Для каждого типа рынка найдите равновесные цены, объемы производства каждой фирмы, прибыли фирм. Проведите сравнительный анализ деятельности предприятий.
Рынок совершенной конкуренции
В условиях совершенной конкуренции оптимальный объем производства выбирается каждой фирмой, исходя из равенства цены предельным издержкам. Приравнивая предельные издержки каждой фирмы к цене, получим q для девяти фирм.
= *3
= *3
= *3
Зная объемы выпуска продукции каждой фирмы, можно рассчитать выручку, издержки и прибыль.
Рынок олигополии
На данном рынке фирмы осознают свою взаимозависимость (всего три фирмы), поэтому математическое построение задачи приводит к решению системы уравнений:
П1(q1) →max q1
П2(q2) →max q2
П3(q3) →max q3
q1 + q2 + q3 = Q
Решение системы уравнений позволило выразить формулу совокупного объема производства отрасли и объема производства каждой фирмы:
.
Картель
Выступая на рынке участниками картеля, фирмы представляют собой единое целое.
Объем производства картеля Q = ,
Объем производства для фирмы qi=
Заполните таблицу и сделайте выводы.
Таблица 3- Сводная таблица показателей по всем типам рынка
Рынки
Q, ед.
TR, руб.
TC, руб.
Pr, руб.
Совершенная конкуренция
Олигополия
Картель
2.8. Общие требования к выполнению РГР
При выполнении РГР следует руководствоваться библиографическим списком Рабочей программы учебной дисциплины. Также необходимо умение работать с библиотечным фондом университета. Для целей анализа могут быть использованы материалы СМИ.
РГР выполняются в течение семестра. Срок представления работы на кафедру – за две недели до завершения учебного процесса в рамках соответствующего семестра учебного года. Срок проверки РГР преподавателем - 10 календарных дней с момента предоставления студентом данного вида работы на кафедру.
2.9.Критерии оценки РГР
РГР может быть оценено положительно если:
– содержание соответствует заданию;
– расчеты выполнены достоверно;
– тезисы, положения и сделанные выводы объективны и обоснованы;
– не вызывает сомнений самостоятельность выполнения работы;
– соблюдены все формальные требования.
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Видом промежуточной аттестации студентов, обучающихся по направлению 080100 «Экономика», профилям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение», «Статистика», «Финансы и кредит» и «Экономика предприятий и организаций» является экзамен.
2.1. Список вопросов для подготовки к экзамену
1. Предмет и метод анализа отраслевых и рыночных структур. Становление экономики отрасли (теории организации промышленности) как экономической науки.
2. Понятия «фирма», «отрасль», «рынок». Определение границ рынков и отраслей.
3. Строение рынков и его детерминанты. Виды рыночных структур
4. Эффективность конкурентных рынков. Долгосрочный и краткосрочный период.
5. Неэффективность монопольного ценообразования. Альтернативные теории (Щумпетер. Австрийская школа).
6. Конкуренция и соперничество: понятийно-сущностные отличия.
7. Монополия и монопольная власть. Долгосрочный и краткосрочный период.
8. Рынок монополистической конкуренции.
9. Монополистически конкурентные предприятия в краткосрочном периоде.
10. Монополистически конкурентные предприятия в долгосрочном периоде.
11. Альтернативные теории фирмы.
12. Понятие концентрации и тенденции изменения уровня совокупной концентрации. Кривая концентрации. Вариация размеров фирм и концентрация. Показатели вариации (дисперсия долей).
13. Уровень концентрации на отдельных отраслевых рынках. Измерение рыночной власти. Индексы Лернера и Херфиндаля - Хиршмана, их взаимосвязь. Использование показателей концентрации и рыночной власти в антимонопольной практике.
14. Факторы, определяющие структуру рынка: эффект масштаба, стохастические факторы, определяющие структуру рынка; воздействие политики правительств.
16. Формы поведения фирм на рынке олигополии: независимость, кооперация.
17. Независимое поведение олигополистов: объемная конкуренция. Модель дуополии Курно. Функции реакции. Равновесие Курно.
18. Модель дуополии Штакельберга. Лидеры и последователи. Равновесие Штакельберга.
19. Модель Бертрана.
20. Подход Эджуорта к разрешению парадокса Бертрана.
21. Кооперированное поведение олигополистов. Различные формы сговора. Картель и его модель. «Игра по правилам». Ценовое лидерство.
22. Модель рынка доминирующего предприятия с конкурентным окружением и закрытым входом.
23. Модель рынка доминирующего предприятия с конкурентным окружением и открытым входом.
24. Олигопольная координация: способствующие и ограничивающие условия.
Открытые и скрытые соглашения: проблемы соглашания по цене и его нарушения.
25. Лидерство в ценах.
26. Эвристическое ценообразование как инструмент координации.
27. Понятие барьеров для входа фирм в отрасль. Уровень барьеров как важный определитель структуры рынков.
28. Виды стратегических барьеров.
29. Виды нестратегических барьеров.
30. Взаимосвязь структуры рынка и расходов на рекламу.
31. Реклама в условиях олигополии. Реклама и концентрация продавцов. Реклама, рыночная власть и уровень прибыльности.
32. Структура рынка и разнообразие продуктов. Теория оптимального уровня продуктового разнообразия. Стандартизация товаров. Структура рынка и срок службы товара.
33. Структура рынка и технологические инновации. Промышленные инновации. Побуждения как функция структуры рынка: ценность инновации. Издержки и риск НИОКР. Введение в патентные гонки.
34. Теория и практика антимонопольной политики. Основания антимонопольной политики. Место регулирования и дерегулирования в антимонопольной политике. Инструментарий и механизм регулирования.
35. Антитрестовское законодательство и опыт его применения в США. Эволюция антитрестовского законодательства в США.
36. Антимонопольное законодательство и практика антимонопольной политики в странах ЕС. Антимонопольное законодательство ЕС. Антимонопольное регулирование на межгосударственном уровне.
37. Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика в России. Регулирование конкуренции на товарных рынках. Методика определения границ и объемов товарных рынков. Методика выявления монопольных цен.
3.2. Общие положения проведения экзамена
Экзамен проводится в устной форме. Предварительно студент получает билет и готовит ответ по содержанию входящих в его структуру двух теоретических вопросов.
При подготовке ответов студентом должны быть систематизированы знания, полученные в ходе самостоятельного изучения отдельных разделов и тем, на практических (семинарских) занятиях, в процессе работы с литературой.
В содержании ответа на вопросы билета следует придерживаться понятийного аппарата, определенного Рабочей программой учебной дисциплины и содержанием лекционного материала.
Ответ должен быть развернутым, но при этом лаконичным, логично выстроенным. Приветствуется обращение внимание на практические ситуации, приведение примеров.
Ответ оценивается дифференцированно, в зависимости от уровня представленных студентом знаний, степени его компетентности в предметной области учебной дисциплины «Теория отраслевых рынков»
Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложение к диплому (выписке из зачетной книжки).
Приложение 1
Требования к оформлению различных видов
самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов выполняется с применением компьютерных печатающих устройств при использовании текстового редактора Microsoft Office Word. Иллюстративный материал (графики, диаграммы и т. п.) выполняется в Excel.
Работа выполняется на белой бумаге на одной стороне листа А4 (210´297 мм) через 1,5 интервала, шрифтом Times New Roman, 14 пт., форматирование текста по ширине, заголовков — по центру; страница должна иметь поля: левое – 2,5 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. Абзацный отступ – 1,25 см.
Титульный лист (доклада, РГР или эссе) выполняется по установленной форме:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Новосибирский государственный университет экономики и управления – «НИНХ»
Кафедра Экономики и предпринимательства
Учебная дисциплина: Теория отраслевых рынков
ВИД СРС[1]
на тему: «……………………………………………»
Выполнил:
Студент (ФИО)
Номер группы:
Проверил: ФИО преподавателя
Дата регистрации на кафедре: «___» ________ 20 г.
(Год) 20_
[1] ВИД СРС – видами самостоятельной работы студентов в рамках изучений дисциплины «Теория отраслевых рынков», могут быть такие, как: доклад, РГР 1, РГР 2, эссе 1, эссе 2.