Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура правовой нормы



Выраженная в юридических терминах структура правовых норм: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза – элемент правовой нормы, в котором формализуются типические ситуации соц. бытия.

В гипотезе:

1) очерчивается круг обстоятельств, в которых норма будет действовать

2) очерчивается круг субъектов, для регулирования отношений которых предназначается данная норма

Выделяются:

- простые (одно обстоятельство)

- сложные (совокупность зависимых друг от друга обстоятельств)

- альтернативные (несколько независимых друг от друга обстоятельств)

Диспозиция – элемент правовой нормы, непосредственное выражение воли государства.

По назначению:

- управомачивающие

- обязывающие

- запрещающие

Санкция – элемент нормы права, характеризующий реакцию официальной гос. власти на степень исполнения диспозиции.

По характеру формализованных санкцией последствий:

- штрафные

- поощрительные

- правовосстановительные[7]

Способы изложения элементов нормы права в статьях норма­тивно-правовых актов различны, однако она сохраняет свою ло­гическую структуру. Нередко норма права изложена как статья нормативного акта, но чаще всего они непосредственно не совпа­дают. В наиболее общем виде все многообразие этих расхождений может быть сведено к следующим вариантам:

а) одна статья нормативного акта содержит лишь часть нормы права или даже часть одного из элементов нормы права, либо на­оборот: норма права содержится в нескольких статьях акта или актов;

б) одна статья нормативного акта содержит несколько непос­редственно связанных между собой норм права, или наоборот: норма права содержится в части статьи нормативного акта;

в) одна статья нормативного акта содержит гипотезу или диспо­зицию, общую для многих непосредственно связанных между собой норм права, т.е. является как бы «вынесенной за скобки», общей частью для таких норм (соответственно диспозиций или санкций);

г) одна статья нормативного акта содержит несколько гипотез или несколько диспозиций, непосредственно связанных между собой норм;

д) одна статья содержит гипотезу и диспозицию, так называе­мую «усеченную» норму, а санкции выделены в отдельную статью.


2.1. Виды норм права

 

Нормы права осуществляют различные по характеру, содержанию, задачам и целям регулятивные функции. Этим обусловлено наличие различных видов правовых норм.

Выделение тех или иных видов норм права зависит от основания (критерия) их группировки, классификации. В литературе существует множество подобных классификаций, каждая из которых опирается на определенную нормативно-регулятивную особенность, присущую той или иной группе норм права.

По отраслевому критерию нормы права делятся на различные виды по своей принадлежности к соответствующей отрасли права – на правовые нормы конституционного, гражданского, уголовного, семейного, трудового права и т.д.

Ввиду деления отраслей права на отрасли материального права (например отрасли уголовного права, гражданского права и т.д.) и отрасли процессуального права (Haпример, отрасли уголовно-процессуального права, гражданского процессуального права и т.д.) выделяются такие разновидности норм, как материально-правовые нормы (нормы материального права) и процессуально-правовые нормы (нормы процессуального права). Нормы материального права – это нормы первичной правовой регуляции общественных отношений, а нормы процессуального права регулируют процессуальный порядок и процедуры практической реализации и исполнения уже установленных норм материального права, и в этом смысле (но никак не в смысле второстепенности!) они являются нормами вторичной правовой регуляции. Существенное значение норм процессуального права состоит в том, что они устанавливают определенный правовой порядок действия самого права. Чем более развито право, тем больше в нем процессуальных норм и отраслей.

В связи с делением права в целом на частное и публичное право различают нормы частного права (например нормы гражданского права) и нормы публичного права (например нормы конституционного, уголовного, права и т.д.).

Нормы делятся на разные виды и в зависимости от форм выражения их регулятивного воздействия, от модальности их регулятивной силы.

Так, уже римский юрист Модестин отмечал: «Действие (сила) права: повелевать, запрещать, разрешать, наказывать». Цицерон соответственно говорил о таких формах действия права, как веление и запрет, а юрист Квинтилиан – о воздаянии, ограничении, наказании, запрещении и дозволении.

Согласно нормативистскому учению Г. Кельзена, норма права как долженствование приказывает (предписывает), позволяет (дозволяет) или уполномочивает (управомочивает).

По рассматриваемому критерию широко распространено деление норм права на запрещающие, обязывающие, управомочивающие, поощрительные.

Под запрещающими нормами при этом имеются в виду нормы, содержащие запрет совершать те или иные противоправные действия (проступки или преступления). Такие нормы характерны прежде всего для уголовного права и административного права, значительная часть положений которых определяет запрещенные деяния (соответственно – преступления и административные проступки). Но запрещающие нормы есть и в других отраслях права. Так, п. 4 ст. 19 ГК РФ запрещает (не допускает) приобретать права и обязанности под именем другого лица.

К обязывающим нормам относятся нормы, предписывающие субъекту права обязанность совершать определенные правомерные действия. Так, согласно ч. 2 п. 3 ст. 922 ГК РФ, банк обязан осуществлять контроль за доступом в помещение, где находится предоставленный клиенту сейф.

Управомочивающая норма содержит положение, предоставляющее субъекту права определенное правомочие (возможность совершить определенное юридически значимое действие). Так, п. 1 ст. 502 ГК РФ содержит управомочивающее положение, согласно которому покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар на другой аналогичный товар, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

Поощрительные нормы содержат положения, стимулирующие различные виды правомерного, общественно полезного поведения. Так, ст. 131 Кодекса законов о труде РФ предусматривает ряд мер поощрения (объявление благодарности, выдача премии и т.д.) за образцовое выполнение трудовых обязанностей, новаторство в труде и другие достижения в работе. [8]

В зависимости от степени определенности правоположений, составляющих позитивно-правовое содержание элементов нормы права, правовые нормы делятся на абсолютно определенные, относительно определенные и бланкетные.

Содержание абсолютно определенных норм носит однозначный характер и допускает лишь один вариант поведения. Содержание относительно определенных норм допускает разные варианты поведения – в виде прямого перечня альтернативных вариантов поведения или в виде разрешения сторонам самим определить свой вариант поведения. Особенность позитивно-правового содержания бланкетной нормы состоит в том, что в нем имеется общая ссылка на то или иное специальное правило без раскрытия его конкретного содержания. Так, ст. 249 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, но в самой статье не приводится содержание этих правил, установленных в других актах. В зависимости от условности или безусловности своего позитивно-правового содержания нормы права делятся на диспозитивные и императивные. Диапозитивной, согласно п. 4 ст. 491 ГК РФ, является норма, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное. Стороны могут своим соглашением исключить применение такой нормы либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. Применение положений императивной нормы категорически обязательно для сторон, и последние не вправе изменять их (ст. 422 ГК РФ).

Выделяются и некоторые другие виды норм. Так, дефинитивными нормами называются нормы, которые содержат легальное (позитивно-правовое) определение тех или иных юридических понятий или явлений. Например, ст. 14 УК РФ содержит легальное определение понятия преступления.

К коллизионным нормам относятся такие нормы, которые содержат правило разрешения противоречий между различными позитивно-правовыми положениями. Так, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено законом Российской Федерации, то применяются правила международного договора. [9]

Ценности - это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества Понять социальную ценность права - значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем.

Во-первых, с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях.

Во-вторых, благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы.

В-третьих, право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.

В-четвертых, право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости, когда, образно выражаясь, и волки сыты, и овцы целы.

В-пятых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная "четвертая власть" (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока нет ни гражданского общества, ни правового государства, следовательно, и право во многом не может проявить свои ценностные свойства.

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику "работы" юридических норм. , Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества - экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции - экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире раздвинуты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Регулятивно-статическая функция реализуется с помощью управомочивающих и запрещающих норм и возникающих на их основе правоотношений пассивного типа. В подобных ситуациях субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.

2. С помощью регулятивно-динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять обязательства по договору и т.д. Регулятивно-динамическая функция находит свое проявление в правоотношениях активного типа.

3. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.

4. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность. Следовательно, право предоставляет свободу действий его, обладателю, а также, будучи юридическим основанием решений (действий), предохраняет человека от неблагоприятных социальных последствий их принятия (совершения).

Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу Президента). [10]


Ш. Совершенствование норм права

 

Совершенствование законодательства в его широком понимании представляет собой процесс, обеспечивающий постоянное соответствие юридических норм реально складывающимся общественным отношениям путем своевременного их установления в строго упорядоченной системе всего законодательства. В ходе совершенствования законодательства важно:

• учесть все социально значимые объективные и субъективные факторы в плане обеспечения гармоничного сочетания интересов личности, социальных групп, общества в целом;

• воплотить это в юридических принципах, методах и формах урегулирования поведения людей как носителей субъективных юридических прав и обязанностей;

• изложить это четко, ясно, доходчиво, убедительно;

• юридически упорядочить общественные отношения во всех без исключения жизненно важных сферах, нуждающихся в таком правовом обеспечении;

• осуществить юридическое упорядочение в регулируемых сферах комплексно, взаимосвязано, системно.

Правотворческому процессу присущи свои принципы - отправные установки, выражающие объективно обусловленное и объективно необходимое социальное содержание право установления. Если принципы права универсально аккумулируют основные устои общества в целом, прежде всего политической системы государства, всех реальных социальных регуляторов (особенно права), то принципы правотворческого процесса - еще и природу процедур и систему структур вообще, специфически присущих правотворческим в особенности.

В условиях правового государства установление правовых норм, их совершенствование зиждется на принципах:

• конституционного закрепления правотворческой компетенции субъектов правотворчества и устанавливаемых ими форм (источников) права;

• законности;

• демократизма;

• гуманизма;

• профессионализма;

• обозримости законодательства, его официальной систематизации;

• непрерывности правотворчества;

• гибкости и стабильности законодательства;

• соблюдения принципов права;

• совершенствования юридической техники.

Результатом правотворческого процесса и является право. [11]

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА (СИСТЕМА ПРАВА)

В научной и учебной юридической литературе некоторые авторы разграничивают понятия "правовая система" и "система права".

В результате правотворческого процесса возникает право, представляющее собой систему, наряду с политической, экономической и другими социальными системами.

Правовая система в широком смысле — это целостность правотворческих и право реализующих факторов, упорядочивающих общественные отношения в духе обще-социальной (политической) справедливости. Это внутренне согласованное, закономерно связанное единство юридических средств, образующих право и обеспечивающих его претворение в жизнь.

Структурными элементами правовой системы являются: общественное правосознание, законодательство, правовые отношения, все формы реализации права (использование, соблюдение, исполнение, применение), юридические процедуры правотворчества и право реализации.

Правовая система в узком смысле - это целостность всех правовых норм и форм их выражения (источников), отраслей права и отраслей законодательства. Иначе говоря, это внутренне согласованное единство всех правовых институтов, норм и форм их выражения (источников права), отраслей права и отраслей законодательства.
Элементами системы права в узком понимании являются его нормы, институты, отрасли права, отрасли законодательства, правовые обычаи, юридические прецеденты, все виды нормативных правовых актов, нормативные договоры, официально признанные юридические доктрины и священные писания.

Конкретная правовая система, система права того или иного государства, формируется под воздействием многих факторов, но особое влияние на этот процесс оказывают традиции народа,

Экономический строй, политическая система, нравственные устои, идеология, религия, юридическая наука, культура. При этом в различных странах набор факторов и степень воздействия каждого из них на формирующуюся правовую систему неодинаковы. Например, римская система права сложилась и достигла высочайшего уровня развития благодаря высокому уровню правовой науки и возможностям латинского языка, его богатой и точной терминологии, а систему мусульманского права обусловила в основном мусульманская религия, ее постулаты. [12]

 

 


Заключение

Норма права - это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения общего характера, которое рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и обращено ко всем и к каждому, оказавшимся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.

Этим, в частности, норма права отличается от индивидуального распоряжения, отданному конкретному адресату в каждом отдельном случае и исчерпывающее себя однократным (разовым) применением.

Общий характер правовой нормы раскрывается через следующие признаки:

1) норма права рассчитана на неоднократное действие (реализацию или применение);

2) распространяется на персонально неопределенный круг лиц;

3) направлена на регулирование не единичного случая или отношения, а определенный вид общественных отношений;

4) одинаковая обязательность ее для всех тех, кто находится или может находиться в пределах ее действия.

Таким образом, общий характер нормы права не вытекает из ее собственной природы. Общее в праве в конечном счете есть отражение того реального общего, которое объективно существует в многочисленных отдельных материальных отношениях данного вида, являющихся производственными отношениями.

В современных условиях совершенствование норм права идет по двум основным направлениям: улучшение содержания норм, укрепление их "истинности"; упорядочение их структуры и системы в целом.

Первый путь характеризуется тенденцией к все более точному отражению потребностей общественной жизни, без чего невозможно обеспечить возрастание эффективности действия норм права, как регуляторов общественных отношений. Поэтому совершенствование содержания касается всего комплекса норм - обязывающих, управомачивающих, запрещающих. Возрастает значение рекомендательных норм. В рамках каждой разновидности норм вырабатываются новые, более эффективные методы воздействия на общественные отношения с помощью всех элементов правовой нормы.

Основными условиями, позволяющими добиваться совершенствования норм права, являются:

Точное отражение в правовых предписаниях закономерностей развития государственно-правовой надстройки;

Соответствие норм права требованиям морали и правосознания;

Соблюдение требований системности (непротиворечивости) и других закономерностей действующей системы права при принятии новых норм;

Учет в процессе нормотворчества общих принципов регулирования и управления общественными процессами.

Таким образом, подведем краткие итоги:

а) норма права может быть определена в качестве исходящего от государства и охраняемого им общеобязательного правила поведения, которое закрепляет за участникам общественного отношения данного вида юридические права и налагает на них юридические обязанности;

б) правовая норма является общим правилом поведения, т.е. образцом, эталоном поведения людей, их коллективов;

в) правовая норма - правило абстрактного, обобщенного характера, первичный элемент права как системы;

г) правовая норма - государственно-властное предписание;

д) правовая норма - явление широкое, многоплановое и в то же время конкретное по содержанию.

В современных условиях идет совершенствование норм права по двум направлениям:

1. улучшается содержание норм;

2. упорядочивается структура норм и правовая система в целом.

 

Библиографический список.

Нормативные правовые акты.

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.

Научная литература.

2. Мерченко М.Н. Теория государства и права: Курс лекций.-М.Зерцало, 2010.-474 с.

3. Морозов Н.И., Малько А.П. Теория государства и права.-2-е изд., перераб. и доп.М.:Юристъ, 2010.-768 с.

4. Основы государства и права под ред. акад. Кутафина А. В. — М.: Юрист, 2009-238 c.

5. Общая теория права и государства: Учебник для юридич. вузов / Под ред. В.В.Лазарева. — М.: Юрист, 2006-156 c.

6. Общая теория права и государства: Учебник для вузов./под ред. проф. В.В. Зеленского, проф. М.М. Рассолова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010.-703 с.

7. Общая теория права и государства: Часть первая: Учебник/ под ред. А.Г.Калпина, А.И. Масляева.-М.:Юристъ,2010.-472 с.

8. Общая теория права и государства: Учебник в 2 т. Том I /отв.ред.проф. Е.А.Суханов.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:изд-во БЕК, 2010.-816 с.

9. Общая теория права и государства: Учебник в 3 т. Том I- 6-е изд., перераб. и доп./ Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.-М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2010 – 776 с.

 


[1] Основы государства и права под ред. акад. Кутафина А. В. — М., 2008- С.89

[2] Общая теория права и государства: Учебник для вузов./под ред. проф. В.В. Зеленского, проф. М.М. Рассолов.

[3] Мерченко М.Н. Теория государства и права: Курс лекций.-М, 2010.- С.111.

[4] Общая теория права и государства: Учебник для вузов./под ред. проф. В.В. Зеленского, проф. М.М. Рассолова.- М., 2010.- С.109

[5] Общая теория права и государства: Учебник в 3 т. Том I- 6-е изд., перераб. и доп./ Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.-М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2010 – с.117

[6] Общая теория права и государства: Учебник для вузов./под ред. проф. В.В. Зеленского, проф. М.М. Рассолова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010.-с.143

 

[7] Общая теория права и государства: Часть первая: Учебник/ под ред. А.Г.Калпина, А.И. Масляева.-М.:Юристъ,2010.-с.211

[8] Общая теория права и государства: Учебник в 3 т. Том I- 6-е изд., перераб. и доп./ Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.-М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2010 – с.132

[9] Мерченко М.Н. Теория государства и права: Курс лекций.-М.Зерцало, 2010.- с.187

 

[10] Мерченко М.Н. Теория государства и права: Курс лекций.-М, 2010.- С.176.

[11] Общая теория права и государства: Учебник в 3 т. Том I- 6-е изд., перераб. и доп./ Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.-М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2010 – с.143

[12] Общая теория права и государства: Часть первая: Учебник/ под ред. А.Г.Калпина, А.И. Масляева.-М.:Юристъ,2010.-с.164

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.