Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные условия нормального психического развития (по А.Р. Лурии). Причины отклонения в психическом развитии.



 

По мнению А. Р. Лурии, в качестве основных условий нормального психического развития можно представить в виде следующих составляющих: сохранность речевых систем, физическое здоровье, адекватное по возрасту воспитание и обучение, сохранность анализаторных систем, сохранность структур и функций ЦНС.

Причины отклонения в ПР:

1. Патогенные факторы– это биологические причины отклоняющегося развития (генетические, пренатальные, натальные, постнатальные вредности) и психосоциальные.

Эндогенные причины (наследственные, внутренние) - изменение наследственных структур (мутации).

Экзогенные причины (врожденные: гипоксия, инфекции беременных, токсические факторы, физические, механические факторы, стрессы)

2.Психосоциальные факторы отклоняющегося развития. Социальные и культурные факторы.Условия, в которых ребенок воспитывается в раннем возрасте, во многом определяет его дальнейшую жизнь.

Депривация- психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения в удовлетворении в достаточной мере потребностей, необходимых для полноценной жизни и развития.

Факторы резистентности и уязвимости.

Понятие уязвимости – это специфическая выраженность индивидуальных и личностных черт, содействующих такому расстройству.

Резистентность/невосприимчивость – противоположность уязвимости. Люди, у которых несмотря на наличие уязвимости, не развивается соответствующее расстройство, характеризуются как резистентные.

Опосредующие факторы.

Причинно-следственные связи между патогенным фактором и нарушенным развитием могут носить не только прямой, но и опосредованный характер. Конечный эффект действия патогенного фактора, то есть конкретная форма нарушенного развития будет зависетьне только от него, но и от многообразных комбинаций опосредующих переменных. Результат воздействия этиологического фактора всегда существенно опосредован сложнейшим сочетанием его характеристик и свойств самого индивида.

Опосредующие переменные: локализация, интенсивность воздействия, экспозиция (длительность), частота.

Таким образом, проблема причинной обусловленности отклонений в развитии отнюдь не однозначна. Еще более ее усложняет и то, что разные причинно-следственные связи разворачиваются в различных временных масштабах. Так, одни патогенные воздействия при определенной комбинации условий способны практически сразу вызывать выраженные расстройства; другие, напротив, проявляются в виде отдаленных последствий.

 


Причинно-следственные связи между патогенным фактором и нарушенным развитием.

 

Существуют вредные факторы, действующие на мозг ребенка во время внутриутробного развития, в момент родов или в первые годы жизни. Эти факторы нарушают процесс созревания и нормального функционирования мозга.

В специальной психологии причина – это воздействие на организм внешнего или внутреннего патогенного фактора, вызывающего болезнь или отклонения в развитии.

Патогенная ситуация - ситуация, способная спровоцировать те или иные отклонения в развитии, если сила ее воздействия превышает компенсаторные возможности индивида.

Патогенные факторы.Это биологические причины отклоняющегося развития (генетические, пренатальные, натальные, постнатальные вредности) и психосоциальные.

Основу принципа детерминизма составляет идея причинной обусловленности и всеобщей взаимосвязи явлений объективной реальности. В этом смысле любое отклонение в развитии всегда имеет свою причину, независимо от того, известна она нам или нет.

Патогенные факторы делят на:

ü наследственные факторы (70-90%), действующие до зачатия и поражающие половые клетки будущих родителей;

ü врожденные – действующие уже на развивающийся плод;

ü приобретенные – неблагоприятные воздействия, поражающие ребенка в первые три года жизни.

Наследственные факторы включают изменение наследственных структур (генные и хромосомные мутации).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.