Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Разграничение трудового права со смежными отраслями права



К трудовому праву близко примыкает гражданское, административное право, финансовое, право социального обеспечения, уголовно-исполнительное право и некоторые другие отрасли. Регулирование многих отношений, связанных с трудовой деятельностью осуществляется путем комплексного воздействия различных отраслей права. Например, рассмотрение индивидуальных трудовых споров регулируется нормами как трудового, так и гражданско-процессуального законодательства. Вопросы ответственности за нарушение трудового законодательства регламентированы, в том числе, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и т.п.

С другой стороны, существует проблема конкуренции трудового права и смежных отраслей права при регулировании сходных общественных отношений, связанных с трудом.

Мы ограничимся тремя в этом смысле наиболее близко примыкающими к трудовому отраслями права: гражданским правом, административным правом и правом социального обеспечения.

Разграничение предмета правового регулирования трудового и гражданского права

Наибольшую близость к трудовым отношениям обнаруживают те гражданско-правовые отношения, которые складываются в связи с выполнением определенных работ либо оказанием услуг. В качестве примера можно назвать отношения, возникающие из гражданско-правовых договоров подряда, возмездного оказания услуг и некоторых других. Как и трудовые эти отношения возникают из договора, заключаемого равноправными сторонами, носят возмездный характер и связаны с трудом.

С другой стороны, основное их содержание составляют имущественные отношения, возникающие по поводу результата труда, тогда как трудовое право регулирует имущественные отношения лишь в качестве элемента трудовых отношений. В этой связи, можно выделить следующие отличия таких общественных отношений.

Во-первых, участники гражданско-правовых отношений, возникающих в связи с выполнением трудовой деятельности, выполняют индивидуально определенное задание, а не трудовую функцию. Например, построить дом, а не выполнять трудовую функцию каменщика.

Во-вторых, участники гражданско-правовых отношений самостоятельно организуют свою трудовую деятельность в соответствии с заключенным договором. От них не требуется соблюдения каких-либо правил трудового распорядка и за нарушение своих обязательств они несут не дисциплинарную, а гражданско-правовую ответственность (возмещение убытков). В последние годы именно самостоятельность (или несамостоятельность) труда чаще всего называется в качестве критерия разграничения трудового права и права гражданского[10].

Наконец, им оплачивается результат труда, то есть выполнение индивидуального задания. Такая оплата устанавливается соглашением сторон и в отличие от заработной платы может выплачиваться единовременно (по выполнении работы). Кроме того, законодатель не ограничивает минимальный размер вознаграждения по гражданско-правовому договору, который может и не достигать минимального размера оплаты труда.

На практике разграничение трудовых и гражданско-правовых отношений представляет дополнительную сложность, если одни и те же субъекты вступают одновременно и в трудовые, и в гражданско-правовые отношения. Например, работники ЗАО могут одновременно быть его акционерами, единственный владелец общества с ограниченной ответственностью может исполнять обязанности его директора по трудовому договору и т.п. К таким ситуациям мы еще будем обращаться в соответствующих разделах учебника.

Разграничение предмета правового трудового и административного права

Сходство трудовых и административно-правовых отношений обусловлено наличием в трудовых отношениях организационно-распорядительного элемента, который связан с управлением трудовым процессом и характеризуется императивным методом правового регулирования. Однако трудовое право регулирует отношения по управлению труда внутри организации, а административное право, в том числе, – вне организации, в сфере государственного управления. Властные полномочия работодателя (так называемая «хозяйская власть») касаются только организации труда, поддержания трудовой дисциплины и соответственно распространяются только на работников данной организации. Властные полномочия субъектов административных отношений представляют собой реализацию должностной компетенции и распространяются на органы или организации, с которыми они связаны отношениями подчинения, подконтрольности или поднадзорности. Сказанное можно проиллюстрировать следующим примером. Выполняя свои должностные обязанности по осуществлению контрольно-надзорной деятельности, например, при инспектировании предприятия государственный инспектор труда вступает в административно-правовые отношения. Как субъект этих отношений он может отдавать государственно-властные предписания, например, по устранению выявленных нарушений. С другой стороны тот же государственный инспектор является и субъектом трудовых отношений по месту своей работы. В самом деле, он обязан выполнять определенную трудовую функцию, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск и т. п.

В то же время в отдельных случаях трудовое право пересекается с административным еще более тесно. В предмет административного права, помимо внешневластных, включаются также и некоторые внутриорганизационные отношения, осуществляемые в рамках органов государственного управления. Такими отношениями, являются, например, государственно-служебные отношения. Государственные служащие, так же, как и обычные работники, осуществляют труд по найму. В то же время, они, реализуя возложенные на них обязанности, одновременно выступают агентами государства, в результате чего регулирование их профессиональной деятельности характеризуется целым рядом особенностей.

В настоящее время труд государственных служащих регулируется частично нормами специального административного законодательства, а, частично, нормами трудового законодательства. Разграничение трудовых и государственно-служебных правоотношений производится в каждом случае индивидуально и его осуществление является одной из наиболее сложных проблем административного и трудового права.

Разграничение предмета правового трудового права и права социального обеспечения

Право социального обеспечения регулирует общественные отношения, связанные с материальным и иным обеспечением нетрудоспособных лиц за счет средств бюджета или специальных внебюджетных фондов: выплата пенсий, пособий, государственной социальной помощи и т. п. Как правило, эти отношения (например, размер пенсий и пособий) зависят от прошлой трудовой деятельности лица: его заработной платы, трудового (страхового) стажа и т. п. Например, отношения по материальному обеспечению женщин в связи с беременностью входят в предмет права социального обеспечения. Однако трудовым законодательством (ст. 255 ТК РФ) устанавливается продолжительность отпуска по беременности и родам, в течение которого беременной женщине будет выплачиваться пособие по беременности и родам. Кроме того, размер этого пособия, как правило, определяется средним заработком беременной женщины. С другой стороны, в трудовых правоотношениях граждане реализуют право на труд и его оплату, а в отношениях по социальному обеспечению — право на социальную защиту в старости, при потере кормильца, утрате трудоспособности, на социальную поддержку семей с детьми и т. п. Объектом трудовых отношений является сам процесс труда. Объектом отношений социального обеспечения являются пенсии, пособия, льготы, услуги, компенсации.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.