Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Приборы работающие от гирокомпаса



 

Репитер (рис. 32) — прибор, повторяющий показания основного прибора гирокомпаса. Репитеры устанавливают в штурманской и рулевой рубках, на крыльях мостика, в каюте капитана и в других местах судна, где необходимо иметь прибор курсоуказания.

Репитер подвешивают в кардановом подвесе на специальной колонке, называемой пелорусом. Настенный репитер (в каюте капитана, штурманской рубке) крепится на специальном кронштейне на переборке. Репитер представляет собой водонепроницаемый металлический: корпус, закрытый сверху стеклом. Внутри корпуса находится принимающий электромотор. Принимая показания датчика основного компаса, ротор электромотора при помощи зубчатой передачи разворачивает картушки внутреннего точного и наружного грубого отсчета. Картушка грубого отсчета разбита на 360° с ценой деления Г и оцифрована через 10°. Картушка точного отсчета разбита на 10° с ценой деления 0,1°.. Над картушками закреплена курсовая черта.

Рулевой матрос удерживает судно на курсе по картушке точного отсчета. Если судно следует курсом 275°, курсовая черта будет находиться против деления 275° картушки грубого отсчета и против деления 5° картушки точного отсчета, так как последняя показывает только единицы и не показывает десятки и сотни градусов.

При повороте судна на новый курс необходимо следить за поворотом судна по картушке грубого отсчета и после прихода на курс подправить его по картушке точного отсчета. Для снятия отсчета курса по репитеру с картушки грубого отсчета снимают целые сотни и десятки градусов, а по картушке точного отсчета снимают единицы и десятые доли градуса. На кольцевом ободе репитера нанесен азимутальный круг для взятия курсовых углов. Согласование показаний репитера с основным компасом производят специальным ключом, вставляемым в отверстие сбоку корпуса репитера.

Курсограф (рис. 33) — прибор, предназначенный для непрерывной автоматической записи курса в течение рейса, а также для контроля за работой рулевого матроса. Лента курсографа с записью курса является контрольным документом при разборе аварий.

Показания основного компаса передаются на репитерный моторчик 1 курсографа, который приводит в движение два пера 2,записывающих курс судна на бумажной ленте 3, разделенной вертикальными линиями на 90° через 1°.и с четырьмя шкалами-0-90°, 90-180°, 180-270°, 270-360°. Для того чтобы прочесть запись курса, сначала по записи левого (четвертного) пера определяют четверть, в которой расположен курс судна, затем со шкалы, соответствующей четверти, снимают курс, записанный правым (курсовым пером). Так, например, если левое перо пишет в третьей графе, а правое перо показывает курс 63°, то действительный курс судна будет 180+63 — 243°.

Электродвигатель времени 4 при помощи лентопротяжного механизма 5 вращает ведущий валик, на который наматывается лента 3 с делениями 2 ч от 0 до 24 ч. Зная, что отрезок ленты между двумя поперечными линиями на ленте проходит за 10 мин, можно определить время в момент снятия курса. Перед включением показания курсографа необходимо согласовать с основным гирокомпасом и на ленте курсографа проставить дату и судовое время.

Авторулевой — прибор, предназначенный .для автоматического управления судовым рулевым приводом и, следовательно, автоматически, без участия рулевого матроса, удерживающий судно на заданном курсе. Авторулевой также производит повороты и изменения курса на заданную величину. В соответствии с полученным от датчика авторулевого сигналом рулевой привод совершает перекладку руля на определенный угол в сторону, противоположную уходу судна с курса. Как только судно начнет возвращаться на заданный курс, авторулевой отведет руль, затем, удерживая его, переложит руль в противоположную сторону. Основной режим работы авторулевого — автоматический.

Обычно в нормальных условиях плавания рыскливость судна вправо и влево бывает на одно и то же число градусов. Но в других условиях плавания бывают случаи несимметричного рысканья. Так, в штормовую погоду при качке на волнении, когда судно постоянно рыскает в каждую сторону на разное число градусов, у авторулевого предусмотрена регулировка его чувствительности на изменение курса от рысканья. Подобная регулировка позволяет судну в штормовую погоду совершать небольшие отклонения от курса.

Наиболее распространенный тип авторулевого, устанавливаемого на судах среднего и крупного тоннажа, —автоматический бесконтактный рулевой (АБР). Основной прибор АБР — пульт управления (рис. 34) —устанавливается в рулевой рубке.

Пульт управления содержит все основные элементы автоматического устройства и регулирования. На верхней крышке в центре пульта расположен репитер гирокомпаса 1 и аксиометр 2 заданного положения руля. Слева расположен переключатель видов управления с двумя положениями: «Автомат» и «Следящее» 6 и рукоятка регулятора чувствительности 5. Справа расположена рукоятка регулятора тахометра 3. Кроме того, на крышке пульта расположены две сигнальные лампы 7, показывающие режим работы авторулевого. Спереди пульта имеется штурвал 4, предназначенный для перекладки руля при работе авторулевого в следящем режиме и для управления изменением курса при работе в режиме автоматического управления.

В комплект авторулевых типа АБР входят два выносных поста управления (ВПУ), которые устанавливаются на крыльях мостика. ВПУ дают возможность непосредственно с мостика осуществлять резкие повороты судна в случае необходимости. После прекращения действия ВПУ судно автоматически выходит на ранее заданный курс.

Автоматические рулевые имеют ряд преимуществ по сравнению с ручным управлением. Авторулевой обеспечивает более точное удержание на курсе в различных условиях плавания и уменьшает величину и число перекладок руля, что дает заметное сокращение пути. Авторулевые значительно облегчают труд матросов.

В последнее время на транспортных судах устанавливают новые типы авторулевых АРМ-2 для малых и АТР для средне- и крупнотоннажных судов.

 

Эхолоты

Эхолот—навигационный гидроакустический лот, которым измеряют глубину до 2 тыс. м. Принцип действия эхолота основан на измерении времени прохождения ультразвукового импульса от вибратора-излучателя до морского дна и обратно до вибратора-приемника. В вибраторах используются ферромагнитные материалы (железо, кобальт, никель), которые обладают свойством магнитострикционного эффекта. Этот эффект заключается в деформации ферромагнитных материалов при их намагничивании.

В вибраторе-приемнике используется обратный магнитострикционный эффект, который состоит в изменении магнитного поля в ферромагнитных намагниченных материалах при их деформации.

Вибраторы эхолотов состоят из' пакета тонких никелевых пластин с намотанной на них электрической обмоткой.

Рассмотрим принципиальную схему действия эхолота (рис. 35). Электродвигатель вращает с равномерной скоростью диск указателя глубин 3 с неоновой лампочкой. В тот момент, когда на диске указателя глубин неоновая лампочка пройдет через нулевое деление шкалы глубин, кулачковый контакт замкнет электроцепь, состоящую из посылочного конденсатора 2, заряженного до напряжения 1500 В и обмоток вибратора-излучателя 1. При этом конденсатор разрядится, и ток разряда, протекая по обмоткам вибратора-излучателя, вызовет появление переменного электромагнитного поля в никелевых пластинах пакета вибратора. Явление магнитострикционного эффекта вызовет колебания излучающей поверхности вибратора и в виде ультразвукового импульса дойдет до морского дна и, частично отразившись, вернется на вибратор-приемник 5. Попав на пакет вибратора-приемника, отраженный импульс вызовет его колебания и, следовательно, изменение остаточного магнитного поля. Изменение магнитного поля создаст в обмотке вибратора незначительную переменную электродвижущую силу. Возникшее таким образом напряжение поступает в усилитель 4, и затем усиленный импульс подается на неоновую лампочку, вызывая ее кратковременное зажигание.

За промежуток времени между посылкой и приемом сигнала диск с неоновой лампочкой повернется на угол, пропорциональный времени прохождения сигнала.

Установленная перед вращающимся диском шкала указателя глубин отградуирована в метрах. Таким образом, деление шкалы, против которого произойдет вспышка неоновой лампочки, покажет глубину под килем судна. Оба вибратора смонтированы в днище судна.

На современных транспортных судах устанавливаются навигационные магнитострикционные эхолоты НЭЛ-5.

Погрешность при измерении глубин свыше 200 м не более ±2%. Указатель глубин управляет посылкой ультразвуковых импульсов, является визуальным индикатором измеряемых глубин и имеет два диапазона глубин: 0—100 и 0—2000 м. На шкале первого диапазона каждое деление соответствует 0,5 м, а на шкале второго—10 м. При измерении малых глубин эхолот включают на первый диапазон, а при измерении больших глубин — на второй.

На корпусе указателя глубин (рис. 36) расположены рукоятки выключателя 1, переключателя диапазонов 5,регулятора усиления 3, выключателя 4 гашения нулевой вспышки неоновой лампочки и вольтметр 2,контролирующий рабочее напряжение. Помимо указателя глубин, эхолот НЭЛ-5 имеет самописец, который автоматически и непрерывно записывает измеряемые глубины на специальную бумажную ленту.

На лицевой стороне крышки самописца (рис. 37) расположены два предохранителя 1, вольтметр 3, лампочка 2,сигнализирующая о включении в работу указателя, выключатель самописца 10, переключатель диапазонов 9,рукоятка 6 регулятора усиления, выключатель 8 гашения нулевой вспышки, кнопки 7 оперативных обмоток, тумблер 5 и лампа 4 контроля скорости вращения двигателя самописца. Одновременная работа указателя глубин и самописца невозможна.

Пуск эхолота производится следующим образом. При питании от сети переменного тока выключатель фильтра ставят в положение «Включено». Для остановки эхолота требуется вывести регулятор усиления и выключатель указателя глубин самописца или поставить в положение «Выключено».

Измерение глубин производится следующим образом. После пуска эхолота переключатель шкал устанавливают на диапазон измеряемых глубин. Если приблизительная глубина неизвестна, измерение начинают с большего диапазона. При измерении малых глубин включается тумблер гашения нуля. Отсчет глубин на ленте самописца производится по верхней кромке записи.

В последнее время на некоторых судах устанавливают пьезоэлектрические эхолоты НЭЛ-10, у которых в качестве колебательной системы вибраторов используется призма титаната бария.

Гигравлические лаги

Гидравлические лаги — приборы, которые предназначены для измерения скорости судна и пройденного расстояния относительно воды, почему они и являются не абсолютными, а относительными.

На судах морского флота широкое распространение получили гидравлические лаги ЛГ-2 и МГЛ-25.

Принцип действий гидравлического лага основан на измерении скоростного напора встречного потока, обтекающего судно при его движении.

В движущейся жидкости наблюдаются статическое и динамическое давления. Причиной статического давления является ее сжатие. Динамическое давление зависит от скорости течения жидкости.

Современный гидравлический лаг работает следующим образом (рис. 38). В корпусе судна, ниже ватерлинии, устанавливается герметическая камера, которая разделена на нижнюю и верхнюю полости подвижной диафрагмой. Отверстие, которое передает статическое давление, соединено с верхней камерой, отверстие полного давления — с нижней полостью. Пока судно не имеет хода, давление воды на верхнюю и нижнюю полости мембранного устройства одинаково и равно статическому давлению воды, в результате чего диафрагма будет находиться в нулевом положении. Когда судно получит движение в приемной трубке, кроме статического давления, появится динамическое (скоростной напор), и диафрагма при этом начнет приподниматься.

Разность динамического (полного) давления в приемной трубке и статического, приложенная к диафрагме, заставит двигаться соединенный с ней шток со стрелкой указателя, которая соответственно отклоняется. По величине отклонения стрелки судят о величине скорости судна.

При плавании на мелководье и во льдах выстреливаемые за обшивку корпуса судна трубки часто повреждаются. Это вызвало необходимость создания так называемого штевневого лага.

У штевневого лага полное давление передается через специальное отверстие в форштевне, а статическое — через отверстия в бортах или днище судна.

Указатель скорости и пройденного расстояния размещается в центральном приборе лага, устанавливаемом обычно в машинном отделении.

Показания скорости и пройденного расстояния передаются на репитеры лага, которые помещают в штурманской, рулевой рубках и в других помещениях судна. Лаг МГЛ-25 позволяет измерять скорость до 25 уз.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.