Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 5. Муниципальная служба и муниципальные служащие.



Органы местного самоуправления выполняют огромный объём работ, связанных с решением вопросов местного значения, реализацией передаваемых им отдельных государственных полномочий. Помимо этого на плечи органов местного самоуправления ложится предоставление населению широкого спектра муниципальных услуг – в сфере образования и культуры, строительства и архитектуры, жилищно-коммунального комплекса, здравоохранения, социальной защиты, земельных отношений и т.д., организация и проведения избирательных кампаний, местных референдумов, публичных слушаний и т.п. В связи с этим при представительном органе и в администрации муниципального образования создаётся аппарат, обеспечивающий функционирование этих органов. Решением практических, повседневных задач по обеспечению функционирования органов местного самоуправления и предоставлению населению муниципальных услуг занимается специальная служба – муниципальная служба и её работники – муниципальные служащие.

Муниципальная служба как объект правового регулирования представляет собой специальный институт, входящий составной частью в комплексный институт организационных основ местного самоуправления. В этом качестве муниципальная служба рассматривается как элемент в системе муниципальных общественных отношений, нуждающийся в отдельном правовом регулировании.

Правовое регулирование муниципальной службы осуществляют Федеральный закон от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации», законы субъектов Федерации[17], муниципальные нормативно-правовые акты[18].

В качестве предмета регулирования Федеральный закон (статья 1) определяет отношения, связанные с поступлением граждан на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.

Выделяя и вводя институт муниципальной службы, законодатель подчёркивает её общественную значимость и взаимосвязь с государственной гражданской службой (см. статью 5 Федерального закона).

Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция РФ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, иные муниципальные правовые акты.

В субъективном смысле муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы (статья 2, часть 1 Федерального закона).

Перечень должностей муниципальной службы устанавливаетсямуниципальным правовым актом в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

Закон специально оговаривает: не являются муниципальными служащими депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами.

Реестр должностей муниципальной службы в Белгородской области[19] устанавливает должности муниципальной службы, учреждаемые:

а) для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности;

б) для обеспечения исполнения полномочий администрации муниципального образования;

в) для обеспечения исполнения полномочий представительного органа муниципального образования;

г) для обеспечения исполнения полномочий избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами.

Должности муниципальной службы подразделяются на 5 групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.

Основными принципами муниципальной службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия её прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

4) стабильность муниципальной службы;

5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учёт исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

8) правовая и социальная защищённость муниципальных служащих;

9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

10) внепартийность муниципальной службы[20].

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счёт средств местного бюджета[21].

На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным квалификационным требованиям.

Закон допускает приём на муниципальную службу граждан иностранных государств – если такая возможность предусмотрена международными договорами Российской Федерации[22].

Закон устанавливает ряд ограничений, связанных с принятием и нахождением на муниципальной службе. В их числе установленная судом недееспособность или ограниченная дееспособность, осуждения к наказанию по приговору суда, вступившему в законную силу, отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну и др., а также запреты, связанные с муниципальной службой[23].

Типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования включают:

1) для высших, главных и ведущих должностей муниципальной службы - наличие высшего профессионального образования;

2) для старших и младших должностей муниципальной службы – наличие среднего профессионального образования;

3) для старших и младших должностей муниципальной службы – без предъявления требований к стажу.

Глава 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливает правовой статус муниципального служащего.

Муниципальный служащий имеет право на:

1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;

2) обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);

4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;

6) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;

7) повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;

8) защиту своих персональных данных;

9) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;

10) объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

11) рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;

12) пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Муниципальный служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;

3) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

4) соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;

5) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

6) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

7) беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

8) представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);

9) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;

10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

11) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

2. Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение.

Порядок исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей определяется должностной инструкцией (должностным регламентом), иными нормативными материалами инструктивного характера.

Статья 14 Федерального закона формулирует ряд запретов, связанных с муниципальной службой.

Федеральный закон устанавливает также социальные и иные гарантии муниципальному служащему в связи с прохождением им муниципальной службы.

Привязка муниципальной службы к целям и задачам, решаемым органами и должностными лицами местного самоуправления, создаёт целостный механизм функционирования системы местного самоуправления как в масштабах отдельного муниципального образования, так и в масштабах всей страны.

 

Заключение.

Анализ нормативно-правовой базы, учебной и научной литературы по проблематике лекции позволяет сформулировать следующие общие выводы.

1. К настоящему времени в России сформулированы правовые основы формирования и функционирования органов местного самоуправления как единой для всей страны целостной системы. При чёткой регламентации перечня и функций основных элементов этой структуры (представительный орган, глава муниципального образования, исполнительно-распорядительные органы, избирательная комиссия, контрольный орган) Конституция РФ, федеральное и региональное законодательство допускают широкую самостоятельность местного самоуправления в определении способов решения всей совокупности вопросов по предметам ведения местного самоуправления с учётом местных особенностей.

2. Организационные основы местного самоуправления предполагают разделение муниципальной власти на две ветви: представительную и исполнительную. При этом представительный орган местного самоуправления подотчётен населению муниципального образования, исполнительно-распорядительный – населению и представительному органу местного самоуправления.

Наделяя представительный орган и местную администрацию правом принятия решений, имеющих нормативный характер, закон разграничивает сферы правового регулирования между этими органами.

Совокупность организационных признаков, функций, полномочий по их реализации, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления позволяет выделить местное самоуправление в самостоятельную ветвь публичной власти современной России.

3. В системе органов местного самоуправления закон выделяет и скрупулёзно расписывает порядок избрания (назначения на должность), полномочия и ответственность высших должностных лиц местного самоуправления – главы муниципального образования и главы местной администрации. Закон разграничивает их полномочия в соответствии с принципом разделения ветвей муниципальной власти. Учитывая масштабы муниципальных образований разных видов, закон допускает возможность совмещения этих должностей в поселениях с небольшой численностью проживающих в них граждан.

4. Важную роль в системе местного самоуправления играет муниципальная служба. Привязка муниципальной службы к целям и задачам, решаемым органами и должностными лицами местного самоуправления, создаёт целостный механизм функционирования системы местного самоуправления как в масштабах отдельного муниципального образования, так и в масштабах всей страны.

5. Исследователи выражают мнение о необходимости повышения роли населения муниципального образования в системе местного самоуправления современной России, в частности, в сфере контроля деятельности органов местного самоуправления и его должностных лиц. Недостаточный контроль со стороны населения благоприятствует проявлениям злоупотреблений властью, превышению должностных полномочий, коррупции во властных структурах местного самоуправления. Отсутствие действенных правовых механизмов такого контроля ущемляет права и свободы граждан, снижает эффективность местного самоуправления, подрывает его авторитет как одной из основ конституционного строя России.

Однако следует признать, что решение этой задачи пока ещё не стало одной из заметных потребностей населения большинства муниципальных образований страны.

 

Контрольные вопросы

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.