Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и правовой статус государственных органов

Представители власти и иные должностные лица, как субъекты административного права

Наиболее универсальное понятие должностного лица в Российском законодательстве было первоначально сформулировано в уголовном кодексе РФ, а в последствие почти полностью воспроизведено в кодексе об административных правонарушениях. В этих актах под должностным лицом понимается лицо, которое постоянно/временно/по специальному полномочию, осуществляющее функции представителей власти или выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных организациях, вооруженных силах РФ, а также иных официальных войсках или воинских формированиях в РФ . (Первая часть – основа полномочий, когда реализуется, второй блок касается характера: по сути тех самых видовых групп, которые выделяются: представители власти, должностные лица, осуществляющие административно-хозяйственные, третий блок – где эти лица, являющиеся должностные лица, могут осуществлять свои полномочия (где работать))

Доктринальное определение понятия должностное лицо исходит из двух основных концепций

  1. узкий взгляд на это понятие предполагает, что должностными лицами могут считаться только субъекты, обладающие распорядительными полномочиями внутриведомственного характера. Это означает, что властные полномочия таких лиц распространяются только на работников соответствующего органа или организации
  2. согласно широкой точки зрения, отличительной чертой всех должностных лиц является в принципе наличие у субъекта распорядительных полномочий, вне зависимости от того на кого направлены эти полномочия: будь то лица находящиеся или не находящиеся в служебной зависимости от субъекта

Российское законодательство исходит из широкого определения должностного лиц и в качестве особой разновидности должностных лиц выделяет представителей власти. Представители власти – это должностные лица правоохранительных или иных контролирующих органов, а также иные должностные лица, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями, которые они реализуют в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, то есть не состоящих с ними в служебных отношениях.

Особой разновидностью должностных лиц являются руководители государственных органов. Специфика их полномочий обусловлена особыми задачами, которые они реализуют во взаимоотношениях с субъектами, находящимися от них в служебной зависимости. Среди таких специфических задач выделяют:

1)создание условий для адекватного понимания политики, проводимой соответствующим органом,

2)организация деятельности соответствующего органа в том числе внесение единообразия в деятельность подчиненных, ограничение административного усмотрения подчиненных, формулирование обязательных и рекомендательных моделей, толкование правовых норм и решение управленческих задач

3) выделение приоритета в деятельности государственного органа и планирование деятельности

4) осуществление контроля за действиями и актами подчиненных, разъяснение подчиненным содержания правовых норм и правоприменительной практики, а также последствий их изменения

Понятие и правовой статус государственных органов

Государственный орган – это политическое учреждение, созданное для выполнения определенных функций государства и наделенное для этого публично-властными полномочиями.

Признаки государственного органа:

  1. организационный характер, предполагающий, что орган состоит из физических лиц, имеет определенную внутреннюю структуру и занимает определенное положение в системе государственных органов. (три тезиса: 1:несколько людей в куче, второй: структурирование и взаимосвязь, иерархия, 3: он существует не изолировано, а вписывается в этот механизм)
  2. создание государственного органа оформляется в нормативном порядке ( нормативный порядок)
  3. компетенция, которая также закрепляется в нормативном порядке
  4. право выступать от имени государства в пределах своей компетенции
  5. возможность издавать правовые акты нормативного и ненормативного характера, которые являются правовой формой реализации компетенции
  6. платный исполнительный аппарат

Государственные органы имеют внутреннюю и внешнюю форму. Внутренняя форма отражает структуру данного органа, характер и состав его структурных единиц, взаимосвязи между ними, а также порядок и формы осуществления между ними взаимоотношений в процессе управленческой деятельности. Внешняя форма государственного органа характеризует взаимное расположение различных звеньев государственного аппарата, объем, формы и способы их участия в государственном управлении, порядок и форму осуществления взаимоотношении между ними.

Юридическое значение выделения двух форм: вопросы, связанные с внутренней формой государственного органа при отсутствии особых запретов можно урегулировать в ненормативном порядке. Вопросы, связанные с внешней формой государственных органов должны быть урегулированы только в нормативном порядке. (внут форма значит вопросы, касаются определенного круга лиц, не можем предугадать поведение, число случаев, а раз так мы вынуждены использовать нормативные способы регулирования)

Правовой статус органов государственного управления реализуется в следующих отношениях:

  1. в отношениях с субъектами, не наделенными публично-властными полномочиями
  2. в отношениях с иными органами государственного управления и их должностными лицами (внутри исполнительной власти)
  3. с иными органами государственной власти

Вывод: 1 – черты: решение вопросов в порядке подчинения, государственное принуждение, админ. Усмотрение. 3- подзаконный характер их деятельности

Основными чертами органа государственного управления являются:

  1. их деятельность и правовые акты носят подзаконный характер (то, что субъект функционирует в целях исполнения закона, подзаконный правовой акт не может быть без закона; по содержанию не может противоречить закону; детализирует и подразумевает только в тех пределах, в каких допускает закон)
  2. их деятельность осуществляется на основе принципа субординации
  3. основным методом реализации полномочий является действие в рамках административного усмотрения
  4. их деятельность поднадзорна органам прокураторы и подконтрольна судебным органам и представительным органам (дабы не нанести вред в рамках реализации своих полномочий)
  5. эти органы характеризуются принципом назначаемости как основой своего формирования

В структуру правового статуса органов государственного управления входят следующие элементы:

1.целевой элемент -совокупность правовых норм, устанавливающих принципы и задачи деятельности органа, а также его функции

2.содержательный элемент – совокупность правовых норм, устанавливающих предметы ведения органа, полномочия, а также его ответственность

3.организационно-структурный элемент – совокупность правовых норм, устанавливающих порядок образования, реорганизации и ликвидации органа, его внутреннее строение, состав и характер структурных подразделений, линейную и функциональную подчиненность, как в части взаимоотношения этого органа с иными органами, так и в части взаимоотношений его структурных подразделений. Способ замещение штатных должностей в органе и иные кадровые вопросы. (говоря о линейной мы смотрим на проблему с обратной стороны; мы смотрим на субъект с компетенцией, он осуществляет свою власть применительно к объектам и субъектам; с точки зрения субъектов, у них есть подчиненность либо линейная, либо функциональная) (предприятия, приходят ФСБ, у них функциональная компетенция, если предприятие должно отчитываться то это носит функциональный характер) (внутри каждого отраслевого министерства есть часть с компетенцией линейной, часть с функциональной. департамент сельского хозяйства. Линейные: зерно, скот; функциональные: департамент расходования средств)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.