Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 9. Особенности возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц.



Согласно п. п. 1 - 14 ч. 1 ст. 448 УПК решения о возбуждении уголовного дела против определенного лица либо о привлечении его в качестве обвиняемого (если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния) принимаются в особом порядке. Его элементами являются:

1) вынесение соответствующего решения:

а) Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ - против члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, Генерального прокурора РФ, судьи Конституционного Суда РФ, судей судов общей юрисдикции, в том числе мировых судей, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ, члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта РФ (п. п. 1, 2, 3 - 8, 12 ч. 1 ст. 448);

б) исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ - против Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ (п. 2.1 ч. 1 ст. 448);

в) руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ - против депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса (п. п. 9, 12 ч. 1 ст. 448); в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления (п. 11 ч. 1 ст. 448);

г) вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ - против прокурора, руководителя следственного органа, следователя (п. 10 ч. 1 ст. 448);

д) руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по району, городу - против адвоката (п. 10 ч. 1 ст. 448);

2) предварительное получение прокурором перед принятием такого решения заключения о наличии в деянии соответствующего лица признаков преступления:

а) особой коллегии из трех судей Верховного Суда РФ - в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, Генерального прокурора РФ, судьи Конституционного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда (п. п. 1 - 4 ч. 1 ст. 448);

б) такой же коллегии областного, краевого и равного им суда, военного суда соответствующего уровня - в отношении всех иных судей судов общей юрисдикции, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (п. п. 5, 9 ч. 1 ст. 448);

в) судьи районного суда или гарнизонного военного суда, действующего единолично, - в отношении следователя, адвоката, прокурора (п. 10 ч. 1 ст. 448);

3) предварительное получение согласия государственного органа власти или профессиональной корпорации, к которым, как правило, принадлежит данное лицо: Совета Федерации или Государственной Думы Федерального Собрания РФ - в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы (п. 1 ч. 1 ст. 448); Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ - в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий (п. 8 ч. 1 ст. 448); Конституционного Суда РФ - в отношении судьи Конституционного Суда РФ (п. 3 ч. 1 ст. 448); соответствующих квалификационных коллегий судей - в отношении иных судей (п. п. 4 - 5 ч. 1 ст. 448); Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ - в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы (п. 13 ч. 1 ст. 448); руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ - в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (п. 14 ч. 1 ст. 448);

4) производство предварительного следствия или дознания в отношении указанных лиц только следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ (подп. "б" п. 1 ч. 2; п. 7 ч. 3 ст. 151).

Рассмотрение соответствующего представления о даче судом заключения о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления проводится в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления представления в суд.

Судебное заседание по рассмотрению представления производится по общим правилам, предусмотренным УПК, в том числе с ведением протокола судебного заседания. В судебном заседании участвует руководитель следственного органа, лицо, в отношении которого внесено представление, и его защитник, а также может принимать участие лицо, заявившее о преступлении. Рассмотрев представление руководителя следственного органа, суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления либо отказывает в этом. Отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. п. 1 - 5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448, является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела (п. 6 ч. 1 ст. 24).

Суд, давая заключение о наличии либо отсутствии в действиях лица признаков преступления, проверяет лишь достаточность представленных данных, указывающих на эти признаки, и правомерность его утверждения о наличии оснований для возбуждения уголовного преследования в отношении лица, и не вправе делать выводы, которые могут содержаться только в итоговом решении по уголовному делу.

Если в ходе расследования уголовного дела встанет вопрос о необходимости изменения квалификации деяния, содержащейся в заключении коллегии судей, в сторону ухудшения положения лица, против которого ведется уголовное преследование, оно производится в том же порядке. Это значит, что прокурор направляет в соответствующую коллегию, состоящую из 3 судей, представление, в котором обосновывает необходимость такого изменения квалификации преступления. Однако это условие применяется для поворота обвинения к худшему лишь в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы или судьи (ч. 6 ст. 448).

Согласно принятому порядку, при необходимости получения согласия Совета Федерации или Государственной Думы на производство рассматриваемых процессуальных действий против члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (а равно во всех других случаях, когда возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого является прерогативой Генерального прокурора РФ, либо если испрашивается согласие Конституционного Суда РФ или Высшей квалификационной коллегии судей РФ) орган предварительного расследования направляет надзирающему прокурору соответствующее мотивированное постановление. Надзирающий прокурор, если постановление признано им обоснованным, представляет материалы прокурору субъекта Федерации или приравненному к нему прокурору с просьбой о возбуждении перед Генеральным прокурором РФ ходатайства о внесении представления. Вместе с проектом представления к ходатайству прилагаются обосновывающие его документы (протоколы следственных действий, заключения экспертов и др.). По уголовным делам и материалам, находящимся в производстве территориальных органов Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенных органов и т.д., к ходатайству прилагается также заключение за подписью руководителя следственного подразделения, органа дознания федерального министерства или ведомства.

Определенные особенности имеет принятие решения о возбуждении уголовного дела (или привлечении в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц) в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий. В течение 3 суток после вынесения этого решения Генеральный прокурор РФ должен направить в Государственную Думу представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, это решение вместе с представлением Генерального прокурора РФ в течение 3 суток направляется в Совет Федерации. В срок до 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы решение Совета Федерации по вопросу о лишении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято. Об этом в трехсуточный срок извещается Генеральный прокурор РФ. Решение Государственной Думы либо решение Совета Федерации об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.