В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ (выписка из ЦМ-407 от 25.11.96г.,ЦЧУ/4895 от 19.03.92г. «Инструкция по составлению натурного листаф.ДУ-1») 34.1. К опасным грузам относятся вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранения могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, устройств, зданий и сооружений, а также к гибели, травмированию, отравлению, ожогам или заболеваниям людей, животных и птиц.
34.2. Опасные грузы в соответствии с ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» разделяются на следующие классы:
класс 1- взрывчатые материалы (ВМ);
класс2 - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
класс 3- легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
класс 4- легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ), вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
класс 5- окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП); класс 6- ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ); класс 7-радиоактивные материалы (РМ); класс 8- едкие или коррозионные вещества (ЕК); класс 9- прочие опасные вещества.
Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы.
Опасным грузам 1 класса присваивается также разрядный номер с 1 по 32.
При перевозке ВМ автотормоза у этих вагонов должны быть выключены, независимо от вида тормозных колодок и типа вагонов, если такое указание имеется в перечне. Разобщительный кран к воздухораспределителю должен быть перекрыт, закреплен в этом положении и опломбирован. В составе поезда должно быть не более 4 групп вагонов с выключенными тормозами, а в группе - не более 8 осей.
При производстве маневровых передвижений на вагонах с ВМ автотормоза должны быть включены.
ВМ могут следовать в поездах одиночными вагонами и группами вагонов, а также перевозиться поездами с постановкой соответствующего прикрытия в пределах норм по весу и длине, предусмотренными графиком движения. Разрешается включать вагоны ВМ в тяжеловесные поезда.
34.3. ЗАПРЕЩАЕТСЯперевозка ВМ в поездах:
- пассажирских и почтово-багажных,
- людских, а также имеющих в составе отдельные вагоны с людьми;
- соединенных;
- с негабаритными грузами верхней третьей, нижней третьей и больших степеней, боковой четвертой и большей степеней негабаритности;
- имеющих длину более вместимости приемоотправочных путей на участках следования таких поездов.
34.4. При сопровождении вагонов с опасными грузами наряд охраны должен находиться не далее, чем за 5 вагонов от охраняемого вагона или группы вагонов.
Если группа вагонов находится в головной части поезда не далее, чем за 5 вагонов от электровоза или тепловоза, то при отсутствии тормозной площадки разрешается проезд стрелка военизированной охраны на локомотиве с предварительным инструктажем стрелка машинистом о порядке проезда на локомотиве.
34.5. Вагоны с разрядными грузами при постановке поезда должны иметь прикрытие не менее указанного на штемпеле в грузовых документах.
Например: 3-3-3-3:
Первая цифра - от ведущего локомотива.
Вторая цифра - от подталкивающего локомотива.
Третья цифра - от вагонов с людьми.
Четвертая цифра - от локомотива при маневрах.
34.6. Вагоны с ВМ, не имеющие в перевозочных документах штемпель «С ГОРКИ НЕ СПУСКАТЬ», допускаются к роспуску с сортировочных горок и производству маневров толчками. Скорость соударения таких вагонов не должна превышать 5 км/ час.
Если в перевозочных документах на вагоны с ВМ или на вагоны из состава воинского транспорта имеется штемпель «С ГОРКИ НЕ СПУСКАТЬ», то маневры должны производиться осаживанием или «съемом» локомотивом со стороны подгороч-ного парка с соблюдением норм прикрытия с особой осторожностью, без толчков и резких остановок. Скорость соударения вагонов с ВМ при их сцеплении с другими вагонами или локомотивом не должна превышать 3 км/час. Пропуск этих вагонов через сортировочную горку должен производиться только с локомотивом.
34.6. При производстве маневров с вагонами, занятыми разрядными грузами, передача управления локомотивом помощнику машиниста запрещается.
34.7. В натурном листе на поезд, в составе которого имеются вагоны с разрядными грузами, оператор технической конторы, станции или дежурный по парку на основании перевозочных документов; в графе «Особые отметки» против номера вагона с таким грузом обязан сделать отметки в графе 9 и 10.