Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конституция какого государства, принятая в 1900 году, считается самой либеральной конституцией на Африканском континенте?



 

а) Эфиопии;

б) Намибии;

в) Мозамбика.

 

 

112. Основными признаками традиционной правовой семьи являются:

 

а) источниками права являются религиозно-нравственные нормы;

б) обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ;

в) ведущая роль в правотворчестве отводится суду;

г) особое значение имеет юридическая доктрина.

 

113. К семье традиционного права относятся правовые системы:

 

а) Индии, Испании;

б) Ирана, Сингапура;

в) Эфиопии, Намибии.

 

114. Для Африканского обычного права характерно следующее:

 

а) это право групп или сообществ;

б) особая роль сверхъестественного в традиционном праве;

в) признание полигамии;

г) а)+б);

д) б)+в);

е) а)+б)+в).

 

В Африке в результате колониального правления

 

а) возникла дуалистическая система права;

б) было введено право метрополий;

в) обычное право осталось без изменений.

 

Основные тенденции развития права Африки в условиях национальной независимости характеризуются

 

а) преодолением колониальных наслоений;

б) ограничение регулирующего значения правового обычая;

в) постепенное формирование общетерриториальной правовой системы;

г) все перечисленные.

 

117. Назовите характерные черты русского права:

 

а) слияние в русском праве европейских и азиатских начал;

б) подчинение права идеологии;

в) основным источником является закон;

г) а)+б);

д) б)+в).

 

118. Конституция Японии была принята:

 

а) в 1945 г.

б) в 1946 г.

в) в 1949 г.

 

119. Федерациями являются латиноамериканские государства:

а) Чили;

б) Венесуэла;

в) Бразилия;

г) а)+б);

д) б)+в).

 

Что отличает латиноамериканское право от Романо-германской правовой системы

а) принципы построения и функционирования судебной системы;

б) значительная роль делегированного законодательства;

в) сфера публичного права;

г) все вышеперечисленные.

 

Какое государство Швеция в 1809г. уступило России

 

а) Норвегия;

б) Исландия;

в) Финляндия.

 

122. Основу развития скандинавских стран составили:

а) Кодекс короля Христиана 1683г.

б) Свод законов Шведского государства 1734г.

в) Гражданский кодекс Франции 1801г.

г) а)+б);

д) б)+в).

 

123. В скандинавских странах юридическое сотрудничество стало характерной чертой правотворчества:

а) в уголовном праве и процессе;

б) в налоговом праве;

в) в области брачно-семейного, договорного права;

г) все вышеперечисленные.

 

 

124. Ряд характерных особенностей отличает скандинавское право от романо-германской правовой семьи:

 

а) неизвестно деление права на публичное и частное;

б) скандинавское право не кодифицировано;

в) гражданский процесс и уголовный регламентируются одними и теми же правилами;

г) а)+б);

д) б)+в).

 

125. Для смешанных правовых систем характерно:

а) сочетание элементов Романо-германской правовой семьи с элементами правовой семьи общего права;

б) правовая система основана на английском общем праве;

в) основу правовых систем составляет закон;

г) все вышеперечисленные.

 

126. К смешанным правовым системам относятся правовые системы:

 

а) Израиля;

б) ЮАР;

в) канадской провинции Квебек;

г) американского штата Луизиана;

д) а)+б)+г);

е) а)+б)+в)+г).

 

127. Исторически на становлении правовой системы Израиля оказало влияние:

а) право Османской империи;

б) Романо-германское право;

в) английское общее право;

г) а)+б);

д) а)+в).

 

128. Государство Израиль получило независимость:

 

а) в 1949г.

б) в 1945г.

в) в 1948г.

 

 

129. Для правовой системы какого государства характерно сочетание элементов римско-голландского и английского общего права:

 

а) Малайзии;

б) Намибии;

в) ЮАР.

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Аксиомы правовые - исходные и непреложные истины, закрепленные в правовых нор­мах, определенные постулаты юридической науки и судебной практики, не требующие доказыва­ния общеизвестные факты, в силу их очевидности ("нельзя быть судьей в собственном деле" и т.п.)

Акты органов исполнительной власти - официальные документы, принимаемые в пре­делах своих полномочий органами исполнительной власти, направленные на обеспечение испол­нения законов. Акты органов исполнительной власти являются подзаконными - принимаются на основании и во исполнение Конституции и законов, в пределах компетенции уполномоченного органа. Среди них различают нормативные, устанавливающие нормы права и имеющие общий характер, и индивидуальные, направленные на разрешение конкретных вопросов и порождающие (преобразующие, прекращающие) субъективные права и юридические обязанности субъектов в сфере управления. Органы исполнительной власти принимают постановления; распоряжения, приказы, инструкции, уставы, положения, решения, распоряжения местной администрации, при­казы администрации предприятий и учреждений. Акты органов исполнительной власти различа­ются по процедуре принятия, обнародования, введения в действие, порядку отмены в случае несо­ответствия Конституции и законам государства.

Акты законодательной власти - официальные документы, принимаемые высшими пред­ставительными органами государственной власти - парламентами. Это законы, декларации, поста­новления, иные акты. Юридические формы, наименования, порядок принятия и доведения до ад­ресата актов законодательной власти определяются Конституцией или другими важнейшими за­конодательными актами.

Акты местных органов власти - официальные документы, принимаемые в пределах пол­номочий местными (муниципальными) органами власти, направленные на обеспечение исполне­ния Конституции и законов с учетом местных условий. Акты местных органов власти имеют под­законный характер, изданные в пределах компетенции они обязательны для исполнения располо­женными на подведомственной территории исполнительно-распорядительными органами, пред­приятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Акты Президента - официальные документы, издаваемые в пределах своих полномочий главой государства на основе и во исполнение Конституции и законов. Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории государства. В случае признания Конституционным судом актов Президента противоречащими Конституции и законам, они счи­таются недействующими.

Акты применения норм права - официальные предписания государственных органов и должностных лиц, которые выносятся ими в результате правоприменительной деятельности в от­ношении индивидуально-конкретных лиц и определяют особенности их правового положения, разрешают по существу спор о праве, указывают на вид и меру неблагоприятных последствий за совершение правонарушения. Актам применения норм права присуща роль юридического факта по своему значению правопорождающего, правоизменяющего, правопрекращающего характера. В целом они обеспечивают поднормативное регулирование общественных отношений. Акты приме­нения норм права классифицируются по органам и должностным лицам - субъектам правоприме­нительной деятельности (например, судебные, прокурорские и т.п.), а также подразделяются на промежуточные (например, обвинительное заключение) и окончательные (например, вступившее в силу решение суда).

Акты толкования норм права (интерпретационные акты) - документы, принимаемые по результатам официального разъяснения (толкования) нормы права органами государства и должностными лицами в порядке реализации полномочий, определенных законом. Они носят вла­стный, обязательный характер; являются подзаконными, вспомогательными, нормативными и ка­зуальными.

Аналогия в праве - имеет место в случаях обнаружения пробелов в правовом регулирова­нии, преодоление которых связано с применением: а) аналогии закона, либо б) аналогии права. Аналогия закона - это применение предписания законодательства, прямо не регулирующего дан­ное общественное отношение, но сходного с рассматриваемым по ряду существенных признаков. Аналогия права применяется в случаях отсутствия предписания, регулирующего не только данное, но и сходные отношения. Конкретный жизненный случай разрешается на основе общих установ­лений, заложенных в них принципов права. Аналогия закона и аналогия права применяются не во всех случаях обнаружения пробелов в праве. Применение уголовно-правовых норм, а также норм административного права, устанавливающих ответственность за административные проступки по аналогии, не допустимо.

Анархизм - крупное самостоятельное течение общественно-политической мысли, имею­щее антиавторитарную и антигосударственную направленность. Его представители (П.-Ж. Пру­дон, М. Штирнер, М.А. Бакунин и др.) выдвигали концепции, которые ориентируются на упразд­нение государства, закона и устранение всякой власти, располагающей правом принуждать инди­вида.

Англосаксонская правовая система - одна из разновидностей правовых систем мира, имеющая свои истоки в Англии в XI-XII вв. Сегодня почти треть населения мира (Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, бывшие колонии Британской империи) живет по принципам, содержащимся в английском праве: 1) основным источником права служит норма, сформулированная в судебных прецедентах, т.е. в судебных решениях по конкретному делу, кото­рым затем придается общеобязательность; 2) право делится на общее, выработанное судьями, и право справедливости, основанное на решениях от имени короля. Судебная реформа 1873-1875 гг. соединила общее право и право справедливости в единую систему права; 3) отсутствует деление права на частное и публичное; 4) отдается предпочтение процессуальному праву; 5) отсутствует четкая классификация отраслей права; 6) отводится огромная роль судебному толкованию закона, что обусловливает связанность правоприменительного органа не только текстом закона, но и "прецедентами толкования" предшествующих судебных решений и др. В США сложилась в ос­новном дуалистическая система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии со статутным (законодательным) правом парламентского происхождения при приоритете преце­дента. Однако законодательство в США имеет больший удельный вес, чем в Англии, причем зна­чительным является не только объем федерального законодательства, в том числе кодексов, но и широкая законодательная компетенция штатов, которые активно ею пользуются.

Антимонопольное законодательство - специфическая отрасль законодательства, которая включает нормы права, регулирующие общественные отношения в процессе ограничения моно­польной деятельности и недопущения недоброкачественной конкуренции в предпринимательской деятельности, а также осуществления государственного контроля за соблюдением его норм. Для антимонопольного законодательства характерно использование разных методов правового регу­лирования и многочисленных норм процессуального характера, которые принадлежат как к адми­нистративному, так и к судебному процессу. Систему антимонопольного законодательства состав­ляют законы "Об ограничении монополизма и о недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности", "Об антимонопольном комитете", акты правительства в от­ношении антимонопольного регулирования, акты специального антимонопольного органа - анти­монопольного комитета, а также акты министерств и ведомств, направленные на ограничение мо­нополизма и недопущение недобросовестной конкуренции.

Аутентическое толкование - разновидность официального нормативного толкования норм права. Разъяснение нормы дается органом, ранее ее принявшим. Аутентическое толкование логически вытекает из компетенции правотворческого органа. Акты аутентического толкования отличаются от толкуемого акта только по форме. В содержании данного акта возможно присутст­вие элементов развития законодательства.

Безопасность государства - состояние защищенности жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз. (Составными частями безопасности государства являются конституционный порядок и политическая стабильность, крепкая государственная власть и эф­фективная экономика, суверенитет, территориальная целостность, нерушимость границ и др.).

Бланкетная форма изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов - способ изложения правового предписания, при котором необходимое правило поведения лишь называется либо устанавливается мера ответственности за его нарушение, но со­держание самого данного правила находится в ином (иных) нормативном акте.

Виды юридической ответственности - однородные группы юридической ответственно­сти, различающиеся в зависимости от оснований их возникновения, порядка реализации и приме­няемых санкций: конституционная, уголовная, дисциплинарная, имущественная (гражданско-пра­вовая), материальная и т.д.

Власть публичная - волевое отношение между людьми по организации их совместной деятельности, выработке и осуществлении общей для данного социального коллектива воли. Власть публичная имеет место там, где необходима разнообразная нормативно-регламентирован­ная комбинированная деятельность. Социальный аспект власти обусловлен потребностью в орга­низации совместной деятельности людей, психологический - означает способность оказывать оп­ределяющее влияние на поведение других людей, быть лидером. В зависимости от субъектов, власть публичная делится на государственную, партийную, семейную и т.д.; в масштабах обще­ства, организованного в государство, приобретает черты политической власти.

Внешние функции государства - основные направления деятельности государства, обу­словленные его сущностью и социальным предназначением и задачами в международном обще­нии и международных отношениях (внешнеэкономическая, дипломатическая, функции поддержа­ния мирового порядка, взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, культурного и научно-технического сотрудничества, сотрудничества в области охраны окружающей среды и др.).

Внутренние функции государства - основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и социальным назначением, целями и задачами внутренней жизни страны (экономическая, оборонная, правоохранительная, фискальная, функция финансового кон­троля, идеологическая, политическая, социальная, культурно-воспитательная, природоохрани­тельная и другие внутренние функции).

"Возрожденного" естественного права теории - существуют в виде двух вариантов: ду­ховного (неотомизм) и светского (феноменология, экзистенциализм, герменевтика и др.), возникли в конце ХIX - начале XX в. Истоки духовного варианта - неотомизма следует искать в учении Фомы Аквинского (томизма), а светского - в классической теории естественного права XVII-XVIII вв. Общим для этих двух вариантов является поиск основания права в идеалах, ценностях, в есте­ственном праве, отнесение к высшим правовым ценностям права частной собственности, прав и свобод человека. Указанные теории составляют содержание философии права.

Неотомизм (Ж. Дабен, В. Катрайн, Ж. Маритен и др.) имеет влияние во Франции, ФРГ, Италии, Австрии, Бельгии, Испании, странах Латинской Америки, где католическая церковь со­хранила влияние. По мнению неотомистов, естественное право как совокупность вечных, неиз­менных и абсолютных принципов "человеческой природы" (свобода, справедливость, соблюдение договоров, уважение властей, общее благо и др.) проистекает от Бога и есть высший масштаб для оценки любой системы позитивного права. "Возрожденного", естественного права теории стре­мятся сделать категорию справедливости, которую считают центральным пунктом своей док­трины, непосредственным руководством для судебно-административной практики, оправдать су­дебно-административное правотворчество. Поэтому понятие права "Возрожденного" естествен­ного права теории определяют через правоотношение как право конкретное, антинормативное, находящееся в постоянном развитии, имеющее не общие принципы, а конкретное содержание, проявляющееся в отыскании правового решения в конкретной ситуации.

Волеизъявление - обнаружение воли, выражение своего поведения. Оно выполняет две взаимосвязанные функции: побудительную, обеспечивающую активность субъекта, и тормозную, проявляющуюся в ее содержании. С позиции материалистической философии воля рассматрива­ется как обусловленная системой общественных отношений высшая степень активности личности, предполагающая способность принимать решения со знанием дела.

Воля - сознательная саморегуляция субъектом своего поведения, обеспечивающая преодо­ление трудностей при достижении цели. Она является одним из элементов психического склада личности наряду с интеллектом и эмоциями и выполняет деятельную функцию. Воля представляет собой важнейший компонент субъективной стороны состава правового поведения.

Герб государственный - символ государства, официальный отличительный знак государ­ства, изображаемый на государственных флагах, печатях, бланках, денежных знаках, фасадах со­оружений, правительственных учреждений. Цель государственного герба - дать в условном и ла­коничном виде представление о государстве, его истории, общественном и государственном строе. Описание и изображение государственного герба определяются Конституцией или специальными законами государства.

Герменевтика юридическая - искусство и теория истолкования юридических текстов; наука, изучающая специфику интерпретации в юриспруденции, процесс интерпретации в области права, а также анализ интерпретации самого права. Герменевтический метод призван обогатить юридическую науку.

Гимн государственный - песнь (музыка и слова), которая вместе с государственным гер­бом и флагом государственным является официальным символом государства. Государственный гимн должен исполняться в точном соответствии с музыкальной редакцией и текстом. При пуб­личном исполнении государственного гимна присутствующие выслушивают гимн, стоя и молча в знак уважения; мужчины снимают головной убор или прикладывают к нему руку. Исполнение государственного гимна в воинских частях, на военных кораблях, а также отдание воинской чести военнослужащими при исполнении государственного гимна регламентируются воинскими уста­вами. Государственный гимн исполняется на официальных торжественных мероприятиях, при приеме государственных деятелей и т.д.

Глава государства - высшее должностное лицо, являющееся олицетворением государст­венной власти и верховным представителем государства в сфере внешних сношений. Глава госу­дарства может быть наследственным (например, в наследственной монархии - король, эмир, власть которых, как правило, передается в установленном законом порядке по наследству от од­ного представителя царствующего дома к другому - Великобритания, Дания, Швеция, Испания, Япония и др.); выборным (например, в президентской республике - президент, который избирается населением либо путем непосредственных выборов - Мексика, Россия, либо в порядке косвенных выборов - США, Аргентина, либо многоступенчатых выборов - Италия, ФРГ, Индия). В прези­дентских республиках (США, Мексика, Аргентина) он одновременно является главой правитель­ства, что позволяет ему осуществлять свои полномочия более самостоятельно. В Швейцарской конфедерации функции главы государства и правительства осуществляет коллегиальный орган - федеральный совет и президент, избираемый федеральным советом на один год из своего состава.

Глава правительства - руководитель высшего органа государственной исполнительной власти. В странах с парламентскими формами правления - премьер-министр, председатель Совета министров, канцлер; в президентских республиках функции главы правительства выполняет пре­зидент. В парламентских странах глава правительства избирается или утверждается в должности парламентом. Премьер-министр и возглавляемое им правительство несут ответственность перед парламентом. В России глава правительства назначается президентом с согласия Государственной Думы.

Гласность - принцип демократии, реализация которого предполагает открытость, полноту и достоверность информации о процессах экономической, социально-политической, духовной и т.п. жизни общества, обусловливающих формирование, функционирование, степень цивилизован­ности государственной организации и правовой системы, а также информированность населения страны о действительных целях и характере работы законодательной власти, исполнительной вла­сти, органов правосудия. Гласность - средство наиболее массового контроля за деятельностью государственного аппарата, обнаружения бюрократических проявлений и их преодоления через формирование общественного мнения и его обнародование. Наиболее широкий и доступный канал гласности - средства массовой информации, статистика, результаты конкретно-социологических исследований.

Государственная власть - форма политической власти, осуществляющей руководство обществом от имени народа на всей территории государства посредством государственного аппа­рата, издания и доведения до реализации общеобязательных правовых норм. Государственная власть юридически осуществляет общеобязательную волю общества, располагает монопольным правом издавать законы и опирается на аппарат принуждения как на одно из средств для соблюде­ния законов и других правовых актов. Государственная власть обладает свойством суверенности, т.е. независимости от других властей общества, в странах с демократическим режимом единствен­ным источником государственной власти признается народ. Связанность государственной власти законом является одним из основополагающих начал правовой государственности.

Государственная дисциплина - правовой режим во взаимоотношениях между собой ор­ганов государства, должностных лиц, иных уполномоченных субъектов, который выражается в требовании исполнять каждым субъектом свои обязанности, не превышать свои полномочия, не посягать на права и не ущемлять интересы других субъектов. Государственная дисциплина обес­печивается как правовыми нормами, так и нормами морали. В основе государственной дисцип­лины лежит исполнительская дисциплина, добросовестное отношение должностных лиц к испол­нению возложенных на них обязанностей. Видами государственной дисциплины являются: фи­нансовая, штатная, служебная, технологическая, договорная и т.п. дисциплины.

Государственное (конституционное) право - основополагающая отрасль права, пред­ставляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государ­ственного устройства, правового положения граждан, их права, свободы и обязанности, систему государственных органов. Государственное право регулирует порядок избрания высших и мест­ных органов власти, закрепляет структуру, компетенцию и порядок деятельности высших и мест­ных органов государственной власти и самоуправления, их взаимоотношения между собой. Ис­точниками государственного права являются: Конституция, конституционные законы, иные нор­мативно-правовые акты, которые содержат государственно-правовые нормы или регулируют го­сударственно-правовые отношения (декларации о правах и свободах граждан; законы о выборах, референдуме, органах государственной власти и управления и т.п.).

Государственно-правовая закономерность - объективная, необходимая, устойчивая, су­щественная связь, которая складывается между основными государственно-правовыми явлениями и институтами (в том числе, во взаимодействии с другими общественными явлениями и процес­сами), проявляющаяся как объективно обусловленная господствующая тенденция, определяющая в концентрированном виде природу, исходные ориентиры в развитии и функционировании госу­дарственной организации и правовой системы, их действительное место и роль в гражданском обществе. Среди современных государственно-правовых закономерностей нужно выделять повы­шение роли личности, обеспечение ее прав и свобод; формирование правового государства; уг­лубление демократических начал в организации и деятельности государственных институтов; уп­рочение законности и др.

Государственное устройство - 1) понятие, охватывающее в широком смысле вопросы, ка­сающиеся государственного строя в целом, устройства всего государства: социально-экономиче­ские и политические основы государства, основы взаимоотношений гражданина и государства, территориальное устройство государства, систему государственных органов; 2) в узком смысле - понятие, отражающее территориальную (национально-территориальную, административную, тер­риториальную) организацию, внутреннее деление территории государства на составные части (республики, края, области, районы), их правовое положение, взаимоотношение между государст­вом в целом и его составными частями. В последнем смысле понятие государственное устройство применяется для характеристики государства в качестве федеративного или унитарного.

Государственное управление - деятельность государственных органов исполнительно-распорядительного характера, содержанием которой является проведение в жизнь законов и под­законных актов посредством реализации необходимых юридически властных полномочий; это вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.

Государственный аппарат - организация специального разряда лиц (государственных служащих), которые осуществляют функцию управления на профессиональных началах, наделены государством юридическими властными полномочиями, подразделяются на обособленные звенья, органы, учреждения, располагают специальными структурами (тюрьмы) для применения государ­ственного принуждения. Посредством государственного аппарата государство решает свои задачи. Организация и осуществление высшей власти в правовом государстве строится на основе разделе­ния властей, системе сдержек и противовесов между основными звеньями государственного аппа­рата: законодательными, исполнительными и судебными органами. В зависимости от природы органы государственного аппарата бывают непосредственными (представительные органы), про­изводными (исполнительно-распорядительные органы) и специальной компетенции; по составу различают коллегиальные и единоличные государственные органы.

Государство - организация суверенной политической власти на определенной территории, объединяющая население страны на основе гражданства или подданства, характеризующаяся на­личием специального аппарата управления (органов власти и должностных лиц) и опирающаяся в необходимых случаях на принуждение, издающая и обеспечивающая реализацию общеобязатель­ных правовых норм. Государство рассматривается: как страна (территория, границы, географиче­ское расположение); как народ (публично-правовая общность населения); как система органов власти, управления и поддержания правопорядка в обществе. Существенными признаками госу­дарства являются: суверенитет, публичная, выделенная из общества, власть (госаппарат); террито­риальное деление всего населения на национальные и административные единицы; официальное представление интересов всего общества; монополия на: 1) законотворчество (издание и обеспе­чение реализации обязательных правовых норм); 2) сбор налогов и 3) применение принужде­ния.

"Государство благоденствия" - теория, которая получила распространение в США и За­падной Европе после Второй мировой войны среди правых социалистов, либералов. Она явилась антиподом господствующей ранее теории "государства ночного сторожа" ("минимального госу­дарства"), которая обосновывалась невмешательством государства в экономическую сферу, в от­ношения рабочего и предпринимателя, в социальные вопросы. Теория "Государства благоденст­вия" взяла за основу идею английского экономиста Дж.-М. Кейнса, согласно которой активное вмешательство государства в экономическую жизнь является гарантией от всех социальных не­взгод, средством сглаживания классовых противоречий, оздоровления и стабилизации экономики. Сторонники теории "Государства благоденствия" ("максимального государства") утверждали, что в XX в. государство изменило свою прежнюю классовую сущность, стало надклассовым, "госу­дарством благоденствия" для всех, благодаря перераспределению национального дохода путем предоставления социальных услуг и введения прогрессивных налогов. Подтверждение своей тео­рии они находили в практике: был создан государственный сектор в экономике, предотвращались экономические кризисы, проводилась политика занятости рабочих, оказывались социальные ус­луги членам общества: пособия по безработице, поддержка материнства, детства, забота о стари­ках, малоимущих и т.д.

Государственные символы - обязательные атрибуты государства, которые используются как внутри страны, так и в международных отношениях: флаг, герб, гимн государства.

Государственная служба - деятельность работников государственных органов и органи­заций по практическому осуществлению их функций и задач в соответствии со своими должност­ными полномочиями, правами и обязанностями. На государственной службе в широком смысле слова находятся и лица, состоящие в штате государственных предприятий, учреждений и органи­заций, выполняющие функции управленческого, обслуживающего, воспитательного или вспомо­гательного характера (инженеры, педагоги, врачи, научные работники, делопроизводители и т.д.). Государственная служба в узком смысле слова представляет собой деятельность отдельной разно­видности государственных служащих - должностных лиц, которые выполняют властно-управлен­ческие функции от имени государства на профессиональных началах, наделены государственно-властными полномочиями.

Государственный суверенитет - верховенство и независимость государственной власти как внутри страны, так и во внешнеполитической сфере, а также полнота законодательной, испол­нительной и судебной власти.

Гражданин - правовая характеристика личности как члена государства. Правовой статус гражданина закрепляется Конституцией, Законом о гражданстве и другими законами, которые должны соответствовать международно-правовым пактам о правах и свободах гражданина. Во взаимоотношениях с государством гражданин выступает в качестве политического деятеля, носи­теля культурного достояния общества и индивида. Правовой режим каждого из них должен четко закрепляться всей системой законодательства, правовым механизмом реализации.

Гражданское право - отрасль права, которая регулирует имущественные отношения, свя­занные с ними личные неимущественные отношения, в предусмотренных законом случаях - лич­ные неимущественные отношения. Субъектами гражданских правоотношений могут быть граж­дане и организации. В отдельных случаях участником этих отношений может выступать и госу­дарство. Конститутивным признаком отношений, регулируемых гражданским правом, является юридическое равенство их субъектов. К имущественным отношениям, основанным на юридиче­ском неравенстве, нормы гражданского права не применяются (например, административные, на­логовые, финансовые и другие правоотношения). Основными источниками гражданского права являются Конституция, ГК, Законы "О собственности РФ", "О предприятиях и предприниматель­ской деятельности" и др. Гражданское право - наиболее обширная отрасль права. Гражданское право содержит следующие крупные разделы: общие положения; право собственности и другие вещные права; обязательственное право; авторское право; право на изобретение и другие резуль­таты творчества, используемые в производстве; наследственное право; правоспособность ино­странных граждан и юридических лиц; применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров.

Действие закона (нормативного акта) - состояние реального функционирования (право­вого регулирования) закона (нормативного акта): а) в определенном отрезке времени; б) на опре­деленной территории; в) в отношении определенного круга лиц (граждан, организаций, государст­венных органов). Действие закона во времени - от момента вступления в законную силу (при спе­циальном указании в законе) либо в порядке, предусмотренном действующим законодательством, до прекращения его действия (отмены). По общему правилу предписания законодательства не распространяются на отношения, возникшие до вступления его в силу. Действие закона в про­странстве - действие на определенной территории, включающей пространство в пределах границ (в том числе воздушный столб, недра, континентальный шельф), территории посольств, предста­вительств, военных судов, гражданских судов в открытом море. Действие закона по кругу лиц - воздействие предписаний законодательства на субъектов права.

По общему правилу действие закона осуществляется в отношении всех граждан, организа­ций, государственных органов, объединений.

Делегированное правотворчество - издание нормативно-правового акта по уполномочию одного органа государства другому. Делегированное правотворчество может осуществляться в виде предварительного разрешения органа государства издавать другому органу нормативно-пра­вовые акты по регулированию отношений, входящих в предмет ведения первого (например, чрез­вычайные полномочия Президента). Делегирование имеет место в процессе издания обществен­ными объединениями правовых норм по разрешению (поручению) государства.

Деликт - правонарушение, которое причиняет вред обществу, государству, личности и яв­ляется основанием для привлечения правонарушителя к предусмотренной законом ответственно­сти.

Деликтная ответственность - охранительный институт гражданского права, определяю­щий меру государственного воздействия за причинение имущественного вреда, а также ущемле­ние абсолютных неимущественных прав (например, чести, достоинства) за совершение граждан­ского правонарушения - деликта. Деликтная ответственность состоит в возложении обязанности восстановить имущественное положение потерпевшего либо загладить ущерб, нанесенный абсо­лютным неимущественным правам при наличии условий, указанных в законе. Деликтная ответст­венность наступает при нарушении вытекающей из закона обязанности лица не причинять вред другому лицу. Деликтная ответственность выступает в форме обязательств, возникающих вслед­ствие причинения вреда, имеет внедоговорный характер, состоит в устранении неблагоприятных последствий (материальных и неимущественных) для собственника (обладателя) в натуре либо иным способом восстановления прежнего состояния.

Демократия - организация власти в государстве, при которой обеспечивается выборность высших органов власти и участие населения в решении государственных дел, признаются основ­ные права и свободы гражданина, осуществляются основанные на народовластии принципы функционирования всех звеньев государственного аппарата. Демократия основывается на прин­ципах: народного суверенитета, политической свободы, уважения основных прав человека и граж­данина, равноправия, выборности органов власти, разделения властей, гласности, принятия реше­ний большинством при учете мнения меньшинства. Различают следующие формы демократии: а) непосредственную (референдум, митинг, сход граждан и т.д.); б) представительную, предпола­гающую выражение воли народа через избираемых ими представителей (парламент).

Депутат - выборный полномочный представитель народа в высших и местных органах власти. Правовое положение депутата определяется Конституцией и законами о статусе депутатов. В них устанавливается порядок избрания, полномочия, подотчетность и ответственность перед избирателями. Депутат имеет депутатское удостоверение и нагрудный знак.

Де-факто - одна из форм признания в качестве официального того или иного объекта оче­видного, но еще не завершенного по существу. Обычно признание де-факто предполагает в буду­щем наступление определенных правовых последствий, однако оно все же еще носит временный характер, является как бы переходным, предварительным этапом к признанию де-юре. Применя­ется институт де-факто в международном праве, но возможны и случаи его использования в оте­чественных отраслях права (например, допущение и отработка версий в юридическом процессе).

Де-юре - полное, окончательное и официальное признание какого-то обстоятельства или субъекта в качестве юридического (например, признание отцовства ребенка, рожденного в незаре­гистрированном браке). Признание де-юре входит в компетенцию только уполномоченных на то субъектов и всегда связано с наступлением определенных юридических последствий.

Дефиниция юридическая - установление и формальное закрепление смысла того или иного термина, с помощью которого обозначается соответствующее явление, имеющее юридиче­ское значение (например, определение понятия правонарушения по административному законода­тельству). Дефиниция юридическая является нетипичным нормативным предписанием и, закреп­ленная в законе, выполняет регулятивную функцию. Соблюдение требований, закрепленных в дефиниции юридической, обязательно, и нарушение их влечет наступление неблагоприятных по­следствий.

Диктатура - 1) система антидемократического политического господства какого-либо класса (например, диктатура буржуазии, диктатура пролетариата и т.п.); 2) способ осуществления государственной власти путем непосредственного применения вооруженной силы в чрезвычайных условиях. Различают два вида диктатуры: так называемая "революционная" (например, якобин­ская диктатура 1793-1794 гг. во Франции) и реакционная "контрреволюционная" (диктатура Ко­веньяка во Франции в 1848 г., фашистская диктатура в Германии, Италии, Испании, Португалии). И та и другая связаны с насилием, террором, являются антиподом демократии.

Диспозиция - основной содержательный элемент нормы права, в котором формулируется модель самого правила поведения, т.е. содержится предписание о том, как следует поступать в ситуации, в условиях, предусмотренных в гипотезе данной нормы. По смыслу диспозиция имеет двухсторонний, предоставительно-обязывающий характер: одной стороне предоставляется право­мочие (субъективное право), на другую сторону возлагается юридическая обязанность. По своему содержанию диспозиции могут быть определенными и альтернативными. Специфична диспозиция в охранительной норме: заключенное в ней предписание о правиле поведения начинается с "не", т.е. формулируется модель такого поведения, от которого следует воздержаться, ибо оно запре­щено.

Дисциплина - обязательный порядок поведения людей, деятельности должностных лиц, органов власти, управления, организаций, соответствующий правовым нормам, требованиям орга­низации, нормам морали. Дисциплина обеспечивает упорядоченность, организованность совмест­ной деятельности в масштабах государства, той или иной сфере государственной жизни, предпри­ятия, учреждения или организации. В связи с этим дисциплина бывает общеобязательной (госу­дарственной) и специальной (трудовой, финансовой, военной, договорной и т.д.). Важнейшим компонентом дисциплины является добросовестное отношение к выполнению возложенных на человека обязанностей. За нарушение дисциплины могут применяться меры правового (админист­ративного, дисциплинарного) либо общественного воздействия.

Догма - положение, которое принимается за непререкаемую истину, но зачастую имеет абстрактный, оторванный от реальной жизни характер.

Догма права - наиболее стабильное, неизменяемое положение (часть) юридической науки.

Договор - соглашение двух или более лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей; разновидность сделки. Одностороннее изменение условий договора, как правило, не допускается, а их нарушение влечет обязанность возместить причиненные убытки.

Договорная теория происхождения государства - обосновывала положение о том, что государство возникло в результате акта разумной воли людей - договора (соглашения), а не дейст­вия какой-то сверхъестественной, в том числе и божественной, силы. Появлению государства предшествовало "естественное состояние", когда люди имели "естественные права" (Ж.-Ж. Руссо) или когда "шла война всех против всех" (Т. Гоббс). Договорную теорию разделяли по сути все приверженцы естественно-правовой доктрины XVII-XVIII вв. Эта теория имела известное про­грессивное значение: порвала со всякими богословскими обоснованиями государственной власти, обосновала буржуазное государственно-правовое развитие. Взгляды некоторых ее представителей (Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев) носили революционно-демократический характер. Ж.-Ж. Руссо гово­рил, например, что народ может свергнуть правителей, если они нарушают договор.

Доктрина правовая - систематизированное учение о праве, логически связанная система положений о правовых явлениях: правовой системе, правоотношениях, законодательстве, закон­ности, правовой культуре и т.п.

Должностное лицо - гражданин, выполняющий на профессиональных началах служебную функцию от имени государства, наделенный государственно-властными полномочиями, специ­альным юридическим статусом и официальными атрибутами должности. Должностное лицо - это специалисты по управлению, занимающие должности в государственном аппарате. Среди долж­ностных лиц различают руководителей и уполномоченных работников.

Доказательства - в гражданском и уголовном процессах фактические данные (сведения) об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения граждан­ского или уголовного дела (например, сведения об основаниях исковых требований истца или ос­нованиях возражений ответчика, о событии преступления, виновности лица в совершении престу­пления и т.п.). Для доказательства предусмотрен определенный порядок их получения и процессу­ального закрепления в материалах дела. Разрешение любого юридического дела должно основы­ваться на доказательствах.

Европейский суд - один из органов Европейского союза, функциями которого является надзор за соблюдением права при интерпретации и применении договоров.

Европейский суд по правам человека - один из наиболее эффективных органов защиты прав человека, в котором рассматриваются жалобы государств, неправительственных организа­ций, групп граждан, отдельных граждан по фактам нарушений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. со стороны властей государств - членов Совета Европы.

Естественные права - система неотъемлемых прав и свобод, обусловленных природой человека, принадлежащих человеку с момента рождения и не зависящих тем самым от воли кон­кретного законодателя - право на жизнь, свободу, имя, честь и т.д.

Естественно-правовая классическая теория - была распространена в Западной Европе и США в XVII-XVIII вв. (Гроций, Спиноза, Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо, Джефферсон, Гамиль­тон и др.). Получила название "естественной" за стремление освободиться от теологического, бо­жественного объяснения явлений государства и права. Предметом изучения признавала не дейст­вующее положительное право в государстве, а естественное право как право абсолютное, данное человеку от рождения, неизменное, вечное, подобное законам природы, космополитическое (при­сущее всем народам). Содержанием естественного права объявлялись: справедливость, равенство, свобода, общая воля, защита частной собственности. Положительное право (в то время - феодаль­ное) рассматривалось как разное у народов, изменяющееся, несправедливое, зависящее от произ­вола королевских судей и администрации, неразумное, противоестественное. Отсюда следовало прогрессивное требование - привести положительное право в соответствие с естественным, т.е. заменить феодальное право новым (буржуазным). Несмотря на однородную теоретическую ос­нову, доктрина естественного права имеет много различных ответвлений (течений).

Закон (юридический) - нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представитель­ным органом государственной власти либо непосредственно населением страны (в порядке рефе­рендума), регулирующий наиболее важные общественные отношения, обладающий высшей юри­дической силой, устанавливающий отправные начала правового регулирования. Установление места и роли закона в правовой системе связано с тем, что он формируется и издается законода­тельной властью, что все другие нормативно-правовые акты принимаются на основании и во ис­полнение закона, т.е. ставятся в положение подзаконных, что закон обладает высшим правовым авторитетом ("суверенностью"), поскольку не нуждается в чьем-либо одобрении, что принятие закона происходит с соблюдением особой законодательной процедуры. В процессе построения правового государства и утверждения принципа господства закона неизбежно возрастание его значения. Принято различать конституционные и обыкновенные законы. Конституционные за­коны - это, прежде всего, сама конституция и непосредственно ею предусмотренные и конкрети­зирующие ее установления. Например, Закон "О Правительстве РФ" и др. Обыкновенные законы (кодификационные и текущие) регулируют относительно обособленные области общественных отношений, например Таможенный кодекс, либо более конкретные вопросы, например Закон "О банкротстве". В федеративных государствах имеются законы субъектов федерации.

Законность - режим господства закона во взаимоотношениях личности и государства, гражданина и должностного лица (органа государства). Сущность законности как режима состоит в том, что должно осуществляться, с одной стороны, неукоснительное требование ко всем органам государства и должностным лицам при исполнении ими своих полномочий строжайшего соблю­дения буквы и духа закона, с другой - создание обстановки (атмосферы) уверенности каждого гражданина в неприкосновенности своей личности, в гарантированности реализации своего пра­вового статуса и в неотвратимости юридической ответственности за любое правонарушение. 3аконность содержит три основных момента: а) кто обязан ее обеспечивать - органы государства; б) кто пользуется ее благами - граждане; в) какой результат она сулит обществу - правовой режим благополучного существования каждому добропорядочному и законопослушному субъекту. За­конность основывается на базовых принципах: верховенства закона, гуманизма, справедливости, неотвратимости ответственности и др. Законность имеет гарантии ее обеспечения: экономические, политические, социальные, юридические.

Законодательная власть - обособившаяся в условиях реализации принципа разделения властей (наряду с исполнительной и судебной) и действующая при разграничении функций и пол­номочий в системе сдержек и противовесов власть, обладающая исключительным правом прини­мать законы. 3аконодательная власть - непосредственный носитель суверенитета народа, вырази­тель его воли и интересов. Однако во избежание возобладания и абсолютизации законодательной власти в цивилизованном государстве должны существовать законодательно закрепленные юри­дические ее ограничения - права человека и гражданина, собственная компетенция и компетенция других властей и др., а также право вето на принимаемые законы, юридические основания и про­цедура роспуска парламента. С другой стороны - законодательная власть участвует в учреждении и контролирует исполнительную власть, участвует в формировании судебной власти.

Законопроект - текст подготовленного в порядке реализации права законодательной ини­циативы и предлагаемого для обсуждения парламенту закона. Законопроект обычно подготавли­вается правительством, комитетами, депутатскими фракциями, другими субъектами права законо­дательной инициативы. Законопроект, подготовленный научными учреждениями, коллективами, отдельными лицами, не обладающими правом законодательной инициативы на началах законода­тельного почина, парламент рассматривать не обязан. Нередко для обсуждения в парламент пред­ставляются альтернативные проекты законов.

Институт правовой - обособленная группа норм какой-либо отрасли права, регулирую­щих определенный вид однородных общественных отношений и составляющих собой необходи­мое звено в целостной системе права. Институты правовые по своему составу различны и потому выделяются отраслевые и межотраслевые (например, институт права собственности, объединяю­щий нормы права, входящие в гражданское, административное и другие отрасли права), ком­плексные институты, каковым, например, является институт достоинства личности.

Институционализма теория государства и права - М. Ориу, Г. Ренар (Франция) - тесно связана с институционализмом как с широкой политико-социологической концепцией, отразив­шей усложнение политической организации общества. В представлении институционализма высо­коразвитое общество выступает как совокупность, скорее даже конгломерат, различного рода ин­ституций. Институция - это тот первичный кубик, из суммы которых складывается здание обще­ства в целом и его политическая структура в частности. Только институция дает возможность по­нять механизм жизни общества. При этом в понятие "институция" вкладывается самое широкое содержание: это всякое длительное существование какого-либо объединения людей и даже дли­тельное существование положения вещей (Ориу). Государство объявлялось лишь одним, причем не обязательно основным, институтом политической власти среди ряда других, а понятие государ­ственного суверенитета считалось излишним. После Второй мировой войны на основе идеи ин­ституционализма были выдвинуты лозунги "диффузии власти", т.е. дробления власти между пра­вительственными и неправительственными учреждениями, и "плюралистической демократии", т.е. свободного участия в политической жизни "множества" слоев общества, объединенных в "заинте­ресованные группы". Институционализм лишает государство монополии не только на политиче­скую власть, но и на право, выдвигает на первый план формулу "нет общества без права", утвер­ждает, что право не создается государством, а есть продукт "юридического опыта" всех общест­венных институтов, взятых вместе. Государство лишь оформляет сложившееся право.

История государства и права - самостоятельная научная и учебная юридическая дисцип­лина, исследующая и освещающая историю возникновения, развития и смены типов и форм госу­дарства и права, государственных органов, правовых институтов конкретных государств в хроно­логической последовательности.

История учений о государстве и праве (история политических и правовых учений) - самостоятельная научная и учебная дисциплина, исследующая и освещающая историю возникно­вения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, т.е. изучающая процесс познания государственных и правовых явлений в различные этапы истории, начиная с ранней государственности.

Источники права - 1) факторы экономические, социально-политические, социально-пси­хологические, духовные; 2) внешняя форма выражения права (закон и т.д.); 3) непосредственный источник норм права - правовой обычай, прецедент, нормативный акт, нормативный договор, су­дебная практика.

Казуальное толкование норм права - разъяснение смысла и содержания нормы права, обязательное только для данного конкретного случая.

Казус (правовой) - 1) событие, которое выполняет функцию юридического факта, но на­ступает не в силу волевых действий лица и потому не может быть предусмотрено; 2) невиновное действие, которое, в отличие от умышленного или неосторожного, имеет внешние признаки про­ступка, но лишено элементов вины и, следовательно, не влечет юридической ответственности.

Касты - исторически сложившиеся обособленные социальные группы, члены которых свя­заны происхождением или правовым положением, принадлежность к которым является наследст­венной.

Каноническое право - система нормативных предписаний, принимаемых решениями цер­ковных соборов и постановлений римских пап. Нормы канонического права регулируют отноше­ния внутрицерковной организации и некоторые семейно-брачные, имущественные отношения. Наиболее известная кодификация канонического права - Свод канонического права XVI в. В каче­стве основного источника выступает Библия. Периодически принимаются энциклики - послания римских пап ко всем католикам или католическому духовенству по вопросам нравственности, об­щественно-политическим проблемам, вероучениям и праву. Новейшая энциклика была распро­странена папой Павлом II в 1991 г.

Категории - фундаментальные понятия, на основании которых осуществляется системати­зация тех или иных явлений, разрабатываются методы их познания, формируется целостное миро­воззрение.

Кодификация законодательства - наиболее совершенный вид систематизации законода­тельства, заключающийся в коренной переработке действующих ранее нормативно-правовых ак­тов в процессе осуществления правотворческой деятельности, устранении противоречий, неточно­сти, искажений, а также восполнении пробелов, создании на этой основе нового кодифицирован­ного акта (кодекса, устава), заменяющего все прежние действующие акты по этому вопросу.

Коллизионные нормы - правовые предписания, которые призваны устранять коллизии - столкновения норм, связанные с особенностями регулирования в разных государствах или в феде­ративных частях одного государства. Коллизионные нормы указывают на нормы (закон), которые должны быть применены в данном случае. Коллизионные нормы в большинстве своем входят в состав международного частного права (например, имеется коллизионный механизм регулирова­ния внешнеполитических договоров). Коллизионные нормы составляют содержание так называе­мого коллизионного права, т.е. совокупности норм, которые разрешают соответствующие несо­гласованности между действующими законами, их противоречия по одному и тому же предмету регулирования.

Конвенция - международный договор по специальным вопросам сотрудничества, как пра­вило, заключающийся на уровне правительств (в качестве межправительственных соглашений).

Конвергенция государства и права - теория, которая получила распространение с 50-х гг. XX в. (П. Сорокин, Дж. Гелбрейт и др.). Термин заимствован из биологии, где обозначает при­обретение различными организмами сходных черт благодаря обитанию в одинаковой среде. Со­гласно теории в условиях НТР происходит конвергенция (сближение) капиталистического и со­циалистического государства и права, утрачиваются между ними различия путем заимствования друг у друга положительных черт, создается "единое постиндустриальное общество". Процесс "социализации" капиталистического государства проявляется в элементах планирования и госу­дарственного регулирования экономики. Процесс "капитализации" в социалистическом государ­стве - в изживании "излишней жесткости" центрального государственного руководства, в развитии рыночной экономики, политического плюрализма и мирного сосуществования в области идеоло­гии. Политическая власть в конвергентном обществе, согласно теории, утратит классовый харак­тер и общественно-политическую окраску (капиталистическая и социалистическая), руководство перейдет к менеджерам (управляющим) - особому слою, возникшему в ходе НТР.

Конституционный суд - важнейший независимый орган в системе судебной власти, при­званный обеспечить соответствие законов, иных нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти Конституции, охрану конституционных прав и свобод личности. Консти­туционный суд имеет особый порядок формирования, он осуществляет свои полномочия путем рассмотрения в судебном заседании дел о конституционности законов и иных нормативных актов, а также дает заключения по вопросам, предусмотренным Конституцией и Законом "О Конститу­ционном суде". Решение Конституционного суда о неконституционности закона прекращает его действие.

Конституция - основной закон государства, определяющий основы государственного строя, определяющий форму правления, систему высших государственных органов, порядок их формирования, функции, компетенцию, правовое положение личности. Конституции демократи­ческих государств характеризуются приоритетным закреплением соответствующих международ­ным стандартам основных прав и свобод человека и гражданина, наличием системы сдержек и противовесов, предотвращающих возвышение одной из ветвей власти над другими. В мировой практике встречаются Конституции, состоящие из ряда законов (Великобритания, Новая Зеландия, Швеция).

Конструкция юридическая - разновидность нетипичного нормативного предписания, за­крепляющего состав того или иного правового явления (состояния) и придающего ему юридиче­ское значение (например, в уголовном праве - состав преступления, в гражданском - состав права собственности). При разбирательстве юридических дел любое упущение в учете хотя бы одного из элементов конструкции юридической влечет неблагоприятные последствия для результатов дела.

Конфедерация - союз двух или нескольких государств, созданный для определенных, строго ограниченных целей, за пределами которых государства - члены конфедерации сохраняют полную свободу действий. Конфедерация не имеет общей территории, общего гражданства и т.д. Финансовые средства конфедерации складываются из взносов входящих в нее государств. Конфедерация не обладает суверенитетом, не имеет права непосредственного осуществления при­нимаемых решений: они проводятся в жизнь только через правительственные учреждения госу­дарств - членов конфедерации. Форма конфедерации была распространена на ранних стадиях раз­вития буржуазной государственности, представляла собой переходную государственную форму с преобладанием элементов децентрализации; как форма политического объединения не отличалась особой устойчивостью. Например, конфедерация в США 1776-1787 гг.

Коран - священная книга мусульман, основа мусульманского права, как и всей исламской цивилизации. Состоит из высказываний Аллаха последнему из его пророков и посланцев Маго­мету. Коран - первый источник мусульманского права, но он не является ни книгой права, ни ко­дексом, представляет собой собрание проповедей, рядовых и юридических установлений, закли­наний, молитв, назидательных сказов и притч. Самые ранние сохранившиеся списки - на рубеже VII-VIII вв.

Корпоративные нормы - правила, разрабатываемые и принимаемые различными корпо­ративными формированиями: политическими партиями, коммерческими и некоммерческими, профсоюзными, кооперативными организациями и т.д. Наиболее распространенной формой их закрепления являются уставы и программы. Как правило, они регулируют внутриорганизацион­ные отношения, складывающиеся в процессе реализации уставных функций, распространяются только на членов данной организации и обеспечиваются мерами общественного воздействия. Среди корпоративных норм выделяется большая группа таких, которые санкционируются госу­дарственной властью и приобретают юридическое значение. К числу таких относятся, например, нормы устава кооператива, зарегистрированного или утвержденного местными органами власти. Такие нормы в необходимых случаях обеспечиваются государственной защитой.

Легитимность власти - признание правомерности официальной власти обществом, полу­чение властью кредита доверия со стороны народа. Требование легитимности власти возникло как реакция на насильственную смену власти и насильственную перестройку государственных границ. Легитимность власти означает: осознание обществом предпочтительности общепризнанного по­рядка, стабильности перед нарушением общепризнанных норм, захватом власти силой; признание власти, которая сформировалась в результате демократических процедур (либерально-демократи­ческая позиция), либо власти, не столько выборной, сколько способной овладеть сложной ситуа­цией и поддерживать в обществе порядок (прагматическая позиция).

Локальные нормы - нормы, принимаемые соответствующими коллективами на основе предписаний законодательства и действующие в пределах деятельности данных коллективов. К ним относятся нормы, закрепленные в уставах организаций, в коллективных договорах админист­рации предприятия (учреждения) и профсоюза, в правилах внутреннего распорядка. Их основное назначение - конкретизировать требования общей нормы права применительно к условиям дея­тельности соответствующего коллектива. Большое распространение эти нормы имеют прежде всего в сфере применения законодательства о труде.

Маргинал - человек, по каким-либо причинам покинувший одну культуру, сословие, класс, группу и не приспособившийся к ценностям и образу жизни другой.

Маргинальное поведение - тип правомерного поведения, основывающегося на мотивах страха ответственности, личных эгоистических расчетов, боязни осуждения со стороны окружаю­щих, государства, общества. Маргинальное поведение находится на грани антиобщественного, ведущего к правонарушению, однако не становится таковым в силу того, что в психическом меха­низме его поведенческих побуждений "срабатывают" такие движущие силы, как угроза возмож­ного наказания, боязнь осуждения и иные мотивы торможения, удерживающие лицо от правона­рушения.

Марксистская теория происхождения государства и права - связывает возникновение государства и права с появлением общественного разделения труда, частной собственности, то­варных отношений, с делением общества на антагонистические классы. Основным признаком го­сударства марксизм считает наличие политической власти (в отличие от первобытного строя, где власть имела неполитический характер), выражающей интересы и потребности господствующего класса. В отличие от обычаев первобытного строя, выражающих интересы всего племени и рода и каждого его члена, соблюдающихся в силу привычки и охраняющихся общественным мнением, право, согласно марксистской теории, имеет классовую природу; выражает волю экономически и политически господствующего класса, который навязывает обществу такие нормы поведения, ко­торые обеспечивают его существование и господство над остальным населением, тем самым при­дает своей воле всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона.

Материальное право - условное понятие в юридической науке и практике, обозначающее систему норм права, регулирующих общественные отношения, которые складываются между людьми и их организациями. Поэтому нормы материального права закрепляют формы собствен­ности, устанавливают правовой статус гражданина, различных объединений, определяют полно­мочия органов государства, меры ответственности за правонарушения: гражданское, трудовое, земельное, уголовное, финансовое право.

Международное гуманитарное право - совокупность конвенциальных и обычных норм международного права, которые обеспечивают уважение к личности и ее неприкосновенность в период вооруженных конфликтов. Международное гуманитарное право состоит из двух отраслей права: права войны или права вооруженных конфликтов и прав человека.

Международное право - совокупность юридических норм, регулирующих отношения ме­жду государствами и другими субъектами международного общения (народами и нациями, кото­рые не реализовали права на самоопределение, международными организациями). Международ­ное право называется и международным публичным правом, в отличие от международного част­ного права. Оно регулирует отношения между государствами в политической, экономической, социальной и иных областях. Нормы международного права содержатся в Уставе ООН, многочис­ленных международных договорах, конвенциях и других документах.

Международное частное право - совокупность правовых норм, регулирующих граждан­ские, семейные, трудовые, процессуальные отношения с иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами или государствами; объектом этих правоотношений явля­ется вещь, находящаяся за границей. В состав международного частного права входят нормы пря­мого действия, содержащие соответствующие правила поведения, а также коллизионные нормы, которые лишь указывают на то, право какого государства должно быть применено в конкретном случае (например, нормы о применении закона по месту заключения договора, нахождения иму­щества

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.