Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правопонимание: прошлое и настоящее



 

В последнее время в юридической литературе большую дискуссию вызывают проблемы правопонимания, сущности права. В. С. Нерсе­сянц подчеркивает, что вопрос «Что такое право?», имеет фундамен­тальное значение для философии права, как и вопрос «Что такое исти­на?» — для философии и человеческого познания в целом. (См.: Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997. С. 32). Следует поддержать позицию М. И. Байтина, что, «поскольку жизнь правовых норм, их эффективность, как и объективного права в целом, — в их дей­ствии, практической реализации, исследование сущности права, равно как и учения о юридической норме, тесно связывается с анализом про­блем теории и практики состояния и укрепления законности и правопорядка, формирования сильного, демократического правового госу­дарства». (См.: Байтин М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов: СГАП, 2001. С. 5).

Принципиальное различие между двумя типами правопонимания (По терминологии В. Н. Синюкова - «правопознание» (см.: Теория государ­ства и права/Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. Саратов, 1995. С. 113) заклю-чается в различении права и закона. Для юридического правопонимания вопрос о сущности права является подлинным вопросом, в отличие от легистского (позитивистского) правопонимания, для которого правом является официально данное и реально существую щее право.

«Для юридического правопонимания право — это не просто произ вольное и субъективное властное веление, а нечто объективное и само­стоятельное, обладающее своей (не зависящей от воли законодателя) собственной природой, своей сущностью и своей спецификой, словом — своим принципом. Этим принципом является признание формального равенства, выражающего существо и особенности права, его отличие от других социальных явлений, норм и регуляторов». (См.: НерсесянцВ. С. Философия права. М., 1997. С. 33-34).

Позитивисты видят в праве общеобязательность, формальную оп­ределенность, нормативность, принудительность. «Принудительность и формальная корректность» — в этом позитивисты видят сущность права и его отличие от морали. Например, библейская заповедь «не прелюбодейст-вуй» — это моральный запрет; но если он будет выражен в форме закона, принятого в рамках особой процедуры, и подкреплен принудительной силой государства, то с точки зрения позитивистов он превратится в правовой запрет». (См.: Четвернин В. А. Понятия права и государства. М., 1997. С. 4-5).

В рамках позитивистского понимания права сложились несколько самостоятельных концепций права: нормативизм, психологическая социологическая, историческая.

Суть нормативизмасостоит в том, что право рассматривается Kai явление должного упорядочения системы норм. Данная теория наибо лее логически завершенную форму получила в XX веке (Р. Штаммлер, П. Н. Новгородцев, Г. Кельзен и др.).

Г. Кельзен считал, что норма, доставляющая акту значение правового (или противоправного) акта, сама создается посредством правового акта, который, в свою очередь, получает правовое значение от другой нормы... Иначе говоря, правопознание направлено на изучение тех норм, которые имеют характер норм права и придают определенным действи­ям характер правовых или противоправных актов (См.: Чистое учение о праве Г. Кельзена. Вып. 1. М., 1987. С. 11). Для него право есть система (пирамида) норм, где на самом верху находится «основная (су­веренная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы, а в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

По Г. Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, а не су­щего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм дол­женствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Г. Кельзен считал, что юри­дическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с поли­тическими, социально-экономическими и другими оценками. (См.: Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права. М.: НОРМА, 2003. С. 259).

Верно подчеркивая такое определяющее свойство права, как норма­тивность, соподчиненность правовых норм по степени их юридической силы, Г. Кельзен связывает нормативность с формальной определенно­стью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и по­зволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов, а отсюда им признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму. (См.: Там же. С. 259-260).

Психологическаятеория права Л. Петражицкого приобрела широ­кое признание в начале XX в. в России, а позднее, благодаря стараниям его учеников (Ж. Гурвича, П. Сорокина, Н. Тимашева), его идеи полу­чили распространение в США. Сторонники этой теории понятие и сущность права выводят из правовых эмоций людей — во-первых, по­зитивного переживания, отражающего установления государствен­ные, и, во-вторых, интуитивного переживания, которое выступает ре­альным, «действительным» правом.

Суть концепции Л. Петражицкого в том, что он различал позитив­ное право, официально действующее в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как право. По­зитивное право, выражаемое в законах и других актах государствен­ной власти, мало доступно гражданам, чьи представления и иллюзии об этом официальном праве Л. Петражицкий называл «фантазмами». Интуитивному (психическому) праву принадлежит первостепенное место в регулировании имущественных, семейных, наследственных, жилищных и других отношений, постоянно возникающих в жизни людей. (См.: Байтип М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов: СГАП, 2001. С. 27-28).

Для Л. Петражицкого психика индивида, его психическое состоя­ние — прямой источник всех поступков человека, в них непосредствен­но отражаются право и нравственность. Эмоции — вот основные эле­менты психической жизни, и все внешние и внутренние стимулы (познание, включая ощущения и представления; чувства — наслажде­ния и страдания; воля — стремления, активные переживания должны пройти через них, ибо действия и суждения людей есть простые след­ствия этого процесса. «...Предлагаемые нами понятия правовых обя­занностей, норм права и т. д. обнимают весьма много такого, что юрис­ты не считают (не называют) правом, а относят к нравственности, "нравам", "религии" и т. п...». (Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нрав­ственности. СПб.: Лань, 2000. С. 58).

Социологическаяшкола права (Р. Паунд, Дж. Фрэнк, Д. Дьюи, К. Ллевеллин, С. А. Муромцев и др.) отождествляет право с судебны­ми и административными решениями, в которых видится «живое право», тем самым создается правопорядок или порядок правоотно­шений. Решения поддерживаются государственным принуждением, так как государство есть сила, создающая право. Иными словами, ав­торы данной концепции обосновывают и развивают теорию судебно­го и административного прецедента, характерного для системы об­щего права.

Историческаяшкола права (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.) исходит из того, что право есть общее убеждение, общий «нацио­нальный» дух, а законодатель выступает главным его представителем. В основе права лежит обычай, базирующийся на общем сознании, об­щем народном духе, общем убеждении народа. Корни права следует искать в бытии историчес-кого процесса, его последовательном развитии; вместе с развитием общественных отношений оно силой убежде­ния воздействует на людей.

Сторонники исторической школы права исходили из многомерно­сти права каждого народа, передаваемого из поколения в поколение.

Марксистскоепонимание сущности права заключается в том, что право есть возведенная в закон воля господствующих классов, воля, содержание которой обусловлено материальными условиями жизни этих классов. Право — лишь часть надстройки над экономическим ба­зисом общества, обладает относительной самостоятельностью и ока­зывает активное обратное влияние на все сферы жизни общества, со­храняя при этом свою классовую природу.

«Помимо того, что господствующие при данных отношениях инди­виды должны конституировать свою силу в виде государства, они дол­жны придать своей воле, обусловленной этими определенными отно­шениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона, — выражение, содержание которого всегда дается отношения­ми этого класса...».( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-изд. Т. 3. С. 322 и др.).

При всех различных подходах к пониманию права (в этом следует согласиться с В. Н. Кудрявцевым) профессиональному юристу долж­на быть присуща четкая и определенная позиция: никакое пожелание, убеждение или мнение не могут рассматриваться как правовая норма, коль скоро они не выражены в юридическом акте, принятом надлежа­щим образом. (См.: Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности//Государство и право. 1994. № 3. С. 6). Соответственно и изменить этот акт можно только пре­дусмотренным законом способом, на основании демократической про­цедуры, выражающей волю народа.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.