Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ ТИПИЧНЫХ И НЕТИПИЧНЫХ НОРМ ПРАВА



Типичные нормы права являются правилами поведения. Они регулируют отношения между субъектами права, устанавливают обязанности и права каждого, а также имеют способы защитить их. Типичными они называются по тому, что они, сама норма права, как было видно из определения, является правилом поведения (не являющиеся нормами поведения это нетипичные нормы права).

1. Типичные нормы права подразделяются: регулятивные и правоохранительные [4, с. 199].

1.1. Регулятивные нормы права – правило поведения, которое устанавливает юридические права и обязанности организаций, простых граждан, органов государства. Регулятивные нормы права бывают обязывающими, запрещающими, управомочивающими.

а) Обязывающие нормы права – это обязанность субъекта права совершать определенные действия, "должен", "обязан" вот глаголы которые употребляют в изложении.

б) Запрещающие нормы права - это правило поведения, при котором обязанность субъекта не совершать определенных действий. Этому соответствуют глаголы "запрещается", "не допускается" и т.д.

в) Управомочивающие нормы права – это правило поведения, которое предоставляет право на совершение определенных действий. " Имеет право", "может", "вправе", эти глаголы употребляют в изложении.

1.2. Правоохранительные нормы права рассчитаны на неправомерное поведение и содержат указание на меры принуждения государства [17, с. 57].

Большинство правовых норм имеют регулятивный характер, потому что право рассчитано, прежде всего на правомерное поведение субъектов правового общения.

Структура нормы права - это внутренние, совокупность ее взаимосвязанных частей. Структура нормы права важна как для правотворческих органов - она помогает в формировании точных юридических предписаний, так и для правоприменительных органов, т.е. правильным образом их исполнять.

В основном говорят о структуре типичной правовой норме (правило поведения), нетипичные нормы структуры не имеют (не являются правилами поведения) [5, с. 77].

Типичные нормы права имеют схемы "если…то…". "Если…" - это описание условий, при которых действует данная правая норма, ее, называют гипотеза. "То…" - это правило поведения называется диспозицией или санкцией.

1. Гипотеза (от греч. Hypothesis - основание, предположение) - Это часть правовой нормы, в которой содержится описание условия данной правовой нормы, т.е. она указывает на обстоятельства при которых совершаются определенные действия. Гипотеза обозначает ту часть нормы права, где указаны условия (жизненные обстоятельства), наличие которых дает возможность осуществлять правило поведения - исполнять, соблюдать, использовать, применять это правило. Начинается со слов "если…", "в случае…" и др. выражения, но так же может иметь место и отсутствие гипотезы.

2. Диспозиция (от лат. disposition - расположение в определенном порядке друг по отношению к другу) - это само правило поведения, которое наступает при определенных обстоятельствах (гипотеза), и им следует руководствоваться. Диспозиция это конкретные права и обязанности любых членов общества.

3. Санкция (от лат. sanctio - строжайшее постановление) бывает в место диспозиции только в правоохранительной норме права. Санкция - указания на меры принуждения государства, в случае не правомерного поведения субъекта права [8, с. 91].

Также существует и логические нормы права, но они имеют другую структуру. Она выражается следующим образом: "если… то…иначе…", имеет три уже известных элемента, которые находятся вместе: это гипотеза (описание действий нормы права, "если…"), диспозиция (само правило поведения, " то…"), и санкция (ответственность за не соблюдение правил, изложенного в диспозиции " иначе…"). Редки случаи нахождения гипотезы, диспозиции и санкции рядом, в одних нормативных актах [10, с. 23].

Нормы права получают свое внешнее выражение через тексты нормативно правовых актов, которые конструируются из статей, параграфов, пунктов, абзацев. Основой структурной единицей нормативно правового акта является статья. Статья - это структурно обособленная часть нормативно-правового акта, представляющая собой государственно-властное веление и содержание одну норму права, несколько норм права или часть нормы права. Структурная обособленность выражается тем, что в кодифицированных нормативно правовых актах статья имеет заглавие или порядковый номер. С понятием статьи можно отождествлять понятия пункта, параграфа. Статья является формой отдельных норм права, организацией текста отдельных норм права, следовательно, самое первое соотношение статьи и нормы, как формы и содержания. Соотношение между статьей и нормой во многом зависит оттого, что перед нами - логическая норма или норма предписание. Если это норма - предписание, то она полностью содержится в статье. Норма-предписание ни в коем случае не может быть раздроблена между статьями.

Основные способы изложения нормы в статье нормативно-правового акта:

1) Прямой способ изложения. Суть этого способа состоит в том, что в статье нормативно-правового акта излагаются все 3 элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция). Здесь логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи нормативно-правового акта. Можно найти множество примеров такого построения нормативного материала, когда бы оно идеально соответствовало 3-х членной структуре нормы права. В действующих нормативно-правовых актах такое совпадение бывает не всегда. Главное состоит в том, чтобы лица, применяющие норму права, смогли бы обнаружить в статьях нормативно-правового акта или актов все структурные элементы , так как только при их наличии норма может обеспечить государственно-властное регулирование общественных отношений.

2) Отсылочный способ изложения. При такой форме изложения правовой нормы в статьях нормативно-правового акта содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведения.

3) Бланкетный способ изложения При таком способе в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится, и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона. В таких статьях содержится гипотеза и санкция, диспозиция же только называется, содержание ее не раскрывается [18, с. 58].

Отличие бланкетного способа изложения элементов правовой нормы в статье закона от отсылочного выражается в следующем: при отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, чтобы добыть недостающие сведения об элементах правовой нормы. Эта статья содержится в том же нормативно-правовом акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье закона не дается, а недостающие сведения об элементах правовой нормы следует искать в другом или других нормативно-правовых актах.

Таким образом норма права не тождественна статье закона. Норма права - это логически завершенное правило поведения , а статья закона - это форма его изложения. В статье закона, как видно, может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права, поэтому, может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду всем, кто пользуется правовыми нормами или применяет их в юридической практике.

Таким образом, из всего сказанного можно заключить, что, анализируя право как общественный институт, исследователи неизбежно сталкиваются не с отдельной, монолитной и самодостаточной системой. Право - это обобщенное понятие, так сказать, формула, обозначающая ни что иное, как четко структурированную систему юридических норм, и созданную для верного определения соотношения этой системы с прочими социальными явлениями. Юридические нормы обеспечивают гарантированное исполнение жизненно необходимых правил, без которых функционирование общества и государства было бы невозможным. Такие правила являются тем минимумом, который призван сохранять стабильность политической и правовой системы каждого государства. Коль скоро такая база уже создана , остальные сферы общественных отношений могут находиться в пределах компетенции прочих социальных норм [6, с. 99].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нормы права - это правила поведения, которые устанавливаются либо санкционируются государством в лице компетентных государственных органов. Их реализация обеспечивается государством, т.е. возможностью применения государственного принуждения.

Норма права - особая разновидность социальных норм наряду с нормами морали, нормами каких-то отдельных (не государственных) социальных общностей. От других норм ее отличают, всеобщий характер, своего рода обезличенность, распространение на всех участников общественных отношений, независимо от их воли и желания. Правовая норма, в отличие, например, от морали, призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете на определенный поступок. Правовая норма отличается от других субъектом своего подтверждения в качестве таковой. Окончательно норма признается правовой только государством. До того она может существовать, может обосновываться учеными, ею могут руководствоваться сами участники общественных отношений, но пока полномочные органы государства не признали ее, не встали на ее защиту, данную норму трудно рассматривать в качестве правовой. Здесь просматривается еще один отличительный признак правовой нормы - обеспеченность ее государственной поддержкой, государственной защитой, силой государственного принуждения.

Выделяют типичные и нетипичные нормы права.

Нетипичных нормы права имеют субсидиарный, т.е. вспомогательный, характер, помогают основным нормам придать завершенность и полноту праву; сами не регулируют общественные отношения и как бы присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. Поэтому относительно основных норм эти нормы квалифицируются в качестве дополнительных, образуются на основе «первичных», «исходных» норм, но включают в себя дополнительно иные предписания (вбирают новые регулятивные качества) в целях охвата новой группы общественных связей. По характеру образования они являются производными от основных норм.

Различают следующие нетипичные нормы права:

Общезакрепительные нормы, или нормы-начала — нормы, которые содержат положения, закрепляющие первичные основы общественного и государственного строя; в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений. Развитие этой разновидности норм связано с ростом законодательной культуры, законодательных обобщений, с «выведением за скобки» некоторых общих моментов. Например, нормы общей части уголовного права указывают на некоторые единые признаки преступления, наказания, условия освобождения от наказания и др. Общезакрепительные нормы нередко совпадают с учредительными нормами.

Учредительные нормы, или нормы-принципы — нормы, в которых сформулированы непререкаемые требования общего характера, относящиеся ко всем или большинству институтов или норм отрасли права. Например, нормы-принципы функционирования социально-экономического и общественно-политического строя, взаимоотношения государства и личности. Так, нормой-принципом является ст.3 Конституции Украины, которая гласит: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью».

Прогностические нормы, или нормы-цели — нормы, в которых содержатся прогнозы развития государственного или общественно-политического строя. Нормы-цели можно считать разновидностью учредительных норм. Вместе они служат нормами-эталонами, которые позволяют установить соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития.

Декларативные нормы, или нормы-объявления — нормы, в которых содержатся положения программного характера, нормативные объявления.

Дефинитивные нормы, или нормы-дефиниции (определения) — нормы, которые содержат определения правовых категорий и понятий. Например, понятие юридического лица, преступления, сделки и др. Такие определения имеют общеобязательное значение.

Типичные нормы права являются правилами поведения. Они регулируют отношения между субъектами права, устанавливают обязанности и права каждого, а также имеют способы защитить их. Типичными они называются по тому, что они, сама норма права, как было видно из определения, является правилом поведения (не являющиеся нормами поведения это нетипичные нормы права).

1. Типичные нормы права подразделяются: регулятивные и правоохранительные.

1.1. Регулятивные нормы права – правило поведения, которое устанавливает юридические права и обязанности организаций, простых граждан, органов государства. Регулятивные нормы права бывают обязывающими, запрещающими, управомочивающими.

а) Обязывающие нормы права – это обязанность субъекта права совершать определенные действия, "должен", "обязан" вот глаголы которые употребляют в изложении.

б) Запрещающие нормы права - это правило поведения, при котором обязанность субъекта не совершать определенных действий. Этому соответствуют глаголы "запрещается", "не допускается" и т.д.

в) Управомочивающие нормы права – это правило поведения, которое предоставляет право на совершение определенных действий. " Имеет право", "может", "вправе", эти глаголы употребляют в изложении.

1.2. Правоохранительные нормы права рассчитаны на неправомерное поведение и содержат указание на меры принуждения государства.

Большинство правовых норм имеют регулятивный характер, потому что право рассчитано, прежде всего на правомерное поведение субъектов правового общения.

Нормы права являются одной из разновидностей социальных норм. Правовые нормы могут сочетать в себе черты других видов социальных норм (например, таких как, нормы обычаи, нормы морали и т д). Проанализировав существующие определения норм права, предложенные различными правоведами, можно отметить, что они едины во мнениях, что правовые нормы являются регулятором общественных отношений, создают и предлагают определенную модель поведения, устанавливаются и охраняются государством, обращены к неопределенному кругу лиц и применяются многократно.

Вокруг вопроса о структуре норм права в юридической литературе развернулась дискуссия. Существует множество мнений по данному вопросу, но большинство правоведов считают, что необходимо рассматривать логическую структуру норм - правил поведения, как основную, состоящую из трех элементов. В этом случае говорят о наличии гипотезы, диспозиции и санкции.

Практически каждую норму права можно подвести к определенному виду классификации. Поэтому можно говорить о значимости классификации для теории права. Она позволяет определить положение определенного вида норм, в системе права, раскрыть значение определенных видов правовых норм в правовом регулировании, определить пределы и сферы этого регулирования для соответствующих норм и правоприменения.

Несомненно, что право формируется при непременном участии государства. Государство непосредственно устанавливает общие нормы, является фактором, формирующим право. Здесь, правда, нужна оговорка. Государство не является основным и определяющим фактором в этом процессе. Точнее было бы сказать, что оно не формирует право, а завершает правообразующий процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне.

Нормы права имеют огромное практическое значение. Определяют и регулируют поведение граждан, они "несут" право в реальную жизнь, донося его до участников общественных отношений. Ввиду такого большого практического значения норм права, нужно заметить, что рассмотрение и детальное изучение теоретических основ этого вопроса, является одним из важнейших аспектов теории права, определение признаков, структуры и видов правовых норм, так же имеет правовое значение.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Василевич, Г.А. Источники белорусского права: принципы, нормативные акты, обычаи, прецеденты, доктрина. 2-е изд., доп. – Минск: ТЕСЕЙ, 2008. – 321с.

2. Василевич Г.А., Вишневский А.Ф., Кучинский В.А., Мурашко Л.О., Тиковенко А.Г. Общая теория государства и права: учеб. пособие. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 243 с.

3. Венгеров, А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега-Л, 2004. – 299 с.

4. Вишневский, А.Ф. Правовое государство: основные черты и некоторые аспекты его формирования в Республике Беларусь // Проблемыформирования правового государства в Беларуси: Сб. науч. тр. под ред. В.А. Кучинского. – Минск, 1994. – 421 с.

5. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория

государства и права. – Минск: Интегралполиграф, 2009. – 355 с.

6. Дробязко С.Г., Козлов В.С. Общая теория права: учеб. пособие. – Минск: НО ООО «БИП-С», 2003. – 233 с.

7. Зорченко Е.А., Юрашевич Н.М. Общая теория права: пособие. – Минск: Акад. управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. – 354 с.

8. Кучинский, В.А. Современное учение о правовых отношениях. – Минск: Интегралполиграф, 2008. – 278 с.

9. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.: Спарк, 2000. – 312 с.

10. Лебедев А.Ф., Глыбовская Н.А. Общая теория права: учеб.-метод.

разработка. – Минск: МИУ, 2009. – 212 с.

11. Сiльчанка, М.У. Агульная тэорыя права: вучэб.-метад. комплекс. – Гродна: ГрГУ, 2008. – 456 с.

12. Сильченко, Е.Н. Основные направления систематизации нормативно- правовы х актов местных органов самоуправления и управления // Теория и практика правотворчества и правоприменения: Республика Беларусь в условия интеграционных процессов: тезисы докл. междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 13-14 апреля 2007 г. – Гродно: ГрГУ, 2007. – С. 55-56.

13. Сильченко, Н.В. О критериях отраслей права // Право и демократия: Сб. науч. тр. Вып.13. – Минск, 2002. – С. 54-66.

14. Слободчиков, Н.А. Нормы права: Виды правовых норм, регулирующих деятельность органов внутренних дел: Учеб. пособие. – Минск, 1992. – 542 с.

15. Сырых, В.М. Логические основания общей теории права в 2 т. Т.1. Элементный состав. – М., 2000. – 355 с.

16. Тихиня В.Г., Бондаренко Н.Л., Кодавбович В.А. Правовое государство как основа преобразований общества и экономики в Республике Беларусь. – Минск, 2006. – 432 с.

17. Тихомиров, Ю.А. Действие закона. – М., 1992. – 299 с.

18. Хачатуров, Р.Л. Источники права. Вып. 1-2. – Тольятти, 1996-1997.- 311 с.

19. Шупленков, В.П. Законотворчество: фундаментальный курс. – М., 1993. – 266 с.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.