Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 2. Представительный орган местного самоуправления.



В рамках данного вопроса мы должны решить следующие задачи:

- дать определение понятия и обосновать необходимость представительного органа в системе местного самоуправления;

- исследовать функции представительного органа;

- описать основные процедуры его формирования, функционирования и прекращения деятельности.

 

Понятие.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года использует понятие «представительный орган муниципального образования», но не даёт его определения. Такое определение мы находим в аналогичном законе 1995 года – предшественнике закона 2003 года: представительный орган местного самоуправления – выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования[10]. Мы полагаем, что такое определение не потеряло своей актуальности и в настоящее время, хотя утратило актуальность как нормативное определение.

Необходимость представительного органа в системе местного самоуправления С.Ю. Наумов и А.А. Подсумкова объясняют невозможностью осуществлять процесс принятия решений непосредственно всеми жителями муниципального образования[11].

С этим утверждением тоже можно согласиться, но с оговоркой: Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года называют целый ряд форм прямого волеизъявления граждан по вопросам местного значения: местный референдум, муниципальные выборы, сходы граждан. Поэтому представительный орган необходим не потому, что население муниципального образования не может принимать решения непосредственно, а только лишь в связи с целесообразностью упростить процесс принятия решений по организационным, процедурным, текущим и иным вопросам, которые могут быть передоверены населением этому выборному органу.

Напомним: представительный орган является обязательным элементом местного самоуправления во всех муниципальных образованиях, кроме малонаселенных (в которых численность граждан, обладающих избирательным правом, не превышает 100 человек и функции представительного органа выполняет сход граждан).

Представительный орган является ведущим в структуре органов местного самоуправления. Его ведущая роль объясняется тем, что депутаты, избранные населением муниципального образования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, наделяются в составе этого органа правом представлять избравшее их население, выражают волю всего населения муниципального образования, придают этой воле общеобязательный характер. Представительный орган, не подменяя собой население, осуществляет от его имени муниципальную власть, формулирует общеобязательные правила поведения в муниципальном образовании, выполняет важные контрольные полномочия по отношению к другим органам и должностным лицам местного самоуправления[12].

 

2.2. Функции представительного органа муниципального образования устанавливает статья 35 (ч. 10) Федерального закона 131-ФЗ.

К исключительной компетенции представительного органа муниципального образования закон относит:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчётов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Вопросы исключительного ведения представительного органа – это вопросы, не требующие проведения референдумов, опросов общественного мнения, публичных обсуждений в средствах массовой информации, на собраниях и сходах граждан и которые вправе решать только представительный орган местного самоуправления и не вправе решать никакой иной орган. Устанавливая эти вопросы в качестве исключительной прерогативы представительного органа, законодатель тем самым определяют ведущую роль этого органа в системе органов местного самоуправления.

Анализ перечня исключительных полномочий представительного органа позволяет выделить в нём две важнейшие группы функций:

1) нормотворчество, регулирующее основы функционирования местного самоуправления в данном муниципальном образовании (устав муниципального образования; определение порядка организационного и финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления; определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества и др.);

2) контрольно-надзорные функции (утверждение отчёта об исполнении местного бюджета; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения).

Приведённый перечень исключительных полномочий представительного органа муниципального образования является одновременно и обязательным, его сужение не допускается. Напротив, закон предусматривает наделение представительных органов иными полномочиями; состав таких полномочий должен определяться федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии с этим Устав городского округа «Город Белгород» предусматривает около сорока дополнительных полномочий, которыми наделяется Совет депутатов города. В их числе:

- утверждение структуры администрации города, положений об органах администрации города, создаваемых в качестве юридических лиц;

- решение вопросов территориального устройства города Белгорода;

- учреждение собственных средств массовой информации и вхождение в качестве соучредителя в существующие;

- утверждение порядка установки памятников, мемориальных досок и иных памятных знаков;

- осуществление законодательной инициативы в Белгородской областной Думе;

- предъявление в судебные органы требований о признании недействующими актов органов государственной власти, нарушающих права местного самоуправления на территории города Белгорода;

- учреждение почётных званий и наград, присвоение звания "Почётный гражданин города Белгорода";

- принятие решений о переименовании улиц и других частей города Белгорода;

- определение размеров и условий оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, отраслевых условий оплаты труда работников муниципальных учреждений в случаях, определенных законодательством;

- определение перечня объектов муниципальной собственности города Белгорода, не подлежащих отчуждению, а также объектов, имеющих особое социальное значение для города Белгорода;

- определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

- установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и др.

Реализуя установленные полномочия, представительный орган:

- принимает и обнародует нормативные правовые акты, обязательные к исполнению органами местного самоуправления и гражданами, проживающими на территории соответствующего муниципального образования;

- заслушивает ежегодные отчёты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

- принимает решение о назначении местного референдума, инициированного в установленном законом порядке, решение о проведении муниципальных выборов;

- вносят необходимые изменения в муниципальные правоустанавливающие акты на основании решений, принятых по результатам проведения местного референдума;

- назначает голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

- рассматривает и принимает решения по правотворческим инициативам граждан, доводит эти решения до инициативных групп;

- принимает иные решения в пределах закреплённой за представительным органом компетенции.

Федеральный закон устанавливает определённые ограничения полномочий представительного органа муниципального образования.

Так, 131-й закон (статья 35, ч. 15) запрещает управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов. Представительный орган не имеет права вмешиваться в текущую деятельность исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.