Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Функции права в обществе



Социальные функции права - это направления его воздействия на общественные отношения. Функции права необходимо рассматривать в единой системе социального управления и неразрывной связи с экономическими, собственно соци­альными, политическими и идеологическими факторами общественного развития. К социальным функциям права относятся интегративная, коммуникативная функции права, охранительная, ре­гулятивная и функция социализации. Иногда выделяют воспитательную функцию права.

Интегративная функция— это ведущая функция спло­чения всех социальных образований. Правовая система общества сплачивает все иные систе­мы (экономические, политические и другие). Общество, представляющее собой сложный конгломерат различных, зачастую противоречивых субъектов социального действия, находит свое единство именно в праве и государстве. Пра­вовая система не должна ставиться выше самого общества, поскольку ее источник - народ (ст. 3 Конституции Респуб­лики Беларусь). Поскольку интеграция может быть достигнута разными способами, в том числе и принуждением в тоталитарном обществе, то право интегри­рует общество, не унифицируя его. Правовая интеграция должна осуществляться не путем подавления различий и навязывания чьей-то политической воли, а посредством взаимоувязки многообразных интересов различных соци­альных субъектов, которые находят в праве защиту. Эта функция права нацелена на достижение объединяющего общество социального согласия через решение конфликтов в рамках всеобщей правовой формы. Разумеется, право - далеко не единственный социальный интегратор, но в силу своей абстрактности, обобщенности и универсальности оно является наиболее мощным из интеграторов.

Интеграция уравновешивается социальной дифференци­ацией. Интеграция и конфликт (дифференциация) - это два неотъемлемых слагаемых социального действия. Так, в конфликтных ситуациях, например, двое «дружат» про­тив третьего, а позже против друг друга. Сейчас наблюдается все большая дифференциация об­щества. Ранее человек по рождению принадлежал к опреде­ленному клану, социальному слою, и его переход в иной клан или слой был крайне затруднителен. Это - общество строгой стратификации. Сейчас общественная структура очень подвижна. Социальные группы становятся все мель­че и более специализированными. Наблюдается постоян­ный переход по социальной лестнице из одной социальной группы в другую. Процессы стратификации особенно уско­рились в техногенном обществе XX в. Если ранее конф­ликт и кооперация были более простые по форме, то сейчас, существуют сложнейшие формы конфликтов и кооперации. Это объясняется отсутствием противостоящих классов по типу пролетариев и буржуа и наличием так называемых «групп интересов», которые являются потенциальными группами конфликтов («зеленые», ветераны, молодежные неформальные организации и др.).В социологии вы­деляют следующие типы кооперации: семья, партии, про­фессиональные группы и прочее. Даже типично конфликтные виды социального действия (от судебной тяжбы до избирательной кампании или войн) вырабатывают механизмы кооперации. Даже са­мые жестокие войны следуют правилам ведения войны, пусть минимально. Нарушение этих правил (например, уничтожение пленных) вызывает протест и считается воен­ным преступлением. Интеграция интересов и совместное действие, пусть кратковременное, наблюдается во всех соци­альных группах. Без кооперации нет ни одной социальной организации или института, которые распознают «своих» и «чужих», что является показателем внешнего конфликта. Случается и внутренний конфликт, между «своими». Гово­рят также о «конфликте всех против всех».

Коммуникативная функция праваобусловлена тем, что социальная жизнедеятельность сопряжена с получени­ем, восприятием, переработкой и усвоением информации. В настоящее время наблюдается переход к информационно­му обществу. Поэтому сегодня информация - главный на­учно-технический, управленческо-организационный и пра­вовой ресурс развития общества и государства.

Термин «правовая информация» возник в связи с раз­витием автоматизированных информационных служб в об­ласти права. Правовая информация - это часть социальной информации и преимущественно имеет предписывающий характер. При помощи правовых норм до сведения участ­ников общественного отношения доводится позиция госу­дарства. Граждане информируются о средствах и способах достижения необходимых результатов, о последствиях на­рушения правовых предписаний. В широком смысле это весь объем официального норма­тивного материала, необходимый для решения вопросов в правотворческой и правореализационной деятельности. Надо помнить, что реально в правореализационной деятель­ности действует очень малая часть правовых норм. В узком смысле правовая информация является нормативным материалом (от законов до индивидуальных правоприменительных актов).

Специфичность правовой информациизаключается в том, что она носит общеобязательный характер и в отли­чие от простого сообщения, ее информационное воздействие рассчитано на убеждение, усвоение норм поведения потре­бителем. В отличие от внушения, принуждения правовая информация основывается на системе доказательств и пред­полагает осознанное отношение к информации. Вынужден­ное принуждение в праве исходит только от специализиро­ванного органа и выполняет сознательно установленную функцию.

Другой особенностью правовой ин­формации является необходимость в точном, единообразном ее понимании. Давно подмечено, что право, наполненное ре­альным содержанием и выполняющее инструментальную роль, теряет практическую ценность и перестает выполнять свою роль по стабилизации и упорядочиванию обществен­ных связей, если практиками понимается по-разному.

Устойчивая психологическая оценка составля­ет основу привычки, навыка, автоматизма в соблюдении правовых норм. Нормы должны быть переведены на язык эмоций, и только тогда они формируют поведение. Лич­ность не является простым потребителем информации, она - ее интерпретатор и носитель. Причем социальная обработ ка правовой информации весьма существенна и рассчитана на высокий образовательный уровень ее потребителя. Дол­гое время механизм восприятия правовой информации уп­рощенно считался непрерывным процессом накопления не­кой суммы знаний о праве, а психологическое воздействие, влияющие на ее усвоение, игнорировалось.

Всю правовую информацию можно классифицировать по определенным критериям. По направленности информаци­онных потоков выделяют вертикальную информацию(све­дения о праве, исходящие от государственных органов для должностных лиц и граждан, и, наоборот, поступающие в государственные органы) и горизонтальную(сведения о праве, распространяемые в межличностном общении в кол­лективах и малых социальных группах). По систематизированности информации выделяют систематизированную и несистематизированную;по способам получения разли­чают информацию, полученную в процессе обучения и в про­цессе социальной практики; в зависимости от источника известны официальная, неофициальная и официозная(по­луофициальная) информация.

Заметно влияние коллектива на восприятие индивидом правовой информации. В оценке правовой информации важ­на роль лидера группы или иных лиц, обладающих прести­жем. Внутригрупповые ценности влияют также на лиц вне группы. Если правовая информация совпадает с внутригрупповыми ценностями и нормами, то она легче усваива­ется. Если она противоречит внутригрупповым ценностям и нормам, то ее успех зависит от убедительности пропаган­ды в доказуемости правильности и полезности такой ин­формации.

Регулятивная функция прававыражается в наделении субъектов правоотношений определенной суммой прав и обязанностей по отношению друг к другу, к государству и его органам. В социологии права — это одна из вспомога­тельных функций. Регулятивная функция права в обществе не сводится к установлению запретов, дозволений, обязанностей, но и к созданию позитивных стимулов, гарантий развития граж­данско-правовой активности. Общество может опережать государство в правотворческой деятельности. Поэтому социальное регу­лирование не заканчивается правотворчеством, а «доуком­плектовывается» через решения должностных лиц и орга­нов, применяющих право.

Однако регулятивную функцию права невозможно пе­реоценить. Право является не единственным, но важней­шим социальным регулятором, регулирующим в свою оче­редь действие других социальных регуляторов. Такая способность права объясняется его опорой на правообразующий интерес. Поэтому правовое общество - это такое об­щество, где право в полной мере стало всеобщим регулято­ром (не по объему, а по качеству), другими словами, когда правовой способ разрешения социальных конфликтов при­знается единственно возможным.

Охранительная функция праваопределяется необходи­мостью защиты общественных отношений, интересов част­ных (в первую очередь, элиты) и общих. В рамках осуществ­ления этой функции реализуется правовая ответственность. Необходимо помнить, что чем строже запрет, тем больше ре­сурсов надо на его осуществление, поскольку число контро­лирующих и органов, налагающих штрафные санкции, уве­личивается.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.