Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ш. Мир средне - прусского дворянства, его жизненная концепция.



«…показать пустую, выспреннюю, лживую, высокомерную и жестокую сущность современного буржуа, у которого на устах Шиллер, а в голове Герзон (хозяин магазина мод)».

Т.Фонтане

В образе всего средне прусского дворянства Фонтане высмеивал лицемерие и подлинную сущность.

В романе «Эффи Брист» (1895) мы видим столкновение «истинного» человека, еще совсем юного и чистого, с лицемерием и жестокостью дворянского общества, его ложной моралью.

Жертвой этих общественных условий становится героиня романа Эффи Брист, отданная, согласно традициям ее семьи и по соображениям выгоды, в жены чужому ей человеку, который много старше ее, которого она не знает и не может полюбить.

Еще в 1878 году Теодор Фонтане дал выразительную характеристику современному обществу, прежде всего его социальным верхам: «Если осмотреться, то в высших слоях нашего народа, среди дворянства, крупных чиновников, сановной буржуазии, художников и ученых встретишь лишь умеренную порядочность. Все они узколобы, скупы, завистливы, лишены чувства прекрасного и справедливого, стремятся брать, но не давать, чтят показную честь больше действительной и в невероятной степени страдают отсутствием великодушия, благородства и способности прощать и приносить жертвы. Они эгоистичны, черствы, грубы».[4]

Эти слова Фонтане подтверждаются в тексте романа «Эффи Брист» (гл. 27): «… так должно быть. Я уже все обдумал. Каждый из нас не просто человек сам по себе, мы все лишь частица какого-то целого, и это целое мы должны постоянно учитывать, мы во всем зависим от него. Если бы я мог жить, не завися не от кого, я мог бы примириться; я взял бы только на себя эту ношу, забыл бы о своем счастье; многим выпадает такой удел – жить без настоящего счастья, и я должен был бы и смог бы согласиться со своей участью. Не обязательно быть счастливым, даже претендовать на счастье, и совсем не обязательно убивать того, кто отнял это счастье … я не хочу обагрить кровью свои руки только потому, что у меня отняли счастье, но это общественное нечто деспотически властвует над нами – ему нет дела до очарования, или любви, или срока давности. У меня нет выбора. Я должен!» (Инштеттен)

Другой герой – Крампас, тоже связан этим «общественным нечто»:

« - А как он держался?

- Прекрасно.

- Высокомерно? Фривольно?

- Ни то, ни другое. Откровенно говоря, Инштеттен, его поведение меня потрясло. Когда я назвал Ваше имя, он побледнел, как мертвец, и попытался собраться с силами, у него даже губы задрожали. Правда, это длилось какое-то мгновение, затем он снова овладел собой; теперь все в нем выдавало печальную покорность судьбе…» (разговор Вюллерсдорфа и Инштеттена после вызова Крампаса на дуэль).

А уже после дуэли Инштеттен думает о том, что все, что произошло – лишь фарс. «… но ведь все оказалось театром, данью предрассудку, надуманной историей, на половину комедией. Эту комедию я должен теперь продолжать и изгнать и погубить Эффи и себя самого…». И постепенно в своих рассуждениях Инштеттен приходит к мысли о том, что он мог всего этого избежать. Хотя он до конца сомневается и в том, что должен был убить, и в том, что должен был пощадить Крампаса и Эффи. «… сколько людей создает лишь видимость жизни, видимость брака, семьи … и я лишился бы счастья; но мне никогда не пришлось бы смотреть в эти вопрошающие и безмолвно укоряющие глаза…».

Эффи была покорна своей судьбе и решению мужа, она страдала и терпела, но лишь однажды из ее сердца вырвалось негодование на мужа, и на общество в целом: когда Эффи поняла, что у нее отняли привязанность дочери (Анни). «…о господи, прости мне все, что я сделала, я была тогда почти ребенком! Но нет, я уже не была ребенком, я была достаточно взрослой, чтобы понимать, что я делаю. Но то, что случилось теперь, это уж слишком! …Боже, это не ты сейчас с моей дочерью, это не ты хотел покарать меня! Это был он, только он! Я думала у него благородное сердце, я чувствовала себя рядом с ним маленькой и ничтожной. Я теперь поняла, что маленький и ничтожный – это он! И поэтому он жесток. Все ничтожные люди жестоки.»

В произведении Т.Фонтане выступает в роли судьи современному ему обществу, загнавшего женщину в кандалы домашнего рабства. Фонтане анализирует жизнь «ничтожных», «жестоких» людей наряду с жизнью главной героини. Писатель поднимает актуальные проблемы времени, в том числе и отведенной в нем роли женщины, умело отобранными деталями, точными мазками воссоздает малопривлекательную картину вильгельмовской Германии. В романе явно вырисовывается безнадежность буржуазного мира, демонстрируется на повседневности существования то, что говорит о «больном» обществе. Но самое ужасное, что про того, кто страдает от него, говорят, что это судьба: «все судьба. Так должно быть» (Инштеттен, гл. 27). Под судьбой понимается то, что, по сути, является результатом общественного давления. Именно в таком обществе отдельный человек, а тем более женщина не может управлять собственной жизнью и становиться «жертвой общества».

В романе описывается провинциальное общество. Фонтане прозрачно намекает на то, что даже в Берлине царят провинциальные нравы. В маленьком городе все на виду, от того все боятся его гнева и немилости.

Здесь речь идет не о настаивании на глухую мораль, а о том, что такие условия устройства общества вообще не уважаются. Самое страшное заключается в том, что Эффи нарушила нормы общества не своей изменой, а тем, что не смогла достаточно хорошо это скрыть.

В целом у всех героев романа есть внутренняя «подточенность». Фонтане нашел наглядный символ этой «подточенности». В 19-й главе описывается, как небольшое общество, побывавшее в доме главного лесничего, возвращается в Кессин; среди возвращающихся – Инштеттен, Эффи, Крампас, Сидония Гразенабб. На пути они встречают препятствие, хотя внешне ничего не заметно, весь берег моря, по которому они едут, размыт подпочвенными водами, шлоном, и стоит ступить человеку или лошади, как они погружаются в трясину. Этот эпизод приобретает символическое значение, потому что душа Эффи также не надежна, как эта почва, - сразу же следует рассказ о том, как Эффи, едущая в санях с Крампасом, не может оказать сопротивления его ухаживаниям.

Заключение

Острое чувство современности никогда не покидало Фонтане. И как ни ограничены романы Фонтане малым миром семейно-бытовых и семейно-психологических конфликтов, писатель ясно осознает историческое место своих героев в большом мире – их место в общественной истории своей страны и народа. Ведь уход его героев в малый мир, их пассивность по отношению к событиям большого мира, есть для Фонтане факт исторический, обусловленный особенностями развития Германии, и как ни «частны» конфликты, которые определяют судьбу его героев, эти конфликты всегда по-своему историчны.

Фонтане никогда не выводит своих героев за пределы их среды, их маленького мирка. Они не умеют найти в мире большой, настоящей правды, как не сумела найти этой правды Эффи. Но писатель, однако, умеет показать ограниченность своих героев как большую общественную драму – и пробудить к ним сочувствие.

Целью курсовой работы являлось определение женской психологии на примере романа Теодора Фонтане «Эффи Брист». Сделать это было непросто. В своем романе автор сумел доказать, что женщина будь она аристократкой или простой крестьянкой живет и чувствует наравне с мужчиной. Фонтане утверждает, что внутренний мир женщины настолько богат, что именно за ней будущее, жизнь. Автор использует реалистические образы без каких-либо прикрас. Реалистичность проявляется на грани с натурализмом, у Фонтане это выявляется на образе Эффи. Психология женщины тесно связана с социо-культурным сознанием.

Немецкие реалисты 20-го века многим обязаны Теодору Фонтане. Критическое отношение к окружающей действительности, точность социальных характеристик, умение сдержанно и вместе с тем покоряюще правдиво воссоздать психологический облик своего современника, удивительная конкретность изображения – все эти черты искусства Фонтане по-своему восприняли многие немецкие романисты 20-го века. Теодор Фонтане по праву занимает место автора немецкой классической литературы.


 

[2] 18 марта 1848 г. в Берлине победило народное восстание, ставшее высшей точной в развитии освободительного движения в Германии в революции 1848-1849 гг.

[3] «Исключительный закон против социалистов» (1878-1890) – принят Германским Рейхстагом по инициативе Бисмарка для подавления рабочего движения, в результате чего социал-демократическая партия была вынуждена уйти в подполье.

[4] Фрадкин И.М. Теодор Фонтане. – В кн. История немецкой литературы, т.IV. М., 1968, с 188-189

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.