой кодекс Российской Федерации, часть вторая которого посвящена социальному партнерству в сфере труда. В соответствии со ст. 23 ТК РФ под социальным партнерством в сфере труда понимается система взаимоотношений между ра­ботниками (представителями работников), работодателями (представи­телями работодателей), органами государственной власти, органами ме­стного самоуправления, направленная на обеспечение согласования ин­тересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудо­вых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Целью социального партнерства является согласование инте­ресов работников и работодателей по вопросам регулирования тру­довых отношений и иных непосредственно связанных с ними отно­шений, направленное на установление государственных гарантий прав работников и создание благоприятных условий, при которых в равной степени реализуются права работников и работодателей[17].

Очередной этап развития социального партнерства связан с появлением современной теории трипартизма. Под трипартизмом в юридической литературе понимается представительство предпринимателей, профсоюзов и государства (правительства) в системе социального партнерства[18]. Ученые на Западе условно различают два различных понятия «социальное партнерство» и «трипартизм (трехсторонность)», но при этом второе понятие (трипартизм) является производным от первого и является как бы его высшим проявлением на общегосударственном (национальном) уровне.

Российская модель социального партнерства также имеет несомненное тяготение к трипартизму (что, кстати, вполне соответствует рекомендациям МОТ) с достаточно высокой степенью «включенности» в эти отношения органов государственной власти и местного самоуправления. Государство, с одной стороны, выступает как собственник ресурсов и крупный работодатель; с другой стороны – как посредник в отношениях различных социальных групп и в этом качестве представляет общество в целом, стремится к достижению согласия всех участников социального партнерства.

Согласно ТК РФ (ст. 24) основными принципами социального партнерства являются:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Социальное партнерство представляет собой целостную систему. Система социального партнерства включает следующие уровни:

федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальный уровень, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Формы социального партнерства закрепляются в ст. 27 ТК РФ. Социальное партнерство осуществляется в формах:

– коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

– взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершен­ствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– участия работников, их представителей в управлении организацией;

– участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Кроме перечисленных в ст. 27 ТК форм социального партнер­ства, на практике могут быть использованы и иные формы, в частности:

проведение предварительного обсуждения проектов законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудо­вых отношений, федеральных» региональных и местных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы и соци­ального обеспечения;

осуществление совместной работы по совершенствованию нор­мативной правовой базы, обеспечивающей функционирование и раз­витие системы социального партнерства;

соблюдение и реализация достигнутых договоренностей меж­ду сторонами;

взаимодействие с транснациональными корпорациями и с организациями с участием иностранного капитала на принципах социального партнерства;

взаимодействие при регулировании социально-трудовых от­ношений на всех уровнях социального партнерства и между соответ­ствующими уровнями;

обеспечение полной и достоверной информацией сторон со­циального партнерства, а также освещение в средствах массовой ин­формации работы органов социального партнерства[19].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.