Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕТИПИЧНЫХ НОРМ ПРАВА



ВВЕДЕНИЕ

Очень долгое время в процессе эволюции и развития человечество не заметно для себя стало придерживаться определенных, доминирующих норм. Естественно, что там, где есть общество, то там и есть определенные правила общежития. На раннем этапе развития эта была однородная масса, но вскоре с увеличением развития социальной однородности и людей и численности населения, неизбежно увеличивались и правила поведения.

Обнаружение совершенно нового явления настолько поразило и заинтересовало, что многие умы начали изучать и познавать его основы. Так потихоньку образовывались понятия такие как: государство и право.

Вопрос о праве государстве возник еще в античные времена. Почти у всех работ древних мыслителей проходит идея, мысль о необходимости преклонением перед законом, ее авторитетом. Под законом в то время понималось правила общественного поведения, как результат мудрого опыта.

Учение о праве было и в средние века, были замеченные работы таких людей как: Фомы Аквинского (1225-1274), Декарт, Бекон, Гоббса, Канта, они также продолжали развития учения о праве.

В наше время теория государства и права более демократична, чем в былые времена, она открыта для восприятия и новых идей. Очевидно, что современное общество не может обойтись без государства. Существует потребность в покровительстве культуре, образованию, в защите социальных прав и свобод граждан, но оно не безгранично, существуют пределы такого покровительства и вмешательства. Пределы обусловлены, прежде всего, регулятивным потенциалом самого права.

Государство неотделимо от права и право неразрывно связанно с государством. Если государство издает правовые акты, законы, обеспечивает их соблюдение неукоснительно, при случаях не исполнения, соблюдения, применяет принудительную меру и силу, то право воздействует на государство, устанавливая общеобязательные для всех (органов должностных лиц, граждан) правила поведения. Также стоит заметить, что не все правила носят обязательный характер, есть еще и правила - рекомендативные.

Право всегда выступает как регулятор общественных отношений. Право закрепляет существующий в любой стране строй государства. Право вносит определенный порядок в обществе, регулирует конкретные обязанности и права каждого из сторон. Поэтому каждое государство старается издать правовые акты (постановления, декреты и др.), но и стремится осуществить их. С помощью права определяется место, роль, функции государственного аппарата, а их взаимодействия с другими органами и населением. Следовательно, государство не может без ущерба для общества манипулировать правом или освободиться от него.

Вопрос «Нормы права» является одним из основополагающих и интересных в области теоретических познаний государства и права, затрагиваемые в работе проблемы в известной мере традиционны и сравнительно изучены в правоведении, так как теория правовой нормы, отличается аргументированностью и стабильностью ее основных положений. И все же обращение к проблематике, казалось бы, достаточно изученной, представляется в данном случае оправданным. Это объясняется, прежде всего, ее практической значимостью. Вопрос о правовых нормах касается, прежде всего, того, как образуются и реализуются государственно-обязательные правила поведения. Очевидна теоретическая значимость данного вопроса и, наконец, неоднозначность подходов к рассматриваемой проблематике в специальной литературе.

Сегодня наука не стоит на месте, особенно юридическая, она все время развивается, а потому нуждается в анализе, корректировке, дополнении и усовершенствовании. Отсюда вытекает важная задача - представить многообразие высказываний по поводу понимания нормы права и попробовать проанализировать традиционную трактовку нормы права. На данный момент существует масса различной юридической литературы, ознакомившись с которой можно обнаружить большое количество точек зрения и мнений на практически любую проблему.

Таким образом, цель курсовой работы – рассмотреть типичные и нетипичные нормы права.

Из цели вытекают следующие задачи:

1. дать понятие и определение нетипичных норм права.

2. охарактеризовать виды нетипичных норм права.

3. рассмотреть соотношение типичных и нетипичных норм права.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕТИПИЧНЫХ НОРМ ПРАВА

 

Исследователи давно заметили, что норма как таковая в чистом виде в природе не существует. Она всегда является нормой чего-либо (прибыли, поведения, количественной или качественной оценки и т.д.). В юриспруденции широко используются понятия социальной, технической и правовой норм. В свою очередь, они выступают обязательным структурным компонентом таких надстроечных систем, как политика, мораль, религия, нравственность, эстетика и др.С. С. Алексеев определяет социальные нормы как социально-волевые, исторически сложившиеся или целенаправленно установленные масштабы поведения, регулирующие поведение людей в обществе [12, с. 55].

Социальные нормы - одно из основных средств ориентации поведения личности или социальной группы в определенных условиях и средство контроля. Социальные нормы - это правила поведения или информационные обобщения о наиболее типичных жизненных ситуациях или явлениях, созданные людьми и обращенные к ним в целях установления и поддержания условий человеческого общежития или классового господства со стороны общества за их поведением. Основная функция социальных норм - функция регулирования общественных отношений - проявляется в том, что они содержат более или менее детальные "модели" поступков, так или иначе связанных с взаимоотношениями людей, оценивают полезность этих поступков, указывают на последствия их соблюдения или несоблюдения.

Социальные нормы различаются по видам. По содержанию социальные нормы делятся:

- политические (регулируют политические отношения - по поводу политической власти);

- экономические (регулируют экономические отношения - по поводу производства и обмены материальных благ);

- нормы культуры (регулируют общественные отношения в непроизводственной сфере, связанные с реализацией духовных потребностей и интересов человека);

- иные (этнические, религиозные, экологические и пр). [1, с. 17].

По форме выражения выделяют такие социальные нормы:

- формально-определенные (имеют письменную форму выражения - нормы права, нормы общественных организаций и т.п.);

- формально неопределенные (не имеют письменной формы выражения, содержатся в сознании людей - обычаи, традиции и т.п.) [12, с. 55].

Социальные нормы основаны на познании закономерностей развития общества, регулируют взаимное поведение людей. Они включают в себя нормы морали, общественных организаций, обычаи.

Нормы-обычаи - это исторически сложившиеся и в результате многократного повторения, вошедшие в привычку естественные правила поведения людей. Обычай - основная форма регулирования поведения в догосударственном обществе, в условиях родового строя, он опирается на силу привычки и существует в силу наличия фактических отношений.

Нормы – морали это принципы, в которых выражены отношения или взгляды на гуманизм, справедливость, достоинства человека и т.д. Нормы марали – правила поведения, которые формируются в обществе естественно - историческим путем, в соответствии с нравственными представлениями людей. Их реализация обеспечивается мерами общественного воздействия.

Нормы-морали по своему происхождению не связаны с государственной властью, как правило, они существуют устно и реализуются на основе внутреннего убеждения человека и общественного мнения.

Нормы общественных организаций (корпоративные нормы), это правила поведения, которые устанавливаются общественными организациями в целях регулирования внутриорганизационных отношений. Корпоративные нормы - это общие правила поведения общественных и иных видов негосударственных организаций (например, различные виды юридических лиц). Их действие распространяется только на членов организаций. Эти нормы, как правило, формализованы, т.е. содержатся в уставах этих общественных организаций. Одной из разновидностей корпоративных норм специалисты рассматривают религиозные догмы (например, "закон божий") [12, с. 55].

Выделяя разновидности социальных норм, необходимо указать на особое положение норм в этой системе. Это дна из разновидностей социальных норм. Что же роднит норму права с другими социальными нормами? Это общность их предназначения, они устанавливают, определяют границы, рамки дозволенного и возможного, Обязательного поведения человека, различных коллективных образований, социальных групп и заканчивая государства в целом. Социальное назначение правовых норм определяется их регулирующей ролью. Нормы призваны закреплять и стимулировать необходимые и желательные для общества и государства отношения, охранять от нарушений и воздействовать на социально нежелательные связи в целях ограничения, вытеснения, устранения этих нарушений. Норма права это четкое поведение, которое упорядочивает соответственные общественные отношения и состояния.

Нормы права выступают в качестве основных пунктов сосредоточения, определяют черты всей системы и характер взаимоотношений между ее частями. Специфичность правовой нормы проявляется в том, что она, прежде всего, основана и обусловлена государством и характеризуется конкретными признаками, отличающимися от других социальных норм [14, с. 121].

Правовая норма (норма права) - одно из основополагающих понятий правовой науки. Интерес к познанию этого социального явления появился еще давно, в 50-х годах идей "широкого" правопонимания, поскольку его сторонники рассматривали в качестве составных частей права не только правонарушения, но и правовые нормы. Норма права – это установленное и санкционированное государством общеобязательное правило поведение, предназначенное для регулирования отношений в обществе.

Существует несколько определений нормы права, например А.Б. Венгеров дает такое определение:

Норма права - это общеобязательное правило, установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, регулирующее общественные отношения.

По емкому и точному определению П.П. Вострикова:

Нормы права - это правила поведения, которые устанавливаются либо санкционируются государством в лице компетентных государственных органов. Их реализация обеспечивается государством, т.е. возможностью применения государственного принуждения [12, с. 55].

Норма права - особая разновидность социальных норм наряду с нормами морали, нормами каких-то отдельных (не государственных) социальных общностей. От других норм ее отличают, всеобщий характер, своего рода обезличенность, распространение на всех участников общественных отношений, независимо от их воли и желания. Правовая норма, в отличие, например, от морали, призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете на определенный поступок. Правовая норма отличается от других субъектом своего подтверждения в качестве таковой. Окончательно норма признается правовой только государством. До того она может существовать, может обосновываться учеными, ею могут руководствоваться сами участники общественных отношений, но пока полномочные органы государства не признали ее, не встали на ее защиту, данную норму трудно рассматривать в качестве правовой. Здесь просматривается еще один отличительный признак правовой нормы - обеспеченность ее государственной поддержкой, государственной защитой, силой государственного принуждения.

Правило поведения в обществе устанавливается не только государством, но другими организациями (общественными, религиозными и др.), то установленное государством правило поведение становится правовой нормой. Это значит, что за нарушение могут быть применены меры государственного принуждения, ведь за соблюдением требований правовой нормы следят правоохранительные органы [3, с. 49].

Стоит заметить, что норма и права соотносятся между собой как общее и единичное, по этому норма права сохраняет основные признаки права как общего [19, с. 67].

От норм права следует индивидуальные правые акты, ненормативные акты общего характера. Внутреннее строение и деление правовых норм на

составные части, и связь их между собой и составляет структуру правовых норм.

Право направленно на выполнение двух задач: положительное регулирование отношений, регламентирование правомерных поступков, и охрану правовых предписаний, от нарушений. Наличие этих задач предопределяет разделение всех норм - правил на два вида: нормы позитивного регулирования и правоохранительные нормы.

Право состоит из действующих в данном обществе правовых и юридических норм.

Правовая норма – это исходный элемент, первичная " клеточка " права. Именно поэтому в ней проявляются многие основные признаки, относящиеся к праву в целом.

Любое государственно-организованное общество не может обойтись без норм права. Но это единичный феномен права, поэтому полное научное определение понятия предполагает выяснение присущих норме права специфических признаков. Стоит заметить, что норма и право соотносятся между собой как общее и единичное, по этому норма права сохраняет основные признаки права как общего.

Перечисленные ниже признаки нормы права почти одинаковы признакам самого права в целом.

1. Нормативность. Норма права имеет общий, а не конкретный характер, она является общим правилом поведения. Норма права расчитана не на конкретную ситуацию, а на сходные ситуации. Норма права необходима для регулирования общественных отношений.

2. Общеобязательность. Нормы права обязательны к исполнению всеми организациями, должностными лицами, простыми гражданами и органами государства, так как имеют государственно-властный характер.

3. Системность. Ни одна норма права самостоятельно, бес связи с другими нормами права, не может регулировать общественные отношения. К примеру, для того чтобы наказать преступника, применив соответствующую норму уголовного права, следует воспользоваться очень многими нормами уголовно - процессуального права, определяющими возбуждения уголовного дела, его расследования и рассмотрения в суде.

4. Формальная определенность. С помощью правил юридической техники и установленных приемов, содержание правовых норм выражается в правовых актах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов.

5. Норма права установлена компетентными государственными органами. Но еще нормы права могут быть приняты народом, и содержаться в актах референдума, могут устанавливаться, обеспечивается мерами государственного воздействия.

6. Реализация норм права при необходимости обеспечивается принудительной силой государства: принуждением, наказанием, стимулированием [16, с. 69].

Таким образом, норма права - это общее правило, которое вбирает в себя все богатство социального опыта общества и государства, многообразие особенного, индивидуального, отдельного.

Норма права является научным, объективно обоснованным предписанием - моделью общественного отношения.

 

Специализированные (обеспечивающие, или производные) нормы - это — нетипичные правовые предписания, т.е. предписания «нестандартного» характера, в которых отсутствуют те или иные свойства, признаки, объективно присущие классической модели нормы права.

Признаки нетипичных норм права:

1. Имеют субсидиарный, т.е. вспомогательный, характер, помогают основным нормам придать завершенность и полноту праву;

2. Сами не регулируют общественные отношения и как бы присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. Поэтому относительно основных норм эти нормы квалифицируются в качестве дополнительных,

3. Образуются на основе «первичных», «исходных» норм, но включают в себя дополнительно иные предписания (вбирают новые регулятивные качества) в целях охвата новой группы общественных связей. По характеру образования они являются производными от основных норм [2, с. 15].

Причины создания нетипичных норм права:

— Необходимость в законодательном охвате новых видов общественных отношений через сложившуюся и оправдавшую себя на практике систему правового регулирования и возможность их охвата в полном объеме без каких-либо принципиальных противоречий с ранее принятыми нормами (объективный момент).

— Убежденность законодателя в целесообразности развивать, расширять действующие нормы путем внесений в них изменений и дополнений, а не разрабатывать принципиально новые нормы (субъективный момент). Создание специализированных (вспомогательных, или производных) правовых норм позволяет логически согласовать весь нормативный массив, избежать в нём противоречий и пробелов [11, с. 67].

Схематично пути (стадии) разработки нетипичных норм права можно представить следующим образом:

1. Идея -> норма -> отношение: здесь нетипичные нормы направлены на совершенствование сложившихся общественных отношений, уже урегулированных в определенной степени правом;

2. Отношение —> идея -» норма: здесь необходимо охватить нетипичными нормами сложившиеся общественные отношения, не урегулированные правовыми нормами [11, с. 69].

Следует учесть, что составление текста специализированной (вспомогательной, или производной) правовой нормы невозможно без изменений, дополнений гипотезы или (и) диспозиции основной (первичной, исходной) нормы права. В гипотезе указываются новые условия действия нормы. В диспозиции определяются иные правила поведения, отличающиеся от диспозиции основной (первичной, исходной) правовой нормы.

Нетипичные нормы права отграничиваются друг от друга в зависимости от целевого назначения, выполняемого в процессе правового регулирования [13, с. 54].

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.